Войти в почту

Афины за три дня: главные достопримечательности и план посещения города

Казалось бы, в случае с Афинами все просто. Кто же не слышал про Акрополь и Парфенон? Тем не менее, как показывает практика, в реальности все не так очевидно. Дело в том, что посещение всем известного скалистого холма, бывшего до 480 года до нашей эры сердцем Афин, многих разочаровывает. И это понятно, Акрополь разоряли неоднократно. Еще в V веке туда нагрянули персы, разрушившие главные святилища, а потом у их дела нашлось немало продолжателей. Потому основная претензия российского туриста к Акрополю, особенно если прежде он бывал в Помпеях: местные руины – слишком уж руины. То ли дело в погибшем в результате извержения Везувия итальянском городе, ставшем местом действия масштабного полотна Брюлова! Вот где гораздо больше всего сохранилось. Более того, раскопки в Помпеях ведутся и по сей день: как говорится, копать не перекопать! Тем не менее, Афины по своему очаровательны. Тут главное, составить четкий план посещения города, чтобы одно впечатление идеально дополняло другое. Если вы прибыли в город вечером, перво-наперво прогуляйтесь по центру и осмотритесь. Благо, Афины этому способствуют. Знаменитый Акрополь виден чуть ли не из каждой точки, а по вечерам он красиво подсвечивается. К слову, Афинский Акрополь, хоть и самый известный в мире, но далеко не единственный в своем роде. Его аналоги имелись практически во всех городах Эллады – на самом высоком холме греки неизменно возводили храмы посвященные богам, а главное святилище строилось для бога или богини, покровительствовавших данному населенному пункту. Причем руинам, которые вы неизбежно будете замечать то тут, то там, можете слишком большого внимания не уделять: знакомству с ними мы отведем весь следующий день. Первый же вечер в Афинах стоит отвести на развлечения и знакомство с греческой кухней да вином. Для этого запоминайте следующие локации. Место номер раз – район Плака. Примечателен тем, что представляет собой узкую улочку в виде ступеней, где чуть ли не в каждом доме открыта таверна или кафешка, и в любую из них стоит заглянуть, дабы отведать рыбы, дзадзики, саганаки или мусаку – запеканку из баклажанов и мяса. Второе во всех отношениях отличное место для вечера – район Псири, где баров и таверн тоже так много, что глаза разбегаются. Кстати, многие из расположенных здесь заведений отличаются вычурным дизайном и необычной концепций. Например, тут есть винный бар King Theater (адрес: Karaiskaki 26), снаружи выглядящий, словно инсталляция на тему королевской резиденции в каком-нибудь Лас-Вегасе, а внутри представляющий собой фантазию на тему Версаля. Еще одно заведение, примечательное в плане внутреннего интерьера, – кафе Little Kook. Декора там так много, что за ним и стен не видно. Обновляют интерьер всего 4 раза в год под важные праздники, потому в январе в заведение по-прежнему было Рождество с многочисленными щелкунчиками, Сантой, ангелами и таким множеством гирлянд, что глаза болели. К сожалению, просто так заглянуть в Little Kook и поглазеть на все это роскошество нельзя: официанты в костюмах эльфов пускают только в том случае, если вы займете столик. И вот тут-то кроется главная неприятность. В меню заведения лишь торты: безумно сладкие, и политые таким количеством шоколада и взбитых сливок, что пятая точка слиплась бы даже у Карлсона. Лично нам торт понравился меньше всего, вам же хочу дать совет: если польститесь на необычный интерьер и решите посетить Little Kook – заказывайте один десерт на двоих, иначе ваш организм может не справиться с таким количеством сахара. До Акрополя проще всего доехать на электрическом самокате, благо в Афинах они – достаточно распространенный способ передвижения по городу. Правда, местные водители правила дорожного движения не всегда соблюдают, а чаще руководствуются собственной логикой, но на узких улицах столицы Греции по-другому действовать сложно. Взять на прокат самокат