Ещё

Двойной портрет гениев 

Двойной портрет гениев
Фото: Вечерняя Москва
В концертном зале «Зарядье» проходит масштабный фестиваль «Бетховен и Чайковский». В основе идеи этого форума две юбилейные даты — в этом году мир отмечает 250 лет  и 180 лет .
Вопрос дискуссионный и вряд ли имеющий положительный ответ: обрадовались бы сами композиторы такому принудительному соседству, предполагающему их невольное сравнение. Но для публики — этот фестиваль точно интересен и доставит ей немало минут эмоционального наслаждения. В цикле из восьми программ прозвучат произведения в разных жанрах: музыка симфоническая, инструментальная, камерная, вокальная, театральная. Найдется даже место и художественному слову: текст драмы Гете «Эгмонт» 5 марта прочтет .
На открытии фестиваля была представлена программа, быть может, единственная «объединяющая» композиторов, так как вдохновлена одой Шиллера «К радости». Но, если Девятая симфония Бетховен, завершаемая текстом оды со знаменитым призывом «Обнимитесь, миллионы!», — это шедевр и духовное завещание композитора, то опус Чайковского — это его дипломная работа в Петербургской консерватории, где шиллеровский текст звучит в русском, адаптированном переводе нескольких авторов. И думается, что автор великой Шестой симфонии или «Пиковой дамы» не очень хотел бы вспоминать публично свою студенческую пробу пера. Хотя услышать эту гимническую музыку было любопытно, как и вспомнить тот факт, что Девятая была единственной из бетховенских симфоний, которой он позже дирижировал. Но при жизни Чайковского эти две партитуры никогда вместе не исполнялись. И ныне в России они «дуэтом» прозвучали впервые благодаря фестивалю и Большому симфоническому оркестру им. П. И. Чайковского, Пражского филармонического хора (главный хормейстер Лукаш Василек) под руководством .
Все концерты фестиваля — это оригинально продуманные программы. 23 марта «Фатум» — это Пятая симфония Бетховена, и Четвертая Чайковского. Еще одно сочинение Чайковского в авторской редакции прозвучит в программе концерта «Подлинный Бетховен. Подлинный Чайковский» (31 марта): Первая симфония «Зимние грезы» в исполнении Камерного оркестра «Musica Viva» . Также прозвучит и авторская версия Концерта для скрипки с оркестром Бетховена, где будет солировать английский пианист Джордж Харлионе.
В фестивале примут участие ведущие российские оркестры и приглашенные дирижеры: Андрей Борейко, , , Винценц Праксмарер. А в финале фестиваля 31 мая на сцене Большого зала выступит знаменитый оркестр без дирижера Персимфанс: будет исполнена оратория Бетховена «Христос на Масличной горе» и авторский коллаж Персимфанса, составленный из фрагментов концертов, симфоний и балетов Чайковского.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
, Генеральный директор зала «Зарядье»
На первый взгляд эти композиторы совсем непохожи. Вместе с тем оба гения прославились как великолепные симфонисты и их имена стали знаковыми для мировой культуры на все времена. Чайковский внимательно изучал музыку Бетховена. И многие свои сочинения, думаю, создавал так, словно вел воображаемый диалог с композитором. Порой их вкусы расходились весьма далеко. Но, надеюсь, тем интереснее возможность сравнить их творчество.
Читайте также: Органный концерт в «Зарядье» стал самым продолжительным в России и Европе
Видео дня. Красноярск «поплыл» после ливня
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео