Войти в почту

Слет «Волонтеров Победы» показал: историю в России знают все хуже

«Общекультурный код теряется все сильнее. То, что раньше сидело в подкорке, и что дети и подростки знали, как само собой разумеющееся, сегодня им приходится изучить. Отвалился весомый пласт культуры: кино, книги… И только в последнее время наши деятели культуры начали понимать, как важно, когда какой-то исторический факт, какое-то знаковое событие вплетаются незаметно в сюжет действительно зрелищного кассового фильма, когда интерес к узнаванию истории подогревается и таким образом»… На минувшей неделе в Брянске состоялся семинар Волонтеров Победы. Приняла в нем участие и делегация из Курска. О том, чем запомнится год празднования 75-летия Победы, каких изменений в плане работы с молодежью ожидать, а также о многом другом мы поговорили с преподавателем Суджанского сельскохозяйственного техникума Александром Мамкиным. Педагог не только представлял Курскую область на семинаре, но и стал победителем Всероссийского конкурса волонтеров-историков Года памяти и славы. Работать с волонтерами будут тренеры Для участия в конкурсе требовалось не просто подготовить авторский урок по теме одного из знаковых сражений Великой Отечественной войны – «Сталинградской битве» - но и предоставить видеозапись занятия. Оценку каждому такому мини-фильму давали профессиональные историки, педагоги, психологи и ораторы. Чтобы подготовить видео, как признается Александр Мамкин, работа которого была признана лучшей, им со студентами пришлось немного «забежать вперед» и пройти тему немного раньше. Но занятие настолько понравилось аудитории, что у преподавателя уже просили почаще проводить пары в необычном формате. Авторы десяти лучших работ были приглашены на семинар в Брянск, где под руководством опытных ученых получили возможность разработать новые уроки, а также кейсы, направленные на борьбу с фальсификацией истории. «Уникальность этого конкурса в том, что победители не просто делают работу, о которой потом все забудут. Как раз напротив, наработки будут внедряться в систему образования, а также использоваться в дальнейшем в том числе при подготовке волонтеров. Планируется, что в Год памяти и славы во всех субъектах состоятся выездные встречи, в которых примут участие как специальные тренеры, так и один из педагогов-победителей конкурса, проживающий в ближайшем к месту проведения регионе. При этом расходы на проживание и проезд экспертов возьмет на себя государство. Волонтеров Победы обучат ораторскому мастерству, подтянут их знания по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн, поскольку в будущем этим молодым людям и девушкам предстоит представлять страну на разного рода памятных мероприятиях, а также – Параде Победы. Хочется верить, что волонтеры будут готовы к самым каверзным вопросам и будут точно знать подлинную историю нашей великой Родины», - заметил Александр Мамкин. Утерянная связь поколений Сегодня многие преподаватели отмечают в целом низкий уровень знаний родной истории у учащихся. Проблема во многом кроется в том, что сама база у детей не заложена. «Раньше существовал своеобразный культурный код, тот фундамент, который знали все изначально. Вспомните рассказы для начальной школы про Ленина и чернильницу. Само собой разумеющимся было то, что дети знают, кто такой Владимир Ульянов, хотя более подробно его жизненный путь и вклад в историю изучались позднее. То же касается и фильмов советского периода, в которых очень хорошо была показана Великая Отечественная война. Благодаря им закладывалась база, на которую потом ложились фактические знания. Сегодня многие из тех фильмов и тех книг, на которых росли поколения советских детей, - ушли. Их уже не смотрят и не читают. Соответственно уходит и база. Знания приходится получать практически с нуля. «К Голливуду можно относиться по-разному, - говорит Александр Мамкин, - но одного у них не отнять. Американцы очень любят вставлять какие-то исторические реальные факты в зрелищные и модные фильмы. Взять, тот же боевик «В осаде» со Стивеном Сигалом в главной роли. Там действие разворачивается на линкоре «Миссури», на котором был подписан договор о капитуляции Японии. Вроде, ничего особенного, небольшое упоминание, но этого уже достаточно, чтобы заинтересовать молодежь. И подобные моменты можно найти в 80-90 процентах американских фильмов. У нас режиссеры подобный прием только начинают осваивать, и речь об эпизодических моментах. В итоге, дети теряют огромный пласт родной культуры, воспитываются в отрыве от корней. И это очень заметно». - Но эти же книги, фильмы их можно давать в качестве внеклассного задания на дом, или современная программа не предусматривает этого? - Как показывает практика, и дети, и студенты сегодня не слишком охотно выполняют подобные задания. Когда-то было не модно говорить, что ты почти не читаешь, сейчас – это уже обычное явления. И дело во многом в том, что книги стали дороже, не так доступны. Хотя, конечно, у этого есть и другие причины. Между тем, существуют вещи, которые знать все же необходимо. И, возвращаясь к теме Великой Отечественной войны, это и Сталинградская, Курская битвы, это блокада Ленинграда. Их надо знать не только из-за того, что это действительно знаковые события, но и потому, что именно на искажении ключевых событий Великой Отечественной войны сегодня во многом строятся попытки фальсификации истории. Уже полученные в ходе семинара знания преподаватели сумели применить на практике, проведя для Волонтеров Победы своеобразные