Почему инвесторы не хотят знакомить людей
Сегодня во всем мире большинство людей знакомятся онлайн, а оценки рынка дейтинга уже перевалили за $6 млрд. Несмотря на это, сам рынок растет медленно, а венчурные инвесторы нередко относятся к дейтинг-проектам с недоверием и опаской, согласились инвесторы на конференции DatingTech в Центральном доме предпринимателя. Рассказываем об основных трудностях, к которым необходимо приготовиться фаундерам, задумавшимся о запуске проекта в этой нише, а также чем привлечь инвестора в дейтинг-стартап. Художник: Юрий Аратовский Люди на вес золота Инвесторский интерес к проектам на рынке дейтинга сильно тормозят трудности с привлечением аудитории, объем которой обеспечивает сервисам с бесплатным поиском главный успех. Это, пожалуй, наиболее сложная задача, которая ставит крест на многих начинающих проектах. Причем с трудностями сталкиваются не только новые, но и уже действующие на рынке компании. «В дейтинге главное — наличие аудитории, но привлечь ее стоит очень, очень дорого. Времена, когда можно было ее взять с Facebook, закончились, это стало значительно сложнее», — говорит генеральный директор Mamba Андрей Бронецкий. Еще несколько лет назад с такими трудностями сталкиваться приходилось реже — так, после запуска сервиса для быстрых эмоциональных знакомств Pure хорошо привлекал аудиторию на хайпе и мало тратил на маркетинг, говорит Игорь Лутц (инвестировал в проект вместе с Константином Синюшиным — ред.). Однако теперь крупные провайдеры трафика попросту запрещают продажу рекламы подобных продуктов, и рассчитывать на то, что Google или Facebook поделится трафиком, не приходится. «Венчурные инвесторы не любят вкладываться в дейтинг. Чтобы компания агрессивно росла, необходимо вкладывать большие деньги в привлечение новых пользователей», — уточняет управляющий партнер Flint Capital Дмитрий Смирнов. К тому же даже в случае успеха проекта это не гарантия хорошего экзита для инвестора — у таких сервисов достаточно немного потенциальных покупателей. Форматы безнадежно устарели Инвестиционную активность не подогревает и отсутствие на рынке новых форматов сервисов, несмотря на кажущееся разнообразие механик подбора и презентаций кандидатов для знакомства. Прорывом может стать ставка на формат коротких видеоисторий — примерно как это уже происходит в сети TikTok, — то есть вместо фото в сервисах люди будут обмениваться и просматривать видеоролики. «Следующий тренд на рынке — короткие видео. Они станут следующим паттерном поведения в дейтинге: в виде такого формата аудитория будет употреблять контент и знакомиться», — полагает Владимир Махов, руководитель приложения знакомств Lovina (новый сервис от «ВКонтакте» — ред.). В том числе это сделает работу сервисов более честной — в отличие от фотографий, видео гораздо лучше помогает узнать собеседника. Безусловно, у формата есть и риски: так, многие люди не нравятся себе на видео, уточняет Владимир Махов, однако справиться с этим позволят разные фильтры и маски, считает он. В таком формате видит большие перспективы Игорь Лутц, прежде всего из-за молодого поколения, для которого нативным стал именно видеоформат потребления контента и для которого онлайн-дейтинг будет в принципе абсолютно нормальным занятием. «Как они играют сейчас в компьютерные игры, параллельно общаясь между собой, выясняя, как дела в школе, так они и будут знакомиться, я вижу, что большие перспективы есть в этой области». Технологии не поменяли рынок Увы, но ожидания, что инновационные технологии могут радикально изменить положение дел на рынке дейтинга, пока не находят подтверждения. Одним из прорывов обещал стать дейтинг на основе генетического анализа — именно такой проект развивал американский стартап Pheramor, обещавший помощь в поиске идеального партнера по итогам генетического тестирования партнера. Однако проект был вынужден остановить свою деятельность после изменения политики компании Apple и последовавшего за этим исключения приложения из магазина AppStore. Новым риском для рынка рискует обернуться и развитие технологии искусственного интеллекта — при помощи последней уже создаются умные боты, заменяющие пользователей на площадках для знакомств. В России подобные истории пока еще не получили широкого распространения, однако в США это уже становится проблемой. «Такой бот очень похож на настоящую девушку, и это угроза для дейтинга, в такие моменты, конечно же, теряется доверие», — утоняет Дмитрий Смирнов. Возраст тоже ниша Привлекательными для инвесторов могут стать сервисы знакомств, ориентированные на возрастную аудиторию, особенно в условия глобального старения населения (если верить ООН, к 2035 году на планете будет проживать более миллиарда человек в возрасте 65 лет). «Мы верим в нишевые проекты, например, для старшего поколения это очень перспективная история», — согласен Игорь Лутц. «Это один из восходящих трендов, сейчас в мире пилятся сотни продуктов», — говорит Сергей Сигитов, эксперт по онлайн-дейтингу, экс-директор по продукту сервиса знакомств Mamba. Аналогичной нишей может стать дейтинговый сервис, ориентированный главным образом на запросы женской аудитории (например, в сервисе Bumble отправлять сообщения первыми могут только девушки). «Девушкам найти пару сложнее, при этом у них становится все больше денег», — поясняет Андрей Бронецкий. По его оценке, ставка на комфортную атмосферу для женской аудитории — это перспективная ниша и большой рынок, где можно заработать. Ставят на квазидейтинг Пока на рынке доминируют сервисы с наиболее простой механикой, которая сводится к алгоритму «встретить кого-то, познакомиться, сходить на свидание». Однако это самый простой пользовательский кейс. Важным стратегическим направлением развития дейтинговых сервисов, который может заметно изменить ситуацию на рынке в целом, может стать ставка на поиск деловых контактов, на знакомства по интересам и увлечениям, то есть развитие в сторону полезного матчмейкинга. «Сервисам нужно эволюционировать, развиваться не в дейтинг, а в матчмейкинг, это направление будет расти и развиваться кратно», — согласен инвестиционный менеджер FinSightVentures Павел Гурьянов. Как уточняет Сергей Сигитов, будущее за сервисами «квазидейтинга», для аудитории которых именно знакомство с целью создания пары не будет первой и единственной мотивацией. С ним согласен и инвестиционный менеджер FinSightVentures Павел Гурьянов, который видит перспективы в сервисах для построения различных социальных и эмоциональных связей. Интерес к таким решениям уже есть у участников рынка. «В нашем портфеле есть проект, который связан со спортом, а другой помогает пользователям с режимом питания. С обоими проектами уже ведут переговоры о M&A-сделках крупные дейтинг-площадки. Из этого я делаю вывод, что дейтинги уходят в новые ниши», — говорит Дмитрий Смирнов. Не исключено, что в будущем в дейтинг придут и работодатели, для которых он станет новым рынком поиска кадров, а также способом удержания текущих сотрудников, считает Павел Гурьянов. Например, уточняет он, такие опции предлагает сервис Cherry, который позволяет работникам персонализировать состав бонусов, в качестве одной из опций предлагая доступ к сервису знакомств. Автор: Ольга Блинова