Войти в почту

Счастливое число 13 или как писать о культуре

У сочинского фестиваля Юрия Башмета существует и неофициальное открытие, на которое всегда раскуплены билеты. Всем артистам, слушателям, участникам и гостям необходим камертон, чтобы настроиться на общую тональность. Фестивальным камертоном уже пятый год подряд выступает музыкально-театральный спектакль "Не покидай свою планету" по мотивам повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Накануне, в преддверии открытия XIII Фестиваля на сцену Зимнего театра Сочи, главную площадку форума, рука об руку вышли артистический директор фестиваля Юрий Башмет и актер Константин Хабенский. Мудрые в своей простоте и человеколюбии мысли французского писателя, усиленные музыкой Кузьмы Бодрова, настроили душевные струны слушателей на великое и вечное. Фото: Елена Алексеева Орбита башметовского фестиваля, расширяющаяся с каждым годом, захватывает все большее количество разножанровых концертно-театральных событий. Никто не забыт в фестивальной афише - ни любители "махровой" классики, ни фанаты джаза, ни поклонники народного и этнического искусства. Балетоманы и неравнодушные к поэзии также имеют свои "адреса и явки" на многочисленных площадках сочинского фестиваля. Особый шик Зимнему театру Большого Сочи придают в это фестивальное время многочисленные медийные лица, модные и популярные персоны. Англо-французская, азиатская речь добавляет блеска происходящему. Из фестивальных дней по традиции один полностью отдается детворе. В этом году по приглашению фестиваля Российский молодежный театр привез с собой спектакль "Я хочу в школу". Фото: Елена Алексеева Только все это — лишь верхушка фестивального айсберга, ежегодно дрейфующего в феврале у берегов черноморского города-курорта. Фестиваль Юрия Башмета — это огромный образовательно-просветительский "синдикат", который составляют образовательные проекты, мастер-классы, лекторий и школы. Международная музыкальная академия фестиваля вмещает инструментальный, вокальный, композиторский департаменты и департамент народных инструментов. В этом году 34 педагога из разных стран мира приехали поделиться мастерством с почти пятью сотнями талантливых молодых музыкантов. Всё время между концертами заполнено кропотливым трудом обучающих и обучающихся. Фото: Елена Алексеева Фестиваль имеет и еще одну очень важную черту своего "характера": команда единомышленников Ю. Башмета совместно с Санкт-Петербургским Культурным форумом созывает ежегодную международную конференцию, поднимающую сложные вопросы взаимодействия академического искусства и общества. Развитие классического искусства требует создания благоприятной среды, которая, к сожалению, является совсем не благоприятной в условиях современного меняющегося мира. Фото: Елена Алексеева Все понимают, что для сохранения российского академического искусства требуется воспитывать исполнителей. Однако артистам необходимы потенциальные потребители их культурного продукта. Молодая аудитория в концертных залах, возможно, нуждается в еще более серьезной подготовке, дающей понимание востребованности и значимости классического искусства сегодня. Умение ориентироваться в культурной жизни, формировать вкус слушателя, пропагандировать классику — эти задачи ложатся на плечи молодых журналистов, пишущих о культуре, которые становятся ответственными за связь искусства и общества. Организаторы фестиваля, понимая и принимая близко к сердцу "эти необходимости", уже шестой год подряд проводят семинарские занятия в Школе молодых журналистов, освещающих события культурной жизни. Ведущие журналисты, известные критики, обозреватели, представители солидных СМИ — каждый в своем профессиональном стиле — выступают перед журналистской молодёжью. В нынешнем сезоне желающие из Москвы, Санкт-Петербурга, Урала, Сибири могли в режиме онлайн присоединиться к работе школы через телемосты. Фото: Елена Алексеева Так как же писать о культуре? Огромный комплекс проблем встает перед начинающими и неопытными. Это может отталкивать молодёжь. На сегодняшнем этапе сфера культуры нуждается в привлечении к ней повышенного внимания СМИ. От имени нашего информационного интернет-издания о культуре в России и за рубежом Ревизор.ru в своём докладе перед слушателями школы я затрагивала эти актуальные вопросы: как обеспечивать результативность диалога СМИ и представителей академического направления в решении общих проблем продвижения классического искусства перед лицом новых вызовов сегодняшнего дня. Есть множество способов отслеживать происходящее в области академической классики, учитывать изменения, тенденции. Но этому нужно учить неоперившихся профессионалов. И этим необходимо заниматься, не жалея сил. "Нужно самим себе выращивать" достойное поколение журналистов, освещающих музыкально-культурную жизнь. Это фраза главного редактора журнала "Музыкальная жизнь" Евгении Кривицкой, которая подняла эту тему на общем заседании участников школы и международной конференции. Ее проект "Журналистские читки", осуществленный в декабре 2019 г. в Москве нацелен на решение задач воспитания молодой журналистики. Сочинский Фестиваль обещал повторить подобный вариант обучения молодых ребят на предстоящем майском фестивале Юрия Башмета в Ярославле. Фото: Елена Алексеева Как говорится, проблем выше крыши, их все равно надо решать нам, чем раньше, тем лучше. Юрий Абрамович, известный своим юмором, призывает не быть суеверными на предмет числа 13. Для него оно очень счастливое: в 1976 году под этим номером Ю. Башмет выиграл конкурс в Германии, выйдя на сцену с температурой 39 градусов. После этой победы началась его карьера. Кажется, на гала-концерте зрителю с билетом в 13 ряд, 13 место вручили подарок от маэстро.

Счастливое число 13 или как писать о культуре
© Ревизор.ru