можно с помощью приложения Hive, кстати, оно в целом полезное, так как работает во многих странах Европы. Домчавшись до подножья Акрополя не спешите подниматься наверх. Начните осмотр с посещения его музея, который находится тут же. Даже если вы ненавидите музеи еще со средней школы, поверьте, в случае с Акрополем действовать нужно именно так. Почему? Да, все просто. Как я говорила выше, храмы, возвышающиеся на холме, многократно разрушались, а первыми в вандализме были замечены персы, вторгнувшиеся в столицу Греции в 480 году до нашей эры. После их бурной деятельности жители Афин храмы восстановили, но вот статуи, которые завоеватели сбросили с пьедесталов, на прежние места возвращать не стали – их похоронили в земле. Ныне все они обнаружены и перенесены в музей, на осмотр которого у вас уйдет порядка часа. Любопытный нюанс: многие слышали, что греки мраморные статуи расписывали яркими красками, так вот, в музее Акрополя имеются скульптуры, сохранившие цвета и разглядывать их особенно любопытно. Также именно тут находятся оригинальные фигуры кариатид: женских статуй, выполняющих роль колонн в Эрехтейоне. Осмотрев коллекцию музея и полюбовавшись с его веранды видом на Акрополь, можете спуститься вниз и взглянуть на руины древнегреческих домов. Правда, познавательно это будет лишь для тех, кто понимает английский. Таблички без руин, к примеру, объясняют устройство общественных туалетов в античных Афинах: там была общая лавка с дырками, а нечистоты смывались в канализацию; или же демонстрируют архитектурный план богатого домагорожанина, но, повторюсь, посещение этой части экспозиции – история опционная. Увидев оригиналы в музее – поднимайтесь на холм. Лучше всего восхождение совершать со стороны театра Диониса, дабы осматривать достопримечательности в такой последовательности, чтобы ваши впечатления лишь усиливались. Театр Диониса расположен практически у подножья холма. Здесь сохранились и трибуны, и несколько каменных кресел для особо важных гостей, а близ руин стоят отчего-то не перенесенные в музей оригиналы статуй. На трибунах театра, пусть часть из них и огорожена, позировать разрешается. Более того, тут есть и одно каменное кресло, специально для тех, кто хочет ощутить себя гражданином древних Афин и запечатлеть сие на камеру мобильного телефона. Кстати, с кресла почетного гостя можно разглядеть и барельефы, украшающие сцену. Следующий подъем вверх и следующая остановка – Одеон Герода Аттика, также именуемый Иродионом. По сути, это аналог современного концертного зала, ведь именно словом «одеон» в античной Греции обозначали сооружения, предназначенные для музыкальных представлений. Одеон Герода Аттика был возведен на южном склоне Акрополя между 160 и 174 годами нашей эры на деньги известного философа Герода Аттика. Он был родом из богатой семьи города Марафона и считался самым состоятельным человеком Греции, а одеон, построенный на собственные деньги, философ посвятил своей супруге Регине. В отличие от театра Диониса, Одеон – никакие не руины. Это действующий театр, где до сих пор проводятся концерты, ведь его практически полностью восстановили в 1952 году. Сейчас тут отсутствуют лишь скульптуры, стоявшие в античности в нишах, да деревянная крыша. В остальном же одеон Герода Аттика настоящий гость из прошлого. Как и во времена Древней Греции он вмещает 4680 зрителей, в длину – 92 метра, а высота сооружения – 28 метров. Следующий пункт – вершина знаменитого холма. Собственно, тут все просто. Поднявшись наверх, вы сразу же увидите Эрехтейон – храм, где, согласно греческим легендам, произошел спор между Афиной и Посейдоном за обладание Аттикой. Даже если вы не помните мифологию, можете догадаться, что в нем победила Афина, не зря же столица Греции названа в ее честь. Ну, а рядом с ним находится небольшой храм богини победы Ники Аптерос – это его портик поддерживают прекрасные кариатиды, пусть и не оригинальные. Следом – Парфенон. Увы, ныне пребывающий в полуразрушенном состоянии, хотя работы по его реставрации медленно, но верно ведутся. Главное святилище города, посвященное, само собой, богине мудрости Афине было возведено всего за девять лет, строительство под руководством архитектора Калликратоса и Фидия начали в 447 году до н.