Метро подорожает из-за мусора
Строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ) в Москве и Казани, кроме всего прочего, приведет к достаточно необычным последствиям для столицы. Как заявил РБК Андрей Шипелов, глава компании «РТ-Инвест», которая строит эти заводы, должно подорожать… метро. Рост цен будет совсем незначительным в масштабах одного пассажира – 3 копейки. Однако в общей сумме это должно помочь властям найти средства на субсидирование строительства заводов. Ранее в Подмосковье и Казани был введен так называемый «зеленый тариф» — возобновляемые источники энергии, договор о поставке мощностей на оптовый рынок электроэнергии. «Это 67% выручки заводов по термической переработке, что дает удорожание в первой ценовой зоне оптового рынка электроэнергии и мощности, которая распространяется только на промышленность, 0,1%», — заявил Шипелов. «У кого из-за этого подорожает электроэнергия? У РЖД, у Московского метрополитена. Но в метрополитене себестоимость одного билета увеличится на 3 коп.», – пообещал он. Сейчас стоимость одной поездки в Московском метрополитене по карте «Тройка» составляет 40 рублей. Таким образом, речь идет о подорожании тарифов на 0,01% из-за субсидирования мусоросжигательных заводов лишь. Глава «РТ-Инвест» отметил, что проект строительства пяти мусоросжигательных заводов в Подмосковье и Казани с учетом инфраструктуры по сортировке и раздельному сбору отходов оценивается в 200 млрд. рублей, 20% (40 млрд. рублей) из них компания финансирует из собственных средств, а 80% (160 млрд. рублей) — синдикат Газпромбанка и ВЭБа. «Наша цепочка в «РТ-Инвесте» гораздо шире, чем у конкурентов. Это раздельный сбор, раздельная перевозка на КПО, выделение вторичных материальных ресурсов и переработка оставшихся отходов в электроэнергию. В результате не остается ни одного килограмма отходов, это нулевое захоронение», — подчеркнул Шипелов, добавив, что блок термической переработки отходов «самый затратный». И хотя понятно, что подорожание с точки зрения «РТ-Инвест» ожидается реально копеечное, в рамках администрирования тарифа, желания разных участников цепочки заработать и вообще инфляции оно может быть гораздо масштабнее. Но и в целом надо не упускать из вида, что в России то, что подорожало, дешеветь не будет. Хотя само по себе строительство МСЗ, по идее, должно привести к улучшению жизни россиян и как минимум к снижению тарифов на коммунальные расходы. Проводить же параллель с Европой, где вопрос с ТКО уже почти повсеместно решен и тарифы стабильны, все же неуместно. Но винить во всем власти было бы все-таки неправильно. Надо понимать, что МСЗ – это, по сути, ТЭС, работающая на низкокачественном топливе (ТБО), объясняет независимый аналитик Дмитрий Адамидов. И поэтому окупаться она не может. Хорошо, если выработанная энергия (которую, к слову, еще крайне неохотно пускают в магистральные сети) покроет операционные затраты. Поэтому везде и всегда окупаемость МСЗ достигается за счет повышенного тарифа. Соответственно, чем больше МСЗ построено, тем выше тариф на утилизацию ТБО. В Германии, где действуют почти 90 МСЗ, он, например, выше, чем у нас, минимум в 5-7 раз – в зависимости от региона. Идея же «Ростеха» добавить 3 копейки в цену билета на метро довольно оригинальна и в основном преследует цель не повышать напрямую тариф и избежать дополнительных негативных разговоров, в которых и так недостатка нет (чего стоят, например эпические косяки при проектировании МСЗ). Здесь эксперт отсылает к информации о том, что экспертиза строительства заводов показала их неэффективность и огромное количество проблем при разработке еще на стадии документации. Например, по мнению общественного инспектора по экологии Наро-Фоминского городского округа Московской области Зои Плужниковой, которое приводит Regnum, нарушений огромное количество. В их числе и то, что проекты МСЗ для Московской области не имеют никакого отношения как к рекламируемым в СМИ новейшим заводам Hitachi Zasen Inova AG в Швейцарии, так и к заводам Hitachi в Японии, последние из которых не используют устаревшую технологию сжигания отходов на колосниковых решетках. Но даже если отбросить зарубежный опыт, российские проблемы в этой сфере решаться не хотят