Süddeutsche Zeitung (Германия): цифровая кисть

Неужели у модели на обложке журнала действительно такие высокие скулы и такая гладкая кожа? И действительно ли космос такой впечатляющий, каким его показывают некоторые фотографии? Известная доля недоверия вполне оправдана, ведь сегодня наше представление о мире во многом формируется многочисленными обработанными изображениями. С тех пор как появились компьютерные программы для обработки изображений, наше представление о мире радикально изменилось. Решающую роль тут играет программа Photoshop, версия 1.0 которой появилась на рынке ровно 30 лет назад. С тех пор Photoshop облегчает работу миллионам фотографов и дизайнеров, но он также наложил отпечаток на наше восприятие мира в усовершенствованном виде. Основную выгоду из этого извлекла компания Adobe: концерн сразу после разработки программы купил на нее права. По разным оценкам, сегодня компании принадлежат 90% рынка профессиональных пользователей, и зарабатывает она миллиарды. История как из Кремниевой долины Рассказ о том, как возник Photoshop, напоминает типичную историю из Кремниевой долины. Однако все случилось не в знаменитой долине техногигантов, а в Мичигане: американец Томас Нолл (Thomas Knoll) искал программу для обработки изображений, которая могла бы показать серые оттенки на черно-белом экране. Но выбор был невелик, и поэтому Нолл сел за компьютер и начал разрабатывать собственную программу, параллельно работая над диссертацией в университете Мичигана. Его брат Джон, работавший в одной из кинофирм, вскоре присоединился к проекту. Дело было в 1987 году, таких мощных процессоров, как сегодня, тогда и в помине не было. Так что первые бета-версии программы были малоэффективными. Раннюю версию, называемую сегодня 0.87, выпустила на рынок фирма-изготовитель сканеров Barneyscan XP. Она продала около 200 экземпляров. Но прорыв произошел осенью 1988 года: концерн Adobe отказался от инвестиций в программы других фирм в пользу разработки братьев Нолл. Они продолжили работу над программой вместе с новым партнером. 19 февраля 1990 года Photoshop 1.0 был выпущен на рынок, в то время — только для компьютеров Apple. После выхода версии 2.5 программу стало возможно использовать и в Windows. Первые рецензии были восторженными. Эрни Харти (Arne Hurthy) написал в специализированном журнале Macworld компании Apple: «Несмотря на стартовую цену в 895 долларов, эта программа настолько доминировала на рынке, что ее брендовое название быстро стало нарицательным. Если сегодня кто-то говорит об обработанных фотографиях, то называет их „отфотошопленными"». Программа стала устанавливать идеалы красоты во всем мире: благодаря Photoshop всё, что считалось недостатком, теперь могло быть исправлено без проблем. Дело дошло до того, что голливудская актриса Джулия Робертс на одной из реклам фирмы Lancôme была без единой морщинки и выглядела настолько безупречной, что британская служба по надзору за рекламой запретила рекламную кампанию. Сегодня непрофессионалы едва ли смогут распознать манипуляции Со временем стандартные процессоры стали настолько мощными, что теперь способны справляться с программой, хотя у нее то и дело появляются новые функции. Важный шагом стало изобретение ступенчатой обработки изображений: начиная с версии 3.0 пользователи могут разделить изображение и обрабатывать те или иные его части, не затрагивая остальные. Это прежде всего значительно упростило сложный фотомонтаж. Следующий важный шаг был сделан в 2013 году, однако он не порадовал пользователей. Компания Adobe полностью изменила форму предоставления программы: если раньше можно было купить какую-нибудь версию Photoshop и пользоваться ею годами, то теперь программа стала доступна только по подписке. Так называемый Creative Cloud, куда входят все графические, видео- и аудиопрограммы, стоит более 700 евро в год. Абонемент только на Photoshop без скидок обойдется в почти 285 евро в год. Несмотря на дорогостоящую систему абонементов, нужно признать, что Photoshop в определенной степени демократизировал сложную фоторетушь — как небольшие, так и значительные манипуляции стали обычным делом. Но изобрели ретушь не братья Нолл и не Adobe. Она так же стара, как и сама фотография. Мюнхенский фотограф-портретист Франц Ганфштенгль (Franz Hanfstaengl), например, даже получил золотую медаль Всемирной выставки в Париже 1855 года за свои отретушированные фотографии, потому что «в его изображениях явно ощущается рука художника». Профессиональный литограф Ганфштенгль считается изобретателем ретуши негатива. Однако до эпохи Photoshop и цифровой фотографии недостаточно было выполнить нескольких мелких манипуляций, чтобы разгладить морщинистую кожу или убрать со снимка нежелательных лиц. Ретушь негатива была сложным процессом. Фотографы и ретушеры использовали мягкие и тонкие грифели или, если речь шла об изображениях большого размера, кисточки и графитовый порошок. Этими инструментами негатив обрабатывали с крайней осторожностью, некрасивые тени и темные места осветлялись, чтобы гармонировать с серыми тонами окружающих участков. Вначале ретушь еще считалась искусством. Но в ХХ веке ее стали часто использовать в пропагандистских целях. Так, по приказу советского диктатора Сталина удалялись с официальных снимков его попавшие в опалу и затем убитые соратники. Национал-социалисты тоже это практиковали. Однако фальшивки тоталитарных режимов не всегда были действенны в пропагандистском отношении: после разгрома Пражской весны правительство Чехословакии приказало удалить лидера реформаторского движения Александра Дубчека (Alexander Dubček) с одной из фотографий, но при этом забыли убрать носок его правого ботинка. При таких ошибках манипуляции с изображениями еще явно заметны. Но сегодня изготавливать цифровые подделки стало несравнимо легче, так что обнаружить их непрофессионалам бывает нелегко. Нужно очень внимательно рассматривать изображение. Соответствуют ли источники света отбрасываемым теням? Не нарушены ли где-нибудь пропорции, нет ли других недостатков? Когда один бразильский пилот несколько лет назад опубликовал селфи, которые якобы сделал из иллюминатора летящего пассажирского самолета, эти фотографии облетели мир. Но затем некоторые пользователи в интернете обратили внимание, что в стеклах солнцезащитных очков отражается взлетная полоса. Пилот просто заменил невзрачный фон изображениями неба.

Süddeutsche Zeitung (Германия): цифровая кисть
© ИноСМИ