Наденьте это немедленно: стартапы в мире носимых гаджетов
Мировой рынок носимых устройств побил рекорд в 2019 году. Продажи браслетов, затычек для ушей, колец, повязок на голову активно растут. В прошлом году, согласно данным IDC Worldwide Quarterly Wearable Device Tracker, количество носимых устройств достигло 305,2 млн — это на 71,4% больше, чем в 2018-м. Высокий спрос аналитики связывают с распространением моды на гаджеты и снижением средней цены. В мировом масштабе лидерство удерживают Apple и Samsung, но «Инвест-Форсайт» нашел европейские стартапы, которые тоже выпускают яркие wearable-продукты. «Кольца» в уши Днем Маартен Бодевес (Maarten Bodewes) занимался интернет-маркетингом в бельгийском офисе Microsoft, а вечерами веселился в ночных клубах. Однажды молодой человек вернулся домой со звоном в ушах. Дискомфорт не проходил несколько недель. Бодевес рассказал о проблеме своему другу Дмитрию О (Dimitri O). Вместе они стали искать решение — как защитить слух на шумных мероприятиях. Тестирование 25 различных марок берушей провалилось — друзей не устроило качество звука, внешний вид и ощущение дискомфорта в ушах. В 2017 году они придумали затычки Loop. Это беруши в форме кольца созданы для шумных вечеринок и ночных клубов. Они фильтруют шум и снижает уровень в децибелах, а не блокируют его. Музыка и речь остаются чистыми, но менее громкими. «Наше устройство обеспечивают естественное воспроизведение акустики, благодаря которой музыка и голоса звучат четко, но не так громко. Они ослабляют звук до 20 дБ, предотвращая повреждение слуха», — поясняет Дмитрий О. С момента основания Loop получил €318 000 за пять раундов финансирования. Перед тем как выйти на рынок, стартап протестировал на базе Делфтского университета свыше 30 прототипов. Сейчас беруши Loop продаются в разной цветовой гамме и стоят $29,95 за пару. «Мы стремимся к тому, чтобы стать узнаваемыми на международном рынке, — добавляет Дмитрий О. — Для этого нам нужно работать над повышением узнаваемости бренда. Мы уже продали хотя бы по одному комплекту в 90 разных странах, но для настоящего прорыва важно стать более известными. В будущем мы хотим работать с такими международными артистами, как Бейонсе и Мартин Гаррикс. Наш девиз остался прежним — улучшение звука жизни. Ведь аудио — одно из самых недооцененных ее качеств». Бесшумный молокоотсос Таня Болер (Tania Boler) получила степень доктора наук в Оксфордском и Стэнфордском университетах. Она занималась исследованиями по профилактике ВИЧ и подростковой беременности в Африке, разрабатывала учебную программу по половому воспитанию для ООН. После рождения первенца Болер была шокирована отсутствием выбора на рынке молокоотсосов. «Почему мы, мамы, должны мириться с товарами, похожими на то, что продавалась в 1980-м?» — удивлялась Таня. Если рынок не может предложить современные устройства технически продвинутым женщинам, нужно предложить идею рынку, решила она. В бизнес-партнеры Болер пригласила бывшего генерального директора Jawbone Александра Ассили (Alexander Asseily). В 2013 году лондонский стартап Elvie представил свои первые разработки для кормящих матерей. Сначала в продажу поступил тренажер Elvie Trainer. Это «носимое» устройство вставляется во влагалище. Оно подключается к приложению и помогает женщинам выполнять тренировки Кегеля, чтобы быстрее восстановиться после родов. Девайс пользовался спросом с первых дней выхода на рынок. Он был распродан в течение нескольких минут после появления на платформе Goop, основанной Гвинет Пэлтроу. Вторым нашумевшим продуктом лондонского стартапа стал молокоотсос Elvie Pump. В отличие от громких традиционных молокоотсосов, которые обычно состоят из трубок, проводов и кучи насадок, Elvie Pump напоминает аудиоустройство для фитнеса. Он беспроводной, прост в эксплуатации и тише своих аналогов. Им можно удаленно управлять через мобильное приложение и там же отслеживать объем выработки молока. Сейчас устройство продается по всему миру. На Amazon Elvie Pump, например, стоит $549. С момента основания проект Болер поднял $53,8 млн инвестиций. В молокоотсос вложились такие крупные игроки, как IPGL, инвестиционная холдинговая компания, управляемая британским филантропом Майклом Спенсером, а также Octopus Ventures и Impact Ventures. «Никто не говорит об изменениях, которые происходят с телом во время беременности, — объясняет Таня Болер. — Поэтому на рынке не было никаких инноваций». Но поскольку покупательская способность «новых мам» растет, и все больше женщин продолжают работать после рождения ребенка, инвесторы поняли — пришло время заполнить пустую нишу инновационными продуктами. Кольцо сна Когда финский стартап Oura Health вышел на рынок wearable-устройств, он знал, что придется конкурировать с известными американскими компаниями. Однако стартапу невероятно повезло, что один из врачей британского принца Гарри оказался фанатом их продукции. Он заказал для своего подопечного кольцо Oura. Осенью 2018 года фото принца с темным кольцом на пальце разошлось в Сети и вызвало всплеск продаж. Финскому стартапу пришлось экстренно расширять производство в Эстонии и организовывать дистрибуцию в Голландию. Производственные модели колец были доставлены в более чем 100 тыс. стран по всему миру. Тогда же на проект обратил внимание венчурный капитал — с момента основания в 2013 году компания Oura Health получила финансирование в размере $39,3 млн. У финского стартапа три основателя. Двигатель проекта — Петтери Лахтела (Petteri Lahtela). Идея кольца Oura пришла ему на предыдущей работе по разработке информационных систем здравоохранения. Грудные ремни были неудобными, а браслеты — неточными. «Мы хотели разработать устройство, которое бы помогло людям понять, как тело реагирует на их образ жизни», — говорит он. Бизнес-партнерами Лахтела стали Кари Кивела (Kari Kivelä), который более 13 лет проработал в Nokia, и Маркку Коскела (Markku Koskela). До Oura он 12 лет строил карьеру в компании Specim, Spectral Imaging Ltd, занимающейся разработкой и продажей спектрографов, гиперспектральных камер и систем. В Oura Health присматривались к разным формам носимых устройств, но остановилась на кольце. «На ладони каждого пальца есть две артерии, — поясняет Лахтела. — Мы заметили, что, используя инфракрасные волны определенной длины, можем получить доступ к этим артериям и обеспечить очень хороший уровень сигнала». Внешне устройство Oura ничем не отличается от обычного кольца — вся электроника спрятана внутри полосы. Устройство можно носить днем и ночью. В него встроены инфракрасные светодиоды, которые измеряют частоту сердечных сокращений во время сна, а также датчик температуры для регистрации изменений температуры тела и 3D-акселерометр, который отслеживает дневную активность. Пока пользователь спит, датчики измеряют его пульс 250 раз в секунду. Сейчас кольцо Oura представлено в разной цветовой гамме, а его цена начинается от $299. Прямая спина Слишком мало физических упражнений, работа в офисе, неподходящие по росту стулья и столы. Офисные сотрудники часто жалуются на боли в спине. Немецкие промышленные инженеры Ральф Силанд (Ralf Seeland) и Кристоф Тишнер (Christoