В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Метро подорожает из-за мусора

Строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ) в и , кроме всего прочего, приведет к достаточно необычным последствиям для столицы. Как заявил РБК , глава компании «РТ-Инвест», которая строит эти заводы, должно подорожать… метро. Рост цен будет совсем незначительным в масштабах одного пассажира – 3 копейки. Однако в общей сумме это должно помочь властям найти средства на субсидирование строительства заводов.

Ранее в и Казани был введен так называемый «зеленый тариф» — возобновляемые источники энергии, договор о поставке мощностей на оптовый рынок электроэнергии. «Это 67% выручки заводов по термической переработке, что дает удорожание в первой ценовой зоне оптового рынка электроэнергии и мощности, которая распространяется только на промышленность, 0,1%», — заявил Шипелов.

Видео дня

«У кого из-за этого подорожает электроэнергия? У , у Московского метрополитена. Но в метрополитене себестоимость одного билета увеличится на 3 коп.», – пообещал он. Сейчас стоимость одной поездки в Московском метрополитене по карте «Тройка» составляет 40 рублей. Таким образом, речь идет о подорожании тарифов на 0,01% из-за субсидирования мусоросжигательных заводов лишь.

Глава «РТ-Инвест» отметил, что проект строительства пяти мусоросжигательных заводов в Подмосковье и Казани с учетом инфраструктуры по сортировке и раздельному сбору отходов оценивается в 200 млрд. рублей, 20% (40 млрд. рублей) из них компания финансирует из собственных средств, а 80% (160 млрд. рублей) — синдикат и .

«Наша цепочка в «РТ-Инвесте» гораздо шире, чем у конкурентов. Это раздельный сбор, раздельная перевозка на КПО, выделение вторичных материальных ресурсов и переработка оставшихся отходов в электроэнергию. В результате не остается ни одного килограмма отходов, это нулевое захоронение», — подчеркнул Шипелов, добавив, что блок термической переработки отходов «самый затратный».

И хотя понятно, что подорожание с точки зрения «РТ-Инвест» ожидается реально копеечное, в рамках администрирования тарифа, желания разных участников цепочки заработать и вообще инфляции оно может быть гораздо масштабнее. Но и в целом надо не упускать из вида, что в то, что подорожало, дешеветь не будет. Хотя само по себе строительство МСЗ, по идее, должно привести к улучшению жизни россиян и как минимум к снижению тарифов на коммунальные расходы. Проводить же параллель с Европой, где вопрос с ТКО уже почти повсеместно решен и тарифы стабильны, все же неуместно.

Но винить во всем власти было бы все-таки неправильно. Надо понимать, что МСЗ – это, по сути, ТЭС, работающая на низкокачественном топливе (ТБО), объясняет независимый аналитик . И поэтому окупаться она не может. Хорошо, если выработанная энергия (которую, к слову, еще крайне неохотно пускают в магистральные сети) покроет операционные затраты. Поэтому везде и всегда окупаемость МСЗ достигается за счет повышенного тарифа. Соответственно, чем больше МСЗ построено, тем выше тариф на утилизацию ТБО. В Германии, где действуют почти 90 МСЗ, он, например, выше, чем у нас, минимум в 5-7 раз – в зависимости от региона.

Идея же добавить 3 копейки в цену билета на метро довольно оригинальна и в основном преследует цель не повышать напрямую тариф и избежать дополнительных негативных разговоров, в которых и так недостатка нет (чего стоят, например эпические косяки при проектировании МСЗ).

Здесь эксперт отсылает к информации о том, что экспертиза строительства заводов показала их неэффективность и огромное количество проблем при разработке еще на стадии документации. Например, по мнению общественного инспектора по экологии Наро-Фоминского городского округа Московской области Зои Плужниковой, которое приводит Regnum, нарушений огромное количество. В их числе и то, что проекты МСЗ для Московской области не имеют никакого отношения как к рекламируемым в СМИ новейшим заводам Hitachi Zasen Inova AG в Швейцарии, так и к заводам Hitachi в Японии, последние из которых не используют устаревшую технологию сжигания отходов на колосниковых решетках.

Но даже если отбросить зарубежный опыт, российские проблемы в этой сфере решаться не хотят в принципе. «Все бы ничего, но по-хорошему в России нужно построить не менее 25-30 МСЗ, чтобы хотя бы в первом приближении решить проблему с утилизацией. И не везде есть московское метро с его оборотами, чтобы можно было незаметно туда добавить еще 10-15 копеек, а то и рубль. Впрочем, так далеко вперед никто не думает», – констатирует Адамидов.

Так или иначе, пока новость об удорожании тарифов на метро в Москве и в Казани достаточно преувеличена, соглашается директор экспертной группы Veta . По его словам, речь идет об удорожании электроэнергии для потребителей из первой ценовой зоны оптового рынка за счет введения так называемого «зеленого тарифа». Но это в перерасчете на субсидирование не составит более 0,01%, то есть, как заявил глава РТ-Инвест, цена на проезд максимум поднимается на 3 копейки. Так что, по сути, пользователи услуг железнодорожного транспорта не должны ощутить серьезного удара по своему кошельку.

В качестве примера эксперт приводит тот факт, что с 1 февраля этого года в связи с традиционной индексацией тарифов разовый проезд в метро в Москве повысился на 2 рубля – теперь поездка стоит 57 рублей. При этом на абонементы эта мера не распространилась и для владельцев «тройки» поездка осталась на прежнем уровне – 40 рублей. В целом, если удорожание все же будет больше, то наиболее оптимальное решение, по всей вероятности, – сместить расходы на электроэнергию в цену разовой поездки, которой пользуются в основном те, кто эпизодически спускается в метро, а на массового потребителя это должно повлиять в меньшей степени.

Важно отметить, заявил Жарский «Веку», что в Европе транспортная система и система снабжения электроэнергией устроены несколько иначе чем в России, более того, в и в других развитых странах проблема утилизации и сбора мусора решается уже не первое десятилетие – все стадии субсидирования возможных затрат там уже пройдены, и сейчас это никоим образом не влияет на размер стоимости проезда, который, к слову, там куда больше, чем в России. Разовые поездки на общественном транспорте в Европе всегда стоили гораздо дороже, чем у нас, при этом, чтобы приобрести абонемент, который действительно дает более 40% экономии, пассажир должен быть обязательно резидентом Евросоюза, в то время как в РФ абонемент может приобрести любой желающий.

В целом в России мусорная реформа только вступила в стадию начальной реализации, констатирует аналитик. Строительство мусоросжигательных заводов – это один из ее этапов. Помимо этого в стране реализуются проекты по захоронению отходов, а также же их вторичной переработке. Центральной же проблемой для государства и в самом деле пока остается внедрение культуры раздельного сбора мусора. Сейчас в нашей стране постепенно вводятся понятия «смешанных» отходов и «вторсырья», на площадках по сбору мусора устанавливаются разные контейнеры. Но, как правило, россияне пока не очень понимают необходимость разделения и продолжают смешивать отходы, что, разумеется, усложняет ситуацию и не дает реформе дальше развиваться.

Так что метро пока ничто серьезное не грозит – по крайней мере со стороны мусоросжигательных заводов. «Я думаю, что это лишняя истерия, – заявил «Веку» член , генеральный директор компании ГК «БС Энерго» Михаил Замарин. – Намного важнее сосредоточиться на просветительской работе с населением по осознанному потреблению и сортировке мусора. Донести до населения, что пластик – это плохо; что не нужно его выкидывать вместе с органикой. Параллельно с этим необходимо работать над инфраструктурными решениями по автоматической сортировке и создавать рынок переработки вторсырья».

При этом Замарин уверен в том, что сегодня и обществу, и бизнесу нужны экоактивисты. Например, важную роль здесь может сыграть Российское экологическое общество. Целью данной организации являются взаимодействие между государством, бизнесом и населением, а также помощь и просветительская деятельность по экологии, новые экостандарты и ценности.

Так или иначе, но российскую отрасль мусоропереработки ждет еще немало реформ, перестроек и перенастроек, пока она примет хотя бы какие-то реальные очертания и повернется к гражданам лицом.