По соцсетям катится волна сладкой ностальгии: все скачивают и играют в мобильную игру PNLK, которую придумали и сделали на свои деньги четверо россиян. МОСЛЕНТА узнала у вдохновительницы и организатора проекта Кристины Голкиной, что хорошего в панельных домах, как собрать команду из друзей и за новогодние каникулы сделать игру о своем детстве. МОСЛЕНТА:Расскажите про команду, с которой вы делали игру: сколько вам всем лет, давно ли вы знакомы, были у вас до этого какие-то совместные проекты?** Кристина Голкина: Всем - по 30 с небольшим, то есть детство у нас пришлось на 1990-е. Мы до этого никогда ничего вместе не делали. Собрались вместе только ради того, чтобы сделать PNLK. А с чего все началось? Кто придумал сделать 3D тетрис из советских панелек? Мне эта идея пришла в голову в конце ноября, я ей поделилась с другом-дизайнером. Он ее поддержал, сказал: «Давай-давай делать»! Мы поговорили об урбанисте, о панельных домах, о том, хорошо это или плохо, во всем сошлись и решили сделать этот проект. А программист и музыкант присоединились уже попозже. Да, саундтрек к игре очень атмосферный. Кто его делал? Это группа «Наукоград». Я их слушала, но мы не общались, знакомы не были. И когда было готово первое небольшое демо, я его прислала, предложила написать музыку для этой игры, потому что, на мой взгляд, их стилистика нам идеально подходила. Сразу же получила ответ: «Да»! И как быстро удалось игру сделать, протестировать и запустить? Буквально за месяц-полтора. В основном на каникулах. С утра вставали и ехали в офис - делать, делать. Друзья говорили: «Вы чего? А на вечеринки? А выпить? А сериальчики посмотреть»? А нас так эта вся история захватила, что хотелось только поскорее игру закончить. И вот, - та-да-м, все в нее уже играют. Мы сделали версию для https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.coloboque.pnlk&hl=ru и IOS. Скриншоты предоставлены Кристиной Голкиной Скриншоты предоставлены Кристиной Голкиной Скриншоты предоставлены Кристиной Голкиной Я так понимаю, что PNLK вы делали не за деньги, а по любви. Да, делали для души: всем тема нравилась и была очень близка. К материальной выгоде мы не стремились, на успех не рассчитывали. И тем, кто хочет делать свой первый проект, в тех же играх, например, могу посоветовать, - не думайте о прибыли, делайте то, что любите. То есть, деньги вы как-то иначе зарабатываете? Да, мы все занимаемся какими-то своими делами. Игры запиливаете? Только программист. Кроме него к игровой индустрии никто не имел раньше отношения. Я, например, предприниматель, соосновательница бренда городской сувенирки «Ярко-ярко», она в Москве и в Питере продается. Ясно. Получается, каждый из вас прославил свою малую родину, город детства. Да, я и программист - из Комсомольска-на-Амуре, дизайнер из Новокузнецка, музыкант из Москвы. И я и дизайнер сейчас живем в Питере. Поэтому первый уровень - Санкт-Петербург. Ну, и после четвертого уровня идут уже города друзей. Сейчас наше поколение, - те, кто вырос в 1990-е, начинаем ностальгировать, и это не только по нашей игре можно заметить. Вспоминаем детство, те эмоции и простые радости. И панельки, и тетрис были частью того мира. У большинства, может, не было приставки Dandy или компьютеров, но портативный тетрис был практически у всех. И практически все жили в панельках, так что нам эта тема очень близка. Все мы играли на стройках, прыгали по гаражам, радовались всему этому и были счастливы. И поэтому панельки мы не воспринимаем сейчас как нечто плохое. Поэтому в нашей игре - никакой разрухи, упадка, никаких мрачных гетто. Только светлая ностальгия. И какие у вас воспоминания связаны с этими играми детства? Я много играла на стройке, это была девятиэтажная панелька. Каждый двор закрепил за собой этаж, - нашему принадлежал седьмой. Мы там рисовали граффити и всячески охраняли свою территорию. Когда наш этаж пытались занять чужаки, мы их выгоняли - такая была тема. Кристина Coloboque Голкина Фото предоставлены Кристиной Голкиной Шамиль Shanming Сахабиев Фото предоставлены Кристиной Голкиной Ilya Orange Фото предоставлены Кристиной Голкиной Fireya Фото предоставлены Кристиной Голкиной А как вы выбирали для каждого города дом, серию, которая его будет представлять? Где вы брали сами изображения? Почти все картинки взяты с карт, но все значительно дорисовывалось, ретушировалось. Что-то было сфотографировано, - это в случаях, когда невозможно было найти хорошую текстуру. Для Москвы мы взяли «шоколадные плитки» - серию КОПЭ-85, когда я жила в Москве, почему-то она мне больше всего запомнилась. Снимали? Как раз в КОПЭ-85? Снимала, да, но жила в серии П-86. Это была моя любимая панелька, но, к сожалению, ее в игру не получилось добавить, потому что она вся в балконах. Для Питера мы, естественно, взяли дом-корабль с ленточными окнами. На мой взгляд это не только символ города, но и вообще, самая красивая панелька. Они и сегодня смотрятся современными