Войти в почту

В Москве открылась выставка дореволюционного плаката

В Ивановском зале в Москве открылась выставка русского плаката конца XIX — начала XX века. С помощью более сотни плакатов и других экспонатов посетители смогут узнать о быте, промышленности и культурной жизни людей того времени. Кроме того, в рамках выставки запланирован ряд мероприятий — показ фильмов, встречи с историками и лекции представителей рекламной индустрии. В четверг, 27 февраля, в Ивановском зале (самостоятельное музейное пространство Российской государственной библиотеки) состоялось торжественное открытие выставки «Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала XX века». Идея провести эту выставку пришла сотрудникам РГБ — в частности, заместителю генерального директора библиотеки Наталье Самойленко — в процессе работы по оцифровке книжных памятников: в рамках национального проекта «Культура» РГБ совместно с Российской национальной библиотекой Санкт-Петербурга переводят в цифровой формат древние рукописи, первопечатные книги и другие письменные документы отечественной и мировой истории. Среди них — дореволюционные плакаты, которые относятся к печатной продукции и будут среди прочего представлены на сайте проекта. «Когда члены экспертного совета пришли в наши фонды и увидели те плакаты, которые будут выставляться в интернете, само собой, родилась идея показать эти вещи вживую. Потому что интернет — это прекрасная возможность постоянно обращаться, изучать... но увидеть хотя бы раз размеры этих вещей и то, как они выглядят, как живут в пространстве — чрезвычайно важно», — рассказала Самойленко RT. Дореволюционная реклама В прошлом на выставках РГБ неоднократно выставлялись советские плакаты, которые всегда вызывали у посетителей наибольший интерес. Нынешняя экспозиция уникальна тем, что включает образцы творчества дореволюционных мастеров. «80% представленных здесь плакатов экспонируются впервые», — обратила внимание куратор выставки «Городская феерия» Ольга Барковец. Признанные шедевры в экспозиции соседствуют с отличающимися острым юмором и откровенным китчем экспонатами. Пример — приглашение на бал или плакат, рекламирующий танталовые лампы, с характерной подписью: «Одинъ восторгъ! Счётъ на электричество уменьшился на половину». Нашла отражение в рекламном творчестве и борьба с одной из главных болезней того времени — туберкулёзом. Из-за него в Российской империи погибло огромное количество людей, в числе которых были и представители императорской фамилии. В рамках борьбы с недугом в Европе появился праздник — День белой ромашки. В установленную дату в городах, включая города Российской империи, проходили благотворительные мероприятия. Этот праздник проводился при поддержке в первую очередь дома Романовых, а также аристократов и купечества. Все собранные средства направлялись на борьбу с туберкулёзом. Мероприятия были очень массовыми, и размаха удавалось достичь в том числе при помощи рекламных плакатов. «Существует историческая хроника, где императрица Александра Фёдоровна лично участвует в благотворительном базаре и продает поделки, сделанные её руками, а также руками великих княжон», — рассказала Барковец, комментируя предысторию одного из экспонируемых плакатов. Посетители выставки смогут увидеть около 160 различных плакатов, выставляемых вместе с образцами ранней рекламы — жестяными коробками, фантиками и упаковками от табака и алкоголя. В изобразительном отделе библиотеки организаторами были найдены шедевры плакатного искусства за авторством Людовика Кубы, Каземира Малевича, Константина Коровина, Льва Бакста, Александра Головина, Михаила Врубеля и многих других. Один из московских коллекционеров предоставил для выставки плакат русского художника-абстракциониста Василия Кандинского, ставший единственным не состоящим в собственной коллекции РГБ экспонатом. Также посетители смогут посмотреть три фильма, плакаты к которым представлены в экспозиции — первую русскую кинокартину «Стенька Разин» (1908), а также фрагменты лент «Пиковая дама» (1916) и «Король Парижа» (1917). «Мы открыты для самых разных контактов, и во время выставки будем устраивать встречи и с теми, кто создаёт и изучает плакаты, и с историками этой поры. Мне кажется, что это уже становится нашей традицией — сопровождать выставки большой общеобразовательной программой» — сообщила Самойленко. Материал для вдохновения и изучения истории Несмотря на то, что на выставке представлены экспонаты XIX — начала XX века, экспозиция актуальна для настоящего времени, а её посещение, по мнению организаторов, обязательно для работников сферы рекламы. Как рассказала RT Ольга Барковец, история плаката связана с историей рекламы наших дней. «Принципы рекламы были разработаны ещё в XIX веке, и они не менялись. Изменились только носители», — отметила куратор выставки. Об этом пойдет речь на лекциях по современной рекламе, подготовленных Ассоциацией коммуникационных агентств России, Ассоциацией развития интерактивной рекламы IAB Russia и Российской ассоциацией маркетинговых услуг. «Очень многие шрифтовые и графические решения актуальны и в настоящее время. Представленным плакатам уже под сотню лет, и они вполне могли бы и сегодня украшать рекламные щиты и афиши», — отметил исполнительный директор АКАР Валентин Смоляков. Он добавил, что этого нельзя сказать про все экспонаты выставки, поскольку реклама — не чистое искусство и всегда стоит на стыке бизнеса и творчества, а для успешной работы с современной аудиторией необходимо постоянно искать новые решения. «Но я уверен, что даже самые лучшие профессионалы нашей индустрии — графические дизайнеры, директора, креаторы, — посетив эту выставку, вдохновятся и найдут много вещей для размышления и творчества», — сказал руководитель АКАР. Наталья Самойленко также ожидает, что экспозиция и запланированные в рамках выставки мероприятия напомнят о давно забытых приёмах и решениях и вдохновят как работников индустрии рекламы, так и представителей других профессий: все желающие смогут ознакомиться с жизнью, бытом и мечтами людей другой эпохи. «В советские годы плакаты стали в первую очередь средством пропаганды. А в конце XIX — начале XX века они несли другую функцию», — говорит Барковец. По её словам, плакат того времени рассказывает о развитии промышленности и конкуренции, а также представляет культурную жизнь страны во всём её многообразии.