Модернистские храмы любви: 8 ЗАГСов постсоветского пространства
Перед советскими архитекторами стояла непростая задача — построить не просто ЗАГсы, где будут появляться ячейки нового общества, а возвести альтернативу религиозной архитектуре в виде торжественных «храмов любви». Мы выбрали восемь самых заметных дворцов бракосочетания, построенных на территории бывшего СССР. Тбилиси Фото: Stefano Perego Дворец торжественных обрядов на возвышенности возле плотины Ортачальской ГЭС — одно из зданий, с которым ассоциируют тбилисский модернизм. Работа архитекторов Джорбенадзе и Орбеладзе — пример нового типа советского храма, необходимость создания которого обсуждали с середины 1940-х. Дворец торжественных обрядов переполнен всякого рода символами и историческими отсылками: колокола и часы со знаками зодиака в купольной части и округлые объёмы здания — своеобразная интерпретация апсид православного храма. Дворец торжественных обрядов в разрезе. Источник: LJ / synthart Интерьер такой же витиеватый, как и экстерьер, со множеством сложных переходов и помещений, оформленных росписями, витражами и металлическим декором. Ступенчатый деревянный свод Гвиргвини, использованный в холле, — реплика элемента из древнего восточно-грузинского жилища дарбази. Вход в зал для торжественных ритуалов оформлен двумя колоннами с металлическими капителями, которые можно трактовать как аллюзию на столбы Боаз и Яхин в иерусалимском Храме Соломона. В 2002 году предприниматель Бадри Патаркацишвили выкупил объект и обустроил его под свою резиденцию, после чего здание стали называть дворцом «Аркадия» (Аркадий — настоящее имя бизнесмена). Олигарх был похоронен в саду резиденции в 2008 году. Пущино Источник: Tatlin / Саша Карелина Подмосковный заповедник советского модернизма, город Пущино, начали строить в 1963 году не как город, но как «административную единицу» под управлением Академии Наук. Пущино можно назвать удивительным примером реализации ленточной планировки и ленточного зонирования. Выглядит это так: к реке Оке примыкает рекреационная зона (парк усадьбы, лесной массив, пляжи), дальше идет жилая зона. Автомобили объезжают её по верхней и нижней дорогам, а центральная магистраль остается исключительно пешеходной. Вход в Пущинский ЗАГС до и после ремонта. Источник: 360.tv Источник: Yandex.maps Внутри жилой зоны сгруппированы общественные здания: почта, Дом ученых, пансионат «Пущино», а также Дом быта. В последнем и располагается отдел ЗАГСа с лестницей и массивными пропилеями на входе. Не так давно здание отремонтировали и облицевали панелями. Самара Источник: drugoigorod Самарский дворец бракосочетания на Полевом спуске возводили в 1979-1983 годах. Проект архитектора Алексея Герасимова стал одним из самых смелых городских решений. Среди типовых зданий 70-х годов ЗАГС выделяется своей нестандартной композицией с наклонными стенами-пилонами. В планировке использована форма креста. Зал торжеств украшен витражом из прибалтийского цветного стекла работы художников Вячеслава Герасимова и Александра Нагнибеды. Витраж и другие элементы интерьера Самарского ЗАГСа. Источник: drugoigorod В крыльях здания расположены вспомогательные помещения, а пирамидальный объем организован специально под поток свадебных процессий. Строительство ЗАГСа продлилось десять лет. Смелый проект, к счастью, не принес авторам никаких проблем, хоть их и ждали. Чтобы избежать правок при согласовании в Госстрое, здание оформили как объект бытового обслуживания, пристроенный к двум 14-этажным жилым домам. В 1984 году проект Алексея Герасимова и Вагана Каркарьяна наградили дипломом II степени во Всероссийском конкурсе лучших архитектурных произведений. Бишкек Источник: 2GIS Центральный дворец бракосочетаний на пересечении улиц Советской и Иваницина (ныне Абдрахманова и Жумабека) сдали в эксплуатацию в 1987 году. Разработку проекта поручили архитекторам Александру Клишевичу и Александру Логунову. Строительство дворца пришлось на времена борьбы с расточительством, поэтому по документам объект называли не дворцом, а комбинатом бытовых услуг. Куратор объекта, заведующий отделом ЦК Компартии республики Апас Джумагулов, потребовал, чтобы здание облицевали мрамором и гранитом, популярными в то время при строительстве объектов особой значимости. Но из-за статуса