Молодые критики перешли все границы
Помимо встреч с аудиторией "по жанрам", то есть поэтов, прозаиков и критиков, в этом цикле своеобразных "отчетных" мероприятий молодых писателей будут также презентации книг поэтов, изданных при поддержке Фонда президентских грантов. А уже завтра, 28 февраля, в Малом зале ЦДЛ состоится презентация специального номера журнала Союза писателей Москвы "Кольцо А", выпущенного по итогам семинаров 2019 года, с материалами многих участников обучающей акции. Вечер критиков назывался "Критики без границ". Публичные творческие вечера критиков – большая редкость: этот аналитический жанр сложно приспособить для сцены. Однако для подлинных талантов нет ничего невозможного, и это символизировало название встречи. Большинство критиков, как правило, работают и в жанрах художественной литературы. Но и сама критика, заявила на открытии встречи ведущая семинара и вечера Валерия Пустовая, является не "обслуживающим" и несамостоятельным жанром литературы, а весомым словом в искусстве. Всем выступающим была предоставлена возможность прочитать свои стихи и прозу. Также обязательным условием "игры" было ответить публике на вопрос, кто они, "критик и…", и выразить свои пожелания к этому жанру. Подразумевалось, что вносить благие изменения в литературно-критический процесс придется самим молодым критикам в ходе своей профессиональной деятельности. На встрече высказывались участники и мастера семинара критики проекта "Путь в литературу" Дмитрий Бак, Валерия Пустовая, Олег Демидов, Екатерина Агеева, Александр Евсюков, Арина Буковская, Алла Войская и автор этих строк. Критики продемонстрировали широкий спектр "попутных" специальностей. Так, Екатерина Агеева учится в Школе литературного мастерства Майи Кучерской при Высшей школе экономике на направлении прозы, но "для души" предпочитает писать стихи, которыми и поделилась. В прошлом декабре Екатерина участвовала в семинаре критики в Ершове, но призналась, что "критик" для себя считает слишком серьезным словом, предпочитает представляться как поэт. Она пожелала больше литературных конкурсов для критиков с конкретными требованиями, чего ждут от конкурсантов. Требование справедливое, если учесть "здесь и сейчас" происходящие изменения жанра. Алла Войская и Екатерина Агеева. Александр Евсюков шутливо назвал себя "профессиональным дилетантом", имея в виду огромный разброс своих жизненных занятий – от археологии до участия в тушении пожаров 2010 года. Автор признался, что ему было бы скучно 10 лет подряд заниматься одним и тем же делом – но к литературе это не относится, потому что примерно такой срок Александр пишет в основном малую прозу – рассказы, очерки, эссе, в том числе и на опыте пережитого. Два рассказа, один на соловецком материале, где писатель также бывал в экспедициях, он и зачитал. К слову, Александр явно поскромничал и умолчал о еще одном своем умении – декламировать собственные тексты. Он читает выразительно, практически как артист. И критикой занимается, может быть, не так активно, как прозой, но постоянно. А также Александр Евсюков входил в число учредителей литературной премии "Антоновка 40+" . Алла Войская также выступила как прозаик, зачитав отрывок из рассказа. И высказала важную мысль о современной критике. По сути, она отразила сегодняшнее представление об этом жанре, сказав о двух его направлениях: обзорная критика, ревью, граничащее с рекламой, либо же "завеса толстожурнальной критики, которая не подступаема". Чтобы создать третью возможность, Алла с друзьями создали собственный литературно-критический проект в Сети под названием "Скала". Валерия Пустовая озвучила эссе из новой книге "Ода радости" – о "непримиримых противоречиях" полов в таком важном деле, как воспитание ребенка, и о том, насколько близки друг другу люди, связанные, казалось бы, этими противоречиями. Критика для Валерии – образ жизни; может ли быть иначе у одного из самых известных и авторитетных ныне представителей этого жанра? Критика – это не только рефлексия, но и труд, работа познания, отклик на другого. Литературоведы Дмитрий Бак и Олег Демидов выступили со стихами, что характерно, тоже литературоведческими. Демидов "оживил" в стихах Бродского, Набокова, Леонида Губанова и рассказал мистический случай, которому стал свидетелем. Сейчас Олег Демидов работает над книгой о Леониде Губанове. В ходе подготовки к написанию они с соавтором посетили могилу поэта – и увидели своими глазами, как под дождем на его памятнике проступили белый крест и слово "поэт". Этому факту литературовед не может найти реального объяснения. Но его пожелания к жанру, напротив, отличались сугубой материальностью: критика, точнее, критики нуждаются в деньгах, за их труд надо давать достойные гонорары, тогда и новые Белинские не замедлят. Чего ждет от критики директор Государственного литературного музея им. В.И. Даля Дмитрий Бак, он рассказал "Ревизору.ru" в интервью, которое появится на портале на днях. Олег Демидов (на дальнем плане) и Дмитрий Бак. И, пожалуй, самым ярким открытием вечера стало выступление Арины Буковской. Она сказала, что не работает ни в каком "смежном" жанре, будет говорить о книгах как литературный журналист и критик – и зачитала обзор двух новых зарубежных детективов. Зал единодушно признал, что книжные обзоры, вопреки распространенному убеждению, со сцены звучат захватывающе. Арина Буковская рекомендовала к прочтению новый детектив известного французского автора Жана-Кристофа Гранже "Последняя охота" и книгу шведского прозаика Микаэля Ниеми "Сварить медведя". Ниеми еще мало известен в России – вышла только вторая его книга на русском языке. По мнению молодого критика, с творчеством этого автора стоит знакомиться. Фоторепортаж вечера вела его организатор, куратор проектов "Путь в литературу" Виктория Лебедева, детский поэт, прозаик, редактор. В целом уникальный опыт явления "критиков на сцене" можно считать удавшимся и, как говорится, дай Бог, не последним.