The Christian Science Monitor (США): сможет ли существующая в жестких условиях Россия добиться более динамичной экономики?
За последние шесть лет Россия применяла политику жесткой экономии, чтобы оградить свою экономику от двойного обвала цен на нефть и карательных санкций Запада. Но это вот-вот изменится, так как Кремль взял на вооружение испытанную временем капиталистическую формулу. Россия объявила, что увеличит государственные расходы до 10% в этом году и еще больше в ближайшие годы, чтобы справиться с такими социальными проблемами, как бедность и низкий уровень рождаемости. Она также рассчитывает, что, вкладывая деньги в руки потребителей, создаст стимул для стагнирующей экономики страны. Хотя кто-то, может быть, назовет это возвращением к методикам советского времени, на самом деле подобная тактика похожа на «Новый курс» Франклина Рузвельта (Franklin Roosevelt) в США. Наряду с масштабной программой по созданию инфраструктуры, которая началась в прошлом году, новый план предусматривает экономические стимулы почти в полтриллиона долларов, которые, как надеется президент Владимир Путин, выведут Россию в первые ряды глобальных экономических держав к моменту, когда он покинет свой пост в 2024 году. Критики утверждают, что эти новые планы расходов, заявленные господином Путиным в его ежегодном обращении к гражданам в прошлом месяце, на самом деле являются лишь циничной уловкой, чтобы повысить стандарты жизни населения перед парламентскими выборами в следующем году, которые вряд ли выиграет прокремлевская партия «Единая Россия». Господину Путину потребуется надежное законодательное большинство, чтобы принять масштабные поправки к конституции, о которых он говорил в той же речи, и в их числе, по словам критиков, числятся меры, направленные на продление его царства. Поэтому, как утверждают критики, он отказался от политики строгой экономии прошлого, назначил совершенно новое правительство и настойчиво ведет политику экспансии, способную привести хотя бы к временному скачку экономического роста. Другие беспокоятся о том, как повлияют новые расходы в экономике, в значительной степени возглавляемой государством, где правительство сопротивляется проведению структурных реформ, таких как приватизация и укрепление прав собственности, и где доходы уже во многом опередили рост производительности. Больше денег, особенно в руках более бедной части российского населения, — это безусловное благо, утверждают эксперты, но положительные последствия не будут долговременными, пока экономика не начнет создавать большее количество качественных рабочих мест для людей. «Это, конечно, может сработать, по крайней мере, в определенной мере, — говорит Рубен Ениколопов, ректор Российской экономической школы в Москве. — Показатели роста российской экономики могут повыситься по сравнению с 1,3% в прошлом году до примерно 2%, хотя без серьезных структурных изменений намного выше они не поднимутся. Это не очень радикально. Это основано на рыночных силах использования старомодных кейнсианских методов, которые часто описывают на Западе как „стимулирование роста экономической активности"», — говорит он. «Инвестировать в людей — это всегда благая мысль» На Западе подобные меры стимулирования часто оказываются противоречивыми, потому что они, как правило, связаны с некоторой формой дефицитного финансирования либо за счет кредитов, либо за счет повышения налогов для оплаты новых программ. Россия при этом занимает завидное положение, так как ей не требуется волноваться ни о том, ни о другом, потому что ее правительство сидит на горе наличности, накопленной за последние шесть лет, когда приоритетом государства было беречь деньги ради противостояния внешнему шоковому воздействию санкций и падению цен на нефть. В результате российские валютные резервы оказались на рекордном историческом уровне в 550 миллиардов долларов, а национальный фонд «на черный день» заполнен до уровня 125 миллиардов долларов. В то же время государственный долг России зафиксирован на уровне 15% внутреннего валового продукта — что составляет крошечную долю от соотношения долга США к ВВП, находившегося в декабре прошлого года на уровне 105%. «Я никогда не понимал, зачем предыдущее правительство настаивало на сбережении накопленного им бюджетного профицита, — говорит Алексей Ведев, эксперт Института Гайдара в Москве и бывший заместитель министра экономического развития. — Предыдущий кабмин хорошо умел копить, но совершенно бездарно инвестировал». Новое правительство, назначенное господином Путиным и возглавляемое премьер-министром Михаилом Мишустиным, состоит из опытных технократов. Господин Путин явно надеется, что они найдут действенные способы закачать деньги в экономически проблемные слои