быткомбината, проект предусматривал только обычную штукатурку. Так что в процессе пришлось изменить смету. Так выглядит Бишкекский дворец бракосочетаний внутри. Источник: sputnik.kg Здание могли скомпроментировать возносящиеся вверх шпили. Из-за них авторов проекта хотели обвинить в подражании архитекторам католических храмов. Но в итоге, разработчики пришли ко мнению, что строение больше похоже на друзы (срастания) горного хрусталя. Новый дворец подчёркивали огромные боковые окна ступенчатой формы, витражи с национальными мотивами и фрески, изготовленные художником Алексеем Каменским. Зал торжественных церемоний украшала огромная люстра. Её сделал художник-ювелир Виктор Сырнев. Сегодня здание Дворца бракосочетаний является памятником культуры и архитектурным наследием страны. Однако за 30 лет существования объект обветшал и требует капитального ремонта. выборг Источник: wikipedia.commons Источник: MastersJournal Выборгский дворец бракосочетания открыл свои двери в 1983 году. Архитектор Борис Устинов спроектировал здание ЗАГСа в духе финского модернизма, который, по заветам Алвара Аалто, означал лаконичность, удобство и взаимодействие с природой. В проекте Устинова нет гротескных романтических и храмовых мотивов, массивных форм и тематического декора. При этом у здания замысловатая, многочастная композиция. Разноуровневые корпуса объединяет стеклянный переход. «Мост любви» Выборгского ЗАГСа. Фото: Алексей Вертолетов Внутреннее устройство ЗАГСа подразумевает множество зелёных уголков. Здание хорошо сохранилось, однако и его не миновала участь быть облицованным плиткой. Выборгский ЗАГС входит в список двадцати объектов советской архитектуры, которые хочет сохранить Союз архитекторов. Белгород Источник: Yandex.maps Дворец бракосочетания в Белгороде строился в 80-х годах. Шла одиннадцатая пятилетка, и все ресурсы уходили на возведение жилых домов. Кроме того, в Москве прошла Олимпиада, на которую были затрачены огромные ресурсы. Центральным комитетом КПСС и Советом министров было принято решение приостановить строительство помещений соцкультбыта по всей стране. Тем не менее, белгородский ЗАГС построили в 1981 году. В проектной документации он значился как «промышленно-бытовая вставка между домами». Автор проекта Владимир Вишневский использовал элементы русских храмовых построек — например, маленькие сводчатые окна по обеим сторонам от главного входа. Cам вход декорирован масштабными арками. В последствии «белгородский проект» стал образцом для Дворцов бракосочетания во многих СНГ. В 2006 году здание реконструировали. Фото: Кирилл Тигай Источник: yesyes.ua Вогнутые продолговатые крыши отличают сразу четыре киевских здания: Житний и Владимирский рынки, Дом мебели и Центральный загс. Центральный дворец бракосочетания построен в 1980—1982 годах. Авторы выбрали для здания необычную треугольную форму, за что в народе дворец прозвали «бермудским треугольником». Интерьер Киевского ЗАГСа. Фото: Кирилл Тигай Такая форма не случайна: благодаря ей потоки брачующихся в загсе не пересекаются и не мешают друг другу. Вход и выход находятся в разных местах, а подъем кровли пропускает в помещение больше света, что особенно важно для торжественного зала. Загс был спроектирован как целый комплекс — с фойе, гардеробом, киосками по продаже цветов и сувениров. Его важным элементом стала широкая лестница на выходе для торжественного появления молодоженов. Алма-Ата Первый в Казахстане дворец бракосочетаний построили архитекторы Александр Леппик и Малбагар Мендикулов на берегу реки Есентай. За год до этого на противоположной стороне возвели цирк, а в 1982 году — Казахский Государственный академический театр драмы имени Мухтара Ауэзова. До нулевых годов, пока не началась высотная застройка района, можно было увидеть единый ансамбль этих зданий. Источник: goethe.de. Фото из личного архива Е. Малиновской Дом бракосочетаний состоит из двух колец, поставленных друг на друга. Фасад украшает дюралюминиевая солнцезащитная решётка с геометрическим казахским орнаментом. Подобные решётки появлялись на многих модернистских зданиях. Под ней — сплошное остекление. Cтены второго этажа расписаны художником Молдахмет Кенбаев. Роспись уничтожили ещё до развала СССР. В 1979 году Дворец бракосочетаний получил статус памятника архитектуры.