в принципе. «Все бы ничего, но по-хорошему в России нужно построить не менее 25-30 МСЗ, чтобы хотя бы в первом приближении решить проблему с утилизацией. И не везде есть московское метро с его оборотами, чтобы можно было незаметно туда добавить еще 10-15 копеек, а то и рубль. Впрочем, так далеко вперед никто не думает», – констатирует Адамидов. Так или иначе, пока новость об удорожании тарифов на метро в Москве и в Казани достаточно преувеличена, соглашается директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. По его словам, речь идет об удорожании электроэнергии для потребителей из первой ценовой зоны оптового рынка за счет введения так называемого «зеленого тарифа». Но это в перерасчете на субсидирование не составит более 0,01%, то есть, как заявил глава РТ-Инвест, цена на проезд максимум поднимается на 3 копейки. Так что, по сути, пользователи услуг железнодорожного транспорта не должны ощутить серьезного удара по своему кошельку. В качестве примера эксперт приводит тот факт, что с 1 февраля этого года в связи с традиционной индексацией тарифов разовый проезд в метро в Москве повысился на 2 рубля – теперь поездка стоит 57 рублей. При этом на абонементы эта мера не распространилась и для владельцев «тройки» поездка осталась на прежнем уровне – 40 рублей. В целом, если удорожание все же будет больше, то наиболее оптимальное решение, по всей вероятности, – сместить расходы на электроэнергию в цену разовой поездки, которой пользуются в основном те, кто эпизодически спускается в метро, а на массового потребителя это должно повлиять в меньшей степени. Важно отметить, заявил Жарский «Веку», что в Европе транспортная система и система снабжения электроэнергией устроены несколько иначе чем в России, более того, в Евросоюзе и в других развитых странах проблема утилизации и сбора мусора решается уже не первое десятилетие – все стадии субсидирования возможных затрат там уже пройдены, и сейчас это никоим образом не влияет на размер стоимости проезда, который, к слову, там куда больше, чем в России. Разовые поездки на общественном транспорте в Европе всегда стоили гораздо дороже, чем у нас, при этом, чтобы приобрести абонемент, который действительно дает более 40% экономии, пассажир должен быть обязательно резидентом Евросоюза, в то время как в РФ абонемент может приобрести любой желающий. В целом в России мусорная реформа только вступила в стадию начальной реализации, констатирует аналитик. Строительство мусоросжигательных заводов – это один из ее этапов. Помимо этого в стране реализуются проекты по захоронению отходов, а также же их вторичной переработке. Центральной же проблемой для государства и в самом деле пока остается внедрение культуры раздельного сбора мусора. Сейчас в нашей стране постепенно вводятся понятия «смешанных» отходов и «вторсырья», на площадках по сбору мусора устанавливаются разные контейнеры. Но, как правило, россияне пока не очень понимают необходимость разделения и продолжают смешивать отходы, что, разумеется, усложняет ситуацию и не дает реформе дальше развиваться. Так что метро пока ничто серьезное не грозит – по крайней мере со стороны мусоросжигательных заводов. «Я думаю, что это лишняя истерия, – заявил «Веку» член генерального совета «Деловой России», генеральный директор компании ГК «БС Энерго» Михаил Замарин. – Намного важнее сосредоточиться на просветительской работе с населением по осознанному потреблению и сортировке мусора. Донести до населения, что пластик – это плохо; что не нужно его выкидывать вместе с органикой. Параллельно с этим необходимо работать над инфраструктурными решениями по автоматической сортировке и создавать рынок переработки вторсырья». При этом Замарин уверен в том, что сегодня и обществу, и бизнесу нужны экоактивисты. Например, важную роль здесь может сыграть Российское экологическое общество. Целью данной организации являются взаимодействие между государством, бизнесом и населением, а также помощь и просветительская деятельность по экологии, новые экостандарты и ценности. Так или иначе, но российскую отрасль мусоропереработки ждет еще немало реформ, перестроек и перенастроек, пока она примет хотя бы какие-то реальные очертания и повернется к гражданам лицом.