Актуализация утилизации. Как будут решать мусорный вопрос в Новосибирской области

Проблема утилизации бытовых и производственных отходов – одна определяющих не только настоящее, но и будущее существование муниципалитетов и регионов. И по отношению к ней как законодательных, так и исполнительных ветвей власти можно судить об их нацеленности на всестороннее развитие территории. В работа с отходами жилого сектора и организаций строится на основе госпрограммы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области", которая была утверждена в 2015 году.
Актуализация утилизации. Как будут решать мусорный вопрос в Новосибирской области
Фото: РИА "ФедералПресс"РИА "ФедералПресс"
В течение всего срока действия программный документ поддерживался в актуальном состоянии за счёт внесения изменений, отражающих как фактическое состояние дел, так и законодательные новации федерального уровня.
Раздельный сбор проблем
Отчётность об исполнении программных мероприятий не только констатирует достигнутые результаты, но и позволяет выявлять ранее не учтённые препятствия для достижения установленных показателей, и упреждающе указывать на риски реализации поставленных целей. Именно эти задачи стояли перед членами комитета Заксобрания НСО по строительству, ЖКХ и тарифам, заслушавшим 13 февраля 2020 года доклады министра ЖКХ и энергетики НСОДениса и генерального директора ООО «Экология-Новосибирск»(региональный оператор по обращению с ТКО) , посвященные организации работы с отходами производства и потребления в регионе.
По словам министра, услуга по обращению с ТКО предоставляется на территории 683 населенных пунктов Новосибирской области, в которых проживает более 2 707 тысяч человек, что составляет 97,1% населения. Говоря о складировании обходов, Денис Архипов особо отметил продолжающееся оснащение полигонов ТКО техническими средствами – в настоящее время 14 объектов из 21-го оборудованы весовым контролем.
Генеральный директор компании – регионального оператора по обращению с ТКО представила депутатам информацию о результатах прошедшего года работы. За этот период приобретено 6124 контейнеров и 54 единицы спецтехники – в итоге на территории области используется 32 671 емкость для накопления отходов (из них емкостями для раздельного накопления отходов оснащены 2287 контейнерных площадок), ежедневно работает от 497 до 628 единиц мусоровозов и погрузчиков. Всего за 12 месяцев 2019 года на объекты размещения поступило 1 154 834,72 тонны отходов. При этом только на два полигона города Новосибирска принято 737,5 тыс. тонн отходов.
Лариса Анисимова отдельно остановилась на вопросе собираемости платежей за услуги по вывозу ТКО. По её данным, это показатель по стране в целом варьируется от 40 до 90 %, а в Новосибирской области на конец 2019 года он составил 77,24 % (для физических лиц – 74,32%, юридических – 88,29%). При этом для отдельных муниципальных образований региона характерен большой разброс процента сбора платежей – от 76,75% в Новосибирске до 21,15% в Купинском районе области.
Первый год работы регионального оператора по обращению с ТКО выявил ряд проблем, от своевременного решения которых в немалой степени зависит качество сбора и утилизации коммунальных отходов, санитарно-эпидемиологическая и экологическая ситуация в Новосибирской области. Генеральный директор ООО «Экология-Новосибирск» обратила внимание членов комитета Заксобрания НСО по строительству, ЖКХ и тарифам на четыре из них.
Во-первых, на территории Новосибирской области продолжают действовать «серые перевозчики», которые транспортируют и размещают отходы в места, не предназначенные для размещения ТКО, тем самым образуя несанкционированные свалки.
В-вторых, регоператор зачастую не обладает полной достоверной информацией о субъектах, обязанных вносить плату за коммунальные услуги. Это приводит к тому, что регоператор фактически услугу оказывает, а произвести расчет размера платы, начисления, а также реализовать право обращения в суд не может.
В-третьих, не все объекты размещения отходов (ОРО) в регионе могут быть использованы для размещения ТКО – семь из них до сих пор не имеют обязательного заключения о возможности их использования.
«В настоящий момент не все ОРО не оборудованы весами - необходимо принятие мер для оборудования полигонов измерительными системами», обозначила Лариса Анисимова четвёртую проблему региональной системы работы с отходами.
Группа трёх комитетов
Новосибирские депутаты также выразили обеспокоенность состоянием дел с несанкционированными свалками, и дополнили озвученный перечень вопросами утилизации малоразмерных гальванических элементов («батареек»), и энергосберегающих ламп. А заместитель председателя комитета считает самым актуальным вопрос раздельного сбора отходов.
«Одна из задач мусорной реформы – научить граждан сортировать отходы – это необходимо донести до каждого», - считает депутат.
По его словам, можно предусмотреть и снижение тарифа для тех, кто сдаёт отходы раздельно.
Заместитель председателя комитета в своем выступлении отметил, что, хотя первый год после введения в регионе новой системы обращения с отходами обошелся без коллапса, есть и ряд недостатков.
«У нас стоит в повестке вопрос о реализации новой концепции, новой работы в рамках 89-го Федерального Закона, - указал заместитель председателя комитета. – Но при этом госпрограмма «Развитие системы обращения с отходами», которая действует у нас в регионе с 2015 года, очень плохо финансируется. И сказать, что она продвигает мусорную реформу, вообще, нельзя».
Как подчеркнул Вадим Агеенко, из шести показателей госпрограммы четыре полностью не финансировались, либо финансировались крайне скудно.
«Мы смотрели программу с 2015 по 2018 годы, и вот некоторые разделы, например, по раздельному сбору тогда вообще не финансировали. Сейчас небольшие средства выделили, - привел примеры законодатель. - А ликвидация свалок вообще не финансировалась с 2015 по 2018 годы. Для ответа на вопрос: «Сколько убрали?» нужно понять «На какие деньги?» Откуда у муниципалитетов эти деньги?».
В результате члены комитета пришли к выводу о необходимости комплексного подхода к нерешённым проблемам. В качестве выхода из создавшейся ситуации председатель комитета выступил с предложением создать рабочую группу под руководством вице-губернатора , расширив её состав за счёт представителей бюджетного и аграрного комитетов.
Первой задачей рабочей группы может стать формулировка перечня вопросов для вынесения на апрельскую сессию, а окончательной целью - актуализация и внесение изменений в государственную программу Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления». По мнению Дмитрия Козловского, рабочая группа может заняться и проработкой вопроса актуальности для региона глобального концессионного соглашения с единым оператором.
«Возможно, более продуктивна работа с несколькими мелкими специализированными компаниями», - не исключает депутат.
Фото: пресс-служба Законодательного собрания Новосибирской области