Храм вдохновения: легендарной Гнесинке исполняется 125 лет
15 февраля исполняется 125 лет со Дня открытия Российской академии музыки имени Гнесиных. Открывшаяся в 1895 году, как небольшая частная музыкальная школа, она не растворилась во времени, а, наоборот, постепенно разрасталась. Ученикам на стыке ХIХ и ХХ веков очень нравилась живая и творческая атмосфера школы, а потом и открывшегося при ней училища, где преподавали лучшие музыканты того времени. Да и сами учредители школы – сестры Елена и Евгения Гнесины – были выпускницами Московской консерватории, принимавшими в своем доме все музыкальное сообщество России. Сейчас Гнесинка – это единая система музыкальных учебных заведений. При академии есть и училище, и школа. С самого детства ученики наблюдают за тем, как растут будущие профессионалы – музыканты мирового уровня. И устанавливают для себя высокую планку. Именно такую систему и мечтали создать сестры Гнесины 125 лет назад. В честь Дня рождения Российской академии музыки «МИР 24» рассказывает о ее выдающихся выпускниках с начала прошлого века и до наших дней. Ведь Гнесинка во все времена была и остается настоящей «фабрикой звезд». Арам Хачатурян Выдающийся советский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель Арам Хачатурян начал свое музыкальное образование очень поздно: в 18 лет. В этом возрасте он приехал в Москву из Тифлиса и поступил на физико-математический факультет Московского Университета. А поскольку в 20-е годы прошлого века в Музыкальный техникум им. Гнесиных принимали и детей, и взрослых, юный Хачатурян воспользовался такой возможностью. Параллельно с учебой в университете он стал учиться играть на виолончели. Музыка победила: юноша начал заниматься композицией, и первые же его композиторские опусы потрясли педагогов: они были подобны взрыву сверхновой звезды на музыкальном небосклоне! Арам Хачатурян – автор трех балетов, трех симфоний, шести концертов, произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам. Среди самых знаменитых произведений Хачатуряна наиболее известны его балет «Спартак», «Танец с саблями» и вальс, написанный к драме Лермонтова «Маскарад». Фото: Кассин Евгений, Савостьянов Владимир/ТАСС Тихон Хренников Замечательный советский композитор, пианист, крупный общественный деятель, Народный артист СССР Тихон Хренников начал учиться в Гненсинке в конце 20-х годов. Родом из захолустного Ельца Орловской губернии, десятый ребенок в семье, он получил довольно слабое начальное музыкальное образование, хотя и учился играть на рояле с 13 лет. Зато в техникуме им. Гнесиных в Москве его талант раскрылся в полной мере. Он занимался сразу по двум специальностям: в классе рояля и в классе композиции, причем начал писать симфоническую музыку еще студентом. За свою жизнь он написал 8 опер, 5 балетов, 3 симфонии, 9 инструментальных концертов, музыку для десятков кинофильмов и театральных постановок, многочисленные произведения камерной и вокальной музыки. Многие годы он возглавляя Союз Композиторов СССР. «О чем я пишу? О любви к жизни. Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало». В этих словах – главное качество личности Тихона Хренникова. Фото: Кузьмина Татьяна/ТАСС Евгений Светланов «Бриллиантовый дирижер», «последний романтик ХХ века» – это лишь малая часть восторженных эпитетов, которыми награждали выдающегося дирижера, пианиста и композитора, народного артиста СССР Евгения Светланова. Его родители были оперными солистами Большого театра, так что музыка окружала Светланова с детства. В 1951 году музыкант окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу фортепиано и продолжил учиться композиции в Московской консерватории. Его карьера развивалась стремительно. В 1954 году, будучи еще студентом, Светланов стал дирижером-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Через год он уже дебютировал как дирижер Большого театра. А в середине 60-х был назначен его главным дирижером. Он руководил также Государственным академическим симфоническим оркестром СССР. Искусство дирижера получило всемирное признание. Светланову рукоплескали переполненные залы, его приглашали дирижировать ведущими зарубежными оркестрами и руководить оперными и балетными