открытые уроки. Тема была все та же – разоблачение попыток фальсификации истории. В этот раз курянину Александру Мамкину предстояло оперативно подготовить выступление, которое бы развеяло любимый на Западе, а также отдельным либералами в России, миф о том, что именно пакт Молотова-Риббентропа, подписанный 23 августа 1939 года, спровоцировал начало Второй мировой войны. «В последнее время наши западные «заклятые друзья» пытаются фальсифицировать историю, преуменьшить роль СССР во Второй мировой войне. Они не только пытаются убедить всех, что не Советский Союз раздавил гадину фашизма, но и настаивают на том, что Сталин пактом Молотова-Риббентропа развязал руки Гитлеру. Однако, многие забывают, что не только СССР заключал договоры о ненападении с Германией. Почти годом ранее, в сентябре 1938-го, аналогичный документ был подписан с Германией руководством Англии и Франции. Почему же именно его не называют «пусковым моментом»? Исключительно из-за того, что акцентировать внимание общественности на этом документе невыгодно кому-то. Можно сколько угодно пытаться выставить именно СССР агрессором, но как же быть в этом случае с планом всеобщего и полного разоружения, который был предложен как раз-таки делегацией Советского Союза в 1922 году на Генуэзской конференции, и который был отвергнут представителями ведущих мировых держав еще за десять лет до подписания того самого пакта? Западу выгодно оставлять без внимания все протесты СССР против попустительства захватнических действий Гитлера, забыть о протестах советского государства против захвата части Чехословакии. Между тем, если бы инициатива СССР по разоружению была принята, то и Второй мировой войны почти наверняка не произошло бы. Фашизм, взлелеянный Западом не сгубил бы десятки миллионов жизней. - Почему же в школах на этом не акцентируется внимание? - Вопрос, не ко мне. Но что я вижу, как преподаватель: сегодня федеральный образовательный стандарт перегружен фактами, событиями. В этом объеме какие-то ключевые моменты просто теряются. И тут зависит от педагога: обратит он на них внимание учащихся или нет, сможет их научить видеть взаимосвязь событий, или нет. Мы сейчас со студентами запустили специальный проект, который как раз учит их вычленять эти ключевые события. Но для того, чтобы уметь это, нужно не только видеть конечную цель, но и необходимо проделать очень большую работу. И, возвращаясь к тому, что могло служить «толчком» к началу Второй мировой войны, то скорее таким ключевым моментом мог бы быть как раз Мюнхенский сговор, а не пакт Молотова-Риббентропа. Надо понимать, что история – это не мертвая наука, а ее изучение – это своеобразная попытка через проблемы современности увидеть прошлое и наоборот - через анализ прошлого предсказать события будущего. Более того, история циклична, и многие события имеют свойство повторяться. Поэтому очень важно, чтобы понимание этого было у учащихся. О зарплате педагогов замолвили слово Участие в семинаре в Брянске приняла и Ольга Амельченкова – председатель всероссийского общественного движения Волонтеры Победы, член Центрального штаба ОНФ, член рабочей группы по подготовке предложений поправок в Конституцию. Помимо вопросов, касающихся преподавания истории, а также подготовки волонтеров, удалось обсудить и некоторые другие темы. В том числе и заработную плату преподавателей. К слову, вопрос этот был задан как раз курянином Александром Мамкиным. Напомним, еще в прошлом году в ходе церемонии награждения победителей конкурса «Мои инновации в образовании» вопрос необходимости повышения заработной платы преподавателям также был поднят на высоком уровне. Тогда лучшие педагоги страны поставили подписи под обращением в Государственную Думу о повышении гарантированной части заработной платы. Эту же проблему удалось обсудить и с Ольгой Амельченковой, которая обещала донести до членов рабочей группы по принятию поправок в Конституцию чаяния преподавателей. - Мы сейчас наблюдаем, что в странах, в которых уровень дохода педагогов привязан к уровню ВВП на душу населения, наблюдается рост качества образования, - отметил Александр Мамкин. - Там действительно в преподаватели идут лучшие из лучших, те, кому удается не только заинтересовать школьников или студентов, но и кто реально может дать им максимум знаний. С тем падением уровня общей образованности, который наблюдается у нас в стране, крайне важно наконец также обратить внимание на привлечение грамотных высококлассных специалистов. Сегодня многие из них предпочитают работать не по специальности, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни собственным семьям. Если бы удалось добиться привязки не самой заработной платы преподавателя, а именно ее гарантированной части, также к уровню ВВП на душу населения, речь шла бы о действительно существенном росте доходов. Помните, еще сенатор Катон в древности каждую речь заканчивал фразой «Карфаген должен быть разрушен», и он был-таки разрушен. Уверен, если на разных площадках раз за разом поднимать вопрос заработной платы педагогов, мы также будем услышаны. А грамотные преподаватели — это и грамотные выпускники, грамотные инженеры, врачи, специалисты других сфер. Если мы действительно хотим какого-то экономического прорыва, базу нужно закладывать уже сейчас. И начать как раз с образования. Читайте также: Почему политикам нужны советники по истории? Педагоги готовы поднять на федеральном уровне вопрос низких окладов

Слет «Волонтеров Победы» показал: историю в России знают все хуже
© КурскТВ