Войти в почту

Двойной портрет гениев

В концертном зале «Зарядье» проходит масштабный фестиваль «Бетховен и Чайковский». В основе идеи этого форума две юбилейные даты – в этом году мир отмечает 250 лет Людвигу ван Бетховену и 180 лет Петру Ильичу Чайковскому. Вопрос дискуссионный и вряд ли имеющий положительный ответ: обрадовались бы сами композиторы такому принудительному соседству, предполагающему их невольное сравнение. Но для публики – этот фестиваль точно интересен и доставит ей немало минут эмоционального наслаждения. В цикле из восьми программ прозвучат произведения в разных жанрах: музыка симфоническая, инструментальная, камерная, вокальная, театральная. Найдется даже место и художественному слову: текст драмы Гете «Эгмонт» 5 марта прочтет Алла Демидова. На открытии фестиваля была представлена программа, быть может, единственная «объединяющая» композиторов, так как вдохновлена одой Шиллера «К радости». Но, если Девятая симфония Бетховен, завершаемая текстом оды со знаменитым призывом «Обнимитесь, миллионы!», – это шедевр и духовное завещание композитора, то опус Чайковского – это его дипломная работа в Петербургской консерватории, где шиллеровский текст звучит в русском, адаптированном переводе нескольких авторов. И думается, что автор великой Шестой симфонии или «Пиковой дамы» не очень хотел бы вспоминать публично свою студенческую пробу пера. Хотя услышать эту гимническую музыку было любопытно, как и вспомнить тот факт, что Девятая была единственной из бетховенских симфоний, которой он позже дирижировал. Но при жизни Чайковского эти две партитуры никогда вместе не исполнялись. И ныне в России они «дуэтом» прозвучали впервые благодаря фестивалю и Большому симфоническому оркестру им. П.И. Чайковского, Пражского филармонического хора (главный хормейстер Лукаш Василек) под руководством Владимира Федосеева. Все концерты фестиваля – это оригинально продуманные программы. 23 марта «Фатум» – это Пятая симфония Бетховена, и Четвертая Чайковского. Еще одно сочинение Чайковского в авторской редакции прозвучит в программе концерта «Подлинный Бетховен. Подлинный Чайковский» (31 марта): Первая симфония «Зимние грезы» в исполнении Камерного оркестра «Musica Viva» Александра Рудина. Также прозвучит и авторская версия Концерта для скрипки с оркестром Бетховена, где будет солировать английский пианист Джордж Харлионе. В фестивале примут участие ведущие российские оркестры и приглашенные дирижеры: Андрей Борейко, Василий Петренко, Максим Емельянычев, Винценц Праксмарер. А в финале фестиваля 31 мая на сцене Большого зала выступит знаменитый оркестр без дирижера Персимфанс: будет исполнена оратория Бетховена «Христос на Масличной горе» и авторский коллаж Персимфанса, составленный из фрагментов концертов, симфоний и балетов Чайковского. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Ольга Жукова, Генеральный директор зала «Зарядье» На первый взгляд эти композиторы совсем непохожи. Вместе с тем оба гения прославились как великолепные симфонисты и их имена стали знаковыми для мировой культуры на все времена. Чайковский внимательно изучал музыку Бетховена. И многие свои сочинения, думаю, создавал так, словно вел воображаемый диалог с композитором. Порой их вкусы расходились весьма далеко. Но, надеюсь, тем интереснее возможность сравнить их творчество. Читайте также: Органный концерт в «Зарядье» стал самым продолжительным в России и Европе

Двойной портрет гениев
© Вечерняя Москва