э. и закончили к 438 году до н.э. К сожалению, сегодня о былом великолепии храма, где была установлена гигантская статуя Афины из слоновой кости и золота, напоминают лишь дорические колонны. Но величие Парфенона по-прежнему ощущается сквозь века. В остальном же – воображение вам в помощь. Спускаться с Акрополя лучше всего по западному склону, чтобы оказаться поближе к афинской агоре – еще одного крайне примечательного места греческой столицы. Само собой, оно – тоже живая иллюстрация выражения: «игры людей и забавы богов». Ныне агора выглядит, как парк, а вот во времена золотого века она была еще одним центром общественной жизни Афин. Считается, что именно здесь воздавались почести Зевсу Освободителю, приносились жертвы Афродите, чем, кстати, был крайне возмущен апостол Павел, а еще тут устраивались гуляния, чествующие Диониса, да, что уж там, сам Сократ любил встречаться со своими учениками не где-нибудь, а в агоре. И, знаете, это ощущается: парадоксально, но атмосфера тут даже мощнее, чем на вершине Акрополя, возможно, потому что туристов в разы меньше. Главное сооружение, сохранившееся здесь с античных времен, – монументальный храм Гефеса: хромого бога кузнечества, а по совместительству мужа ветреной Афродиты, любящей проводить время в интимной компании бога войны Ареса (он же Марс). Святилище Гефестейон представляет собой классический храм дорического ордена с двумя рядами колонн, а сохранился он в столь приличном состоянии, поскольку сумел во время сменить веру: в VII веке нашей эры античный храм перепрофилировали в православный, посвященный Святому Георгию. Ну, хоть названия на одну и ту же букву начинаются, как говорится. Также во время посещения агоры стоит прогуляться по колоннаде галереи Стоя Аттала, внешняя колоннада которой выполнена в дорическом ордене, в внутренняя – в ионическом. К сожалению, тоже не оригинал. Реальная стоя, воздвигнутая в агоре в качестве дара Афинам пергамским царем Атталом II, была разрушена в 267 году древнегерманским племенем герулов. Нынешнее же здание построили в 50-х годах XX века специалисты Американской школы классических исследований при финансовом содействии Рокфеллеров, однако среди ее колонн выставлены оригинальные античные бюсты и фрагменты статуй. Кстати, в том факте, что при восстановлении стои без влиятельных спонсоров не обошлось чувствуется определенная преемственность: царь Аттала, заказавший оригинальное здание, тоже был человеком не бедным. Покинув агору, вы окажитесь рядом с библиотекой Адриана, построенной римским императором в 132-134 годах нашей эры. Находится она на улице Аreos, всего в трех минутах ходьбы, но, лично я не считаю, что туда имеет смысл заходить: руины здания в виде римского форума можно отлично рассмотреть и снаружи. Тем более, к этому моменту вы уже порядком устанете от античности. Вместо этого лучше идите на блошиный рынок Монастираки – он находится всего в четырех минутах ходьбы от библиотеки. Там, и правда, много всего любопытного. Лично я рекомендую обращать внимание на нетривиальные предметы декора, которые могут стать той самой изюминкой, что сделает авторским и индивидуальным даже безопасно-правильный интерьер из ИКЕА. Ну и если вы любитель винила – смотрите в оба. Раритетные пластинки здесь можно приобрести всего за евро. Когда же нагуляетесь по рынку, отправляйтесь на веранду расположенного тут же отеля A for Athens (адрес: Miaouli 2). У него одна из лучших террас на крыше, на которой устроен бар, и отсюда открывается превосходный вид на Акрополь. Кстати, местные тоже очень любят коротать здесь вечера за бокальчиком вина, любуясь главной афинской достопримечательностью. Их можно понять! На Акрополь, как на огонь