Шаманизм, фастфуд и дэнсхолл: как звучит самый эксцентричный японский дуэт
Одними из участников зимнего фестиваля изобретательной музыки Fields, который пройдет 15 февраля в Москве, станут WaqWaq Kingdom — экспериментальный дуэт, в творчестве которого японские традиционные мотивы сталкиваются с африканским сингели, а ямайский дэнсхолл — с игрушечным чиптюном. «Лента.ру» рассказывает, как зародился союз Кики Хитоми и Шигеру Ишихары и что делает их выступления не похожими ни на что другое. Между первой встречей эксцентричных артистов, состоявшейся на вечеринке в 2007 году, и началом совместной работы прошло целых семь лет. «Мне понадобилось много времени, чтобы решиться работать с ним», — со смехом поясняет Кики. Она то и дело обменивается шутками со своим коллегой, который в момент их знакомства действительно был увлечен не самой легкой для восприятия музыкой: выступающий под псевдонимом DJ Scotch Egg Шигеру делал упор на габбер и 8-битные мелодии, дополняя и без того хаотичное звучание собственными криками. «Да, моя музыка была более тяжелой и более ******** [странной]. Она была не для всех», — вспоминает Шигеру. Перебравшись в Берлин и занявшись бизнесом по продаже окономияки (японские жареные лепешки, посыпанные тунцом, — прим. «Ленты.ру»), артист задумался о том, что проект DJ Scotch Egg — не лучший саундтрек для перекуса в фуд-маркете: «Я хотел делать музыку, под которую люди смогут спокойно поесть. Чтобы она была подходящей для любой ситуации. Я тогда работал с Андреа Белфи и прислал Кики демозапись того, что мы делали. Ей понравилось, и она предложила наложить на запись свой голос». Результат сотрудничества итальянского композитора Белфи, успевшего поработать с артистами уровня Нильса Фрама и Карлы Бозулич, Ишихары, временно отступившегося от своего амплуа DJ Scotch Egg, и Хитоми, получившей известность благодаря коллективу Кевина Мартина King Midas Sound, ожидаемо вышел далеко за рамки easy listening мелодий, играющих в местах общественного питания. С учетом разнообразного бэкграунда каждого из участников, их англоязычный дебютник Shinsekai, выпущенный в 2017 году на немецком лейбле Jahtari, по умолчанию должен был стать сложнее, ярче и многограннее, чем фоновая музыка для точек с фастфудом. На пластинке, название которой переводится как «новый мир», совсем не отпечаталась дикая энергетика и пылкость, свойственные старым трекам Шигеру, однако его продакшн, совмещенный с текучим вокалом Кики и игрой Белфи на тримбе — треугольном ударном инструменте, изобретенным уличным музыкантом Мундогом в конце 1940-х, породил более воздушный и увлекательный саунд, местами сильно уводящий в регги и дэнсхолл (эти же жанры превалировали на сольном альбоме Хитоми 2016 года Karma No Kusari) , местами и вовсе напоминающий туманный трип-хоп. В рецензии для издания The Quietus журналист Бен Кардью точно подметил и сходство с композициями Tricky, ставшее менее очевидным на EP WaqWaq Kingdom 2018 года. Именно тогда трио превратилось в дуо, заметно переосмыслив проект как в музыкальном, так и в визуальном направлениях. На вопрос о том, почему Белфи решил покинуть команду, Шигеру отвечает, что он просто был слишком высокомерным парнем, но быстро исправляется и добавляет, что это всего лишь шутка, ведь они по-прежнему друзья. Музыкант не отрицает, что уход одного из участников позволил по-новому посмотреть на группу: «Просто Андреа был слишком занят собственным проектом и сказал, что ему надо сфокусироваться на этом деле. Он использовал тримбу, с ним было очень интересно работать как с перкуссионистом. Но иногда чрезмерное использование ударных ограничивало звук. Мне кажется, что наш второй альбом Essaka Hoisa звучит более свободно, в нем мы с Кики смогли воплотить больше идей». Свой второй лонгплей WaqWaq Kingdom представили в ноябре 2019 года уже на британским лейбле Phantom Limb, продемонстрировав при этом не только глубокую погруженность в традиционные японские стили и уже привычные для Шигеру эксперименты с чиптюном, но и умение компилировать эти и без того своеобразные детали с мелодиями других стран. Незадолго до выхода пластинки Шигеру вновь вжился в роль DJ Scotch Egg и отправился в Уганду. В рамках коллаборации между фестивалями Nyege Nyege и CTM он два месяца работал с местными артистами с лейбла Nyege Nyege Tapes, что, по его словам, тоже наложило заметный отпечаток на работу Essaka Hoisa и добавило к пестрому стилистическому разнообразию еще и