и стильными. Их даже не портят по-разному застекленные окна и балконы, - настолько они классные сами по себе. Самые нарядные панельки - в Новокузнецке. С чем это связано, я не знаю. Наверное, в советское время города старались привлечь специалистов, а как это было делать, если особых достопримечательностей, кварталов исторической застройки у них особо не было? За счет привлекательного вида строившихся зданий, я так думаю. Вообще, людям часто кажется, что панельки - они все одинаковые, супер-простые. У многих, наверное, они даже ассоциируются с хрущевками, - без декора. Но это не так: как правило в городе самая популярная не хрущевка, а какая-нибудь брежневка с декором, с мозаиками по бокам, - кстати, их у нас в игре, к сожалению, не видно. А как вы выбирали дом из своего родного Комсомольска-на-Амуре? Там выбор пал на самую популярную панельку, у которой балконы с круглыми отверстиями, отчего дом становится похожим на корабль. Как будто это отверстия под якорь. Многие эту архитектуру нарушают, кто-то эти дырки заколачивает. Вообще, по панельным домам видно, что определяет конкретно этот город, через их внешний вид всегда старались отобразить местные особенности, культурный код. У нас в Комсомольске-на-Амуре находился судостроительный завод, который делал корабли и самолеты. Поэтому и в домах эта тематика прослеживалась. А в прибрежных, морских городах не обходилось без темы волн. Если на Екатеринбург посмотреть - там вообще очень брутальные, стильные дома. Сейчас мы еще Нижний Новгород делаем - там тоже очень классные, на вид абсолютно современные панельки. Я стала изучать тему, и выяснилось, что когда их проектировали, привлекали современных архитекторов. И это чувствуется, - от них веет Европой. Это мы уже в следующем выпуске планируем добавлять города, расширяем географию PNLK. Фото предоставлены Кристиной Голкиной Фото предоставлены Кристиной Голкиной А сейчас последний уровень у вас какой? City 17 из Half Life 2, там типовые дома из болгарской Софии. Поскольку игра вся и полностью - о ностальгии, воспоминаниях, а игра Half Life 2 - часть моего детства. И я еще давно узнала, что панельки в City 17 - это вполне себе реальные дома, у которых есть реальный адрес. И я нашла их на Street View, и мы тоже их взяли. Не копировали никакого контента из игры, а обработали фотографии домов из Софии. Те же, которые брал главный гейм-дизайнер Half Life 2, Виктор Антонов, потому что он родом оттуда. Вы планируете делать и выпускать другие игры? Например, где надо будет прыгать по крышам гаражей и бегать по стройкам? Есть идея небольшого спин-офф, но пока мы к нему даже не приступали. Могу немножко спойлернуть, что это игра про лифт. Что там надо будет, все заграффитить? Зеркало разбить? Не могу рассказать. Но понятно, что лифты - это темная сторона панелек. А в PNLK все очень доброе, ностальгичное, только хорошие воспоминания. Скриншоты предоставлены Кристиной Голкиной Скриншоты предоставлены Кристиной Голкиной Скриншоты предоставлены Кристиной Голкиной Скриншоты предоставлены Кристиной Голкиной Скриншоты предоставлены Кристиной Голкиной И мне раньше казалось, что только я в детстве любила в окна заглядывать, но когда я стала знакомым об этом рассказывать, выяснилось, что это все любили делать. Гуляя по району, идешь вечером и, когда зажигается свет, смотришь в окна, - на уют, на простой быт людей. И это грело душу. Ведь если взять вот эту всю атмосферу панелей, то если убрать оттуда людей, убрать жизнь, быт, то останутся только бетонные мешки, мрачные депрессивные гетто и все тому подобное. А зажигающиеся окна, люди наполняют их жизнью. И мне лично панельные районы нравятся гораздо больше, чем кварталы современных новостроек, какие бы классные архитектурные проекты там не были. Потому что там недостаточно обжитости, чего-то настоящего, человеческого. Все слишком вылизано, искусственно, ненатурально. Но для тех людей, которые растут сейчас в этих путинках, в квартирах-студиях это не так, конечно. Пройдет 20 лет, и они будут делать свой ностальгический тетрис или майнкрафт про дома с квартирами-студиями. Все эти новостройки сейчас наполняются жизнью, но какой-то другой. Фото предоставлены Кристиной Голкиной Фото предоставлены Кристиной Голкиной Фото предоставлены Кристиной Голкиной Вообще, больше всего панельки очеловечивают и одушевляют по-разному остекленные балконы и окна. С точки зрения архитектуры это неправильно, но если сейчас выйдет закон, который запрещает это делать, панельки лишатся своей фактуры, уюта и человечности. Тогда уж точно станут холодными бетонными мешками. В PNLK мы делали акцент на этом «лоскутном одеяле»: все окна и балконы на каждом уровне разные. Мы старались отбирать максимально выразительные, а белые бездушные стеклопакеты старались ставить как можно меньше. Может, эта особенность российских городов уже совсем скоро станет историей, а панельки будут, как в Европе аккуратными и холодными.