или воду, действительно, можно смотреть бесконечно. ДЕНЬ ТРЕТИЙ: ЭВЗОНЫ, ХРАМ ЗЕМСА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ АФИН Если последний день уикенда в Афинах приходится на воскресенье, то, поздравляю, вам очень повезло! Ведь у вас есть возможность увидеть своими глазами торжественную смену почетного караула эвзонов – гвардейцев президентской гвардии. Она проходит еженедельно по воскресеньям с 10.45 до 11.15 и ради нее даже перекрывают проезжую часть проспекта, ведущего на площадь Конституции к зданию Греческого парламента. Отправляйтесь туда к половине одиннадцатого и ждите появление процессии. В торжественной церемонии принимают участие 150 эвзонов, и все они – высокие красавцы – дело в том, что на почетную работу не берут мужчин ростом ниже 187 см. Эвзоны облачены в шапочки, при себе у них карабины, однако, главное, что бросается в глаза, обувь гвардейцев. Они носят царухи – красные башмаки с гигантскими помпонами, каждый из которых весит (страшно представить!) 3 килограмма. К обуви помпоны прибиты 60 гвоздями, потому во время шествия рота звонко цокает. Впрочем, и это еще не все! Воскресная смена караула обязательно происходит под аккомпанемент оркестра, исполняющего гимн страны. Словом, пропустить сие действо преступно. Ну, а если попасть на него не получится, посмотрите демоверсию смены караула эвзонов: она проходит каждый час у здания Греческого парламента. Следующим пунктом программы может стать посещение руин храма Зевса Олимпийского – он находится в Национальном саду всего в 10 минутах ходьбы от парламента. Его строительство было закончено во втором веке до нашей эры, но сегодня от некогда самого большого святилища античной Эллады остался лишь один угол, состоящий из 14 колонн. Это снова германцы герулы постарались. В 267 году они не только Стою Аттала разнесли, но и храм Зевса не пощадили, а после их дело довершили христиане – фрагменты гигантского языческого святилища были использовали для строительства православных храмов. Тем не менее, это последние значительные руины Афин, и для полного завершения гештальта на них стоит взглянуть хотя бы одним глазком, благо, прогулка по национальному саду греческой столицы – мероприятие необременительное и приятное. Во второй половине дня, дабы окончательно закрыть тему с эллинским наследием, ведь оно – главная причина поездки в столицу Греции, отправляйтесь в Национальный археологический музей Афин. Это настоящая сокровищница для любителей истории, классического искусства и просто людей, которым любопытны предания старины глубокой. В его коллекции более 20 000 экземпляров, а некоторые из них вы видели в школьных учебниках. Начать стоит с золотой погребальной маски Агамемнона, которую как размещали, так и продолжают размещать издатели на обложках «Илиады» Гомера. Она вместе с другими сокровищами была обнаружена у Львиных ворот в Микенах, и сегодня все находки, в числе которых золотые пряжки, диадемы и даже весы для взвешивания душ, размещены в афинском музее за стеклянными витринами. Если же продолжить с узнаваемыми историями, то здесь вы увидите и троянские артефакты, а заодно мраморную статую обнаженной Афродиты – ее образ также многократно тиражировался. Любопытен и зал, посвященный Спарте. Тут в числе прочего выставлены наконечники стрел персов, обнаруженные при Фермопильском ущелье, которое защищали те самые 300 спартанцев под предводительством царя Леонида. Само собой, давно доказано, что армия Леонида была в разы больше, но, рассматривая наконечники стрелы, от которых пали в Огненных вратах одни из самых известных героев античности, мурашки по коже бегут быстро-быстро. Кстати, если так выйдет, что вы отправитесь в Национальный археологический музей Афин в первое воскресенье того или иного месяца, вам повезет вдвойне: в этот день вход туда бесплатный. Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

Афины за три дня: главные достопримечательности и план посещения города
© Trip-Point