постановками более чем в 20 странах мира. Он стал первым русским дирижером, работавшим в знаменитом театре «Ла Скала». Светланов оставил богатое творческое наследие и как композитор. Он – автор множества музыкальных сочинений, среди которых – поэмы «Калина красная», романтические баллады, камерно-инструментальные произведения для фортепиано, скрипки и виолончели. «Аналогичной равновеликой фигуры нет и быть не может, индивидуальность Евгения Федоровича была такой яркой, что некоторые произведения в другом исполнении представить себе невозможно», – написал о нем другой выдающийся советский и российский дирижер Александр Ведерников. Фото: Чумичев Александр/ТАСС Микаэл Таривердиев Будущий выдающийся советский композитор Микаэл Таривердиев поступил в Гнесинку в 1953 году. Его педагогом там был Арам Хачатурян. «Ты въехал в Гнесинку на белом коне», – сказал он студенту. А дело было так: Микаэл Таривердиев, полтора года учившийся до того в Ереванской консерватории, репетировал перед экзаменом в зале Гнесинки. Причем исполнял свой небольшой репертуар с таким чувством, что послушать его несколько раз выходил сам ректор. Конечно, он запомнил юношу, и тот был принят, хотя конкурс в Гнесинку был весьма высоким. В институтские годы Таривердиев написал свои первые вокальные циклы, а его дебют как композитора состоялся в Большом зале Московской консерватории еще до того, как он получил диплом о высшем музыкальном образовании. Широкой публике Микаэл Таривердиев наиболее известен благодаря тому, что его музыка звучит в любимых советских фильмах, прежде всего – в таких как «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром!». Но композитор писал и симфоническую музыку. На его счету 4 балета, пять опер, камерные вокальные циклы, симфония, три концерта для органа, два концерта для скрипки с оркестром, концерт для альта и струнного оркестра. А также более 100 песен и романсов и так полюбившаяся зрителям музыка к 132 кинофильмам, которая на слуху у миллионов советских людей. Фото: Агеев Н./ТАСС Давид Тухманов Народный артист России композитор Давид Тухманов вырос в семье, где музыка была такой же естественной и необходимой, как вода и воздух. Его мама – детский композитор, поэтому музицировать и сочинять музыку он стал еще раньше, чем ходить в школу. Затем была учеба в музыкальной школе при Гнесинке, а затем и композиторское отделение самого института. В качестве дипломной работы он написал цикл баллад и романсов на стихи Генриха Гейне в переводе русских поэтов. Первым исполнителем этих романсов стал певец Александр Градский. (К слову, он также учился в Гнесинке, но на факультете академического пения). После окончания учебы и службы в армии Давид Тухманов стал работать в популярном жанре и сочинять мелодии эстрадных песен. Их исполняли звезды отечественной эстрады Валерий Ободзинский, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, София Ротару, Валерий Леонтьев, Людмила Сенчина, Яак Йоала, а также ансамбли «Веселые ребята» и «Самоцветы». Среди этих песен множество суперхитов, которые с детства знакомы тем, чья юность пришлась на восьмидесятые, девяностые и двухтысячные годы. Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС Иосиф Кобзон, Любовь Казарновская и другие За более чем век своего существования Гнесинка воспитала целую плеяду блестящих музыкантов мирового уровня: виртуозов-исполнителей, композиторов, дирижеров, мастеров вокала. В Российской академии музыки имени Гнесиных учился советский и российский эстрадный певец, музыкальный педагог, политический и общественный деятель Иосиф Кобзон, исполнительница русских народных песен и романсов Людмила Зыкина. Российская академия музыки имени Гнесиных – альма-матер одного из основоположников русского рока, автора песен, композитора Александра Градского и выдающейся оперной певицы Любови Казарновская. В этих стенах учился выдающийся российский, британский и израильский пианист-виртуоз, почетный член нескольких зарубежных академий музыки Евгений Кисин. Фото: Кавашкин Борис/ТАСС РАМ им. Гнесиных может гордиться тем, что ее выпускники востребованы в лучших театрах и консерваториях всех мировых столиц. Именно поэтому ласковое слово «Гнесинка» знакомо музыкантам всего мира.