детали сингели — зародившегося в Танзании жанра, существующего на стыке хардкор-техно, хип-хопа и хауса. Однако Шигеру настаивает, что старательное препарирование и возрождение музыкального фольклора вообще не входит в список целей WaqWaq Kingdom, а национальные элементы здесь остаются всего лишь элементами: Тем не менее трудно отрицать, что второй альбом содержит в себе куда больше отсылок к японской истории, чем предыдущие релизы дуэта: начиная от использования народного стиля миньо и заканчивая обсуждением вполне политических вопросов в треке Warg, в котором Кики критикует реакцию властей на трагедию в Фукусиме. Попытка истрактовать нарисованную обложку релиза также отсылает к родине артистов: она изображает участников дуэта в образе перевозчиков каго — людей, занимавшихся транспортировкой представителей высшего класса. Само же название альбома Essaka Hoisa означает возглас, который перевозчики использовали, чтобы приободрить друг друга. Кики, отвечающая в WaqWaq Kingdom в том числе за клипы, костюмы и используемый в ходе лайвов видеоряд, объясняет, что визуальная составляющая проекта тоже тесно связана с историей ее родной страны: Она добавляет, что религия синто — вообще неисчерпаемый источник вдохновения, ведь она включает в себя несколько десятков фестивалей, каждый из которых восхваляет отдельного бога со своим характером. «Это как рейв, но 300 лет назад», — говорит Кики. Ее идея заключается в том, чтобы воссоздать похожий праздник в современном Берлине, ускорив музыку и облачившись в неоновые костюмы. Среди других источников ее вдохновения — несчетное количество японских художников и фильмы Акиры Куросавы. Обсуждая свое увлечение работами кинематографиста, она то ли в шутку, то ли всерьез утверждает, что не меньше 30 раз посмотрела его драму «Ран», хронометраж которой составляет почти три часа. Синтез японской мифологии, ускоренных ритмов и насыщенных красок, о котором говорит Кики, как нельзя лучше отражается в созданном ею клипе на трек Sugar Pills, а страсть дуэта к психоделическим образам и выкрученной до максимума яркости утверждается и в более позднем видео на песню Doggy Bag, родившемся в результате внезапного сотрудничества с художницей Альфой Любич. «Мне написала девушка из Кореи, сказала, что она большая фанатка WaqWaq Kingdom и предложила сотрудничество. Я посмотрела ее работы, и они были реально классные. По ней было видно, что она действительно увлечена корейским вуду, шаманством, всякими такими вещами. Я подумала, что это идеально нам подходит, и когда у нас вышла эта песня, я предложила ей коллаборацию», — вспоминает Хитоми. Несмотря на пронизывающее весь альбом Essaka Hoisa внимание к японским традициям и истории, темы, которые поднимает в текстах Кики, вполне резонируют со временем настоящим: перегруженный автотюном и заглушаемый палитрой звуков голос артистки рассказывает о потере близких, консьюмеризме, экологических проблемах и полном трудностей мире, в котором предстоит жить ее дочери. Философский посыл, по словам исполнительницы, содержится и в кажущемся на первый взгляд радостным и легким Doggy Bag: Отличающее альбом Essaka Hoisa стилистическое разнообразие достигается здесь не только за счет глубокой заинтересованности в национальных жанрах и богатого профессионального прошлого, но и благодаря умению не задерживаться слишком долго на одном месте. Участники WaqWaq Kingdom, успевшие пожить в родной Японии, перебраться в Великобританию, а потом обосноваться в Германии, отмечают, что и поездка в Россию станет для них не первой. Шигеру, приезжавший в страну с проектом DJ Scotch Egg (к слову, на Fields артист выступит не только в составе дуэта, но и в своем старом амплуа), признается, что десять лет назад «Россия встретила его безудержно пьющими слушателями», а Кики подмечает, что Санкт-Петербург неожиданно оказался очень дружелюбным и творческим. Сейчас исполнительница живет в Лейпциге, совмещая музыкальную работу с воспитанием дочери, в то время как Шигеру отдает предпочтение Берлину. Впрочем, разные города нисколько не мешают WaqWaq Kingdom продолжать устраивать безумные шаманские перформансы, во время которых древность переплетается с современностью, а негативные переживания трансформируются в заложенное в названии проекта японское слово wakuwaku — приятное чувство радостного волнения. 15 февраля дуэт WaqWaq Kingdom выступит на фестивале Fields в клубе Mutabor. Билеты на мероприятие можно приобрести здесь.