населения, чтобы повысить уровень жизни и улучшить падающие рейтинги общественного одобрения правительства. «Инвестировать в людей — это всегда благая мысль, — говорит Ведев. — Но при этом действительно важно, как это делается. Мы еще должны увидеть реальную стратегию. А в отсутствие структурных реформ воздействие будет ограниченным». Несмотря на то, что рейтинг общественного одобрения лично господина Путина остается на высоком уровне, составляя 68%, новому правительству господина Мишустина не дали ни малейшей возможности расслабиться: оно получило всего 48% общественного одобрения в первый месяц своей работы и 37% неодобрения, по данным единственного независимого российского социологического института «Левада-центр». Годы жесткой экономии, в том числе глубоко непопулярные пенсионные реформы, серьезно отразились на уровне общественного доверия, утверждают эксперты. Но нет сомнений, что идея увеличения социальных расходов пользуется популярностью. «Любые подобные меры получат масштабную общественную поддержку, — говорит Денис Волков, исследователь „Левада-центра". — Слова Путина о борьбе с бедностью, оказанию большей финансовой поддержки матерям и детям, задевают определенные струны в сознании большинства населения. Они уже давно ждали подобных речей». Заместитель премьер-министра Андрей Белоусов, бывший кремлевский чиновник, которого назначили ответственным за новую программу, объявил, что дополнительные пять миллиардов долларов будут выделены в этом году главным образом на помощь семьям. Такова реакция на плачевные демографические прогнозы, свидетельствующие, что в следующие десять лет в России будет, по меньшей мере, на семь миллионов меньше матерей в результате сокращения количества населения, произошедшего в 1990-е годы. Уровень бедности в последние годы вырос, и около 21 миллиона россиян теперь живут ниже официального уровня прожиточного минимума. Есть надежда, что большее количество денег в руках российских семей будет стимулировать рождаемость и приведет к увеличению внутренних потребительских расходов, что могло бы подстегнуть российского производителя. «Около половины россиян живут на зарплаты, составляющие менее 500 долларов в месяц. Это означает, что они могут позволить себе лишь товары первой необходимости, — говорит Михаил Черныш, эксперт государственного Института социологии в Москве. — Очевидно, что улучшение питания и условий жизни — это благо. Но чего хотят молодые люди — это лучших возможностей, а как раз их пока что не предвидится. Именно поэтому столь многие из них хотят эмигрировать. Поэтому все эти инвестиции в „человеческий капитал" — это прекрасно, но они должны быть сопряжены с реальным экономическим ростом. А как раз этого до сих пор и недостает». Пределы больших проектов Одна поучительная история связана с обширной инфраструктурной программой в 410 миллиардов долларов, запущенной господином Путиным, когда он приступил к своим обязанностям в последний срок полномочий. Несмотря на некоторые громкие успехи, например, автомобильно-железнодорожный мост — самый длинный в Европе — стоимостью в четыре миллиарда долларов, связывающий теперь аннексированный Крымский полуостров с российским материком, многие из предложенных господином Путиным амбициозных проектов, по некоторым данным, чахнут. Проблема состоит не в отсутствии денег — у российского правительства их полно — а в дефиците государственной компетенции, слишком малого количества компаний, обладающих необходимым опытом осуществления подобных проектов и повсеместных опасений, связанных с коррупцией, говорят аналитики. «Эти инфраструктурные проекты огромны, — говорит господин Ведев. — Они прекрасно выглядят на бумаге, но осуществление их — это совершенно другое дело. Некоторые цифры показали, что до половины денег, выделенных на эти проекты, оказывается расхищено. Поэтому ответственные за них чиновники крайне осторожны в распределении финансирования. В конце концов, они могут оказаться в тюрьме». Новые расходы на социальное обеспечение не представляют подобной проблемы, но схема до сих пор плохо разработана, говорит специалист по социально-экономическим проблемам Евгений Гонтмахер. Он говорит, что расходы должны быть эффективно направлены на определенные цели, иначе финансирование, предназначенное для бедных семей с детьми, с тем же успехом попадет к более обеспеченным семьям, не нуждающимся в этой помощи. «В конечном счете, что нам требуется как можно скорее — это реформы, чтобы улучшить инвестиционный климат, права собственников и сократить государственный контроль над экономикой, — говорит он. — Это единственный способ стимулировать создание лучших рабочих мест, повысить производительность и добиться более пригодного для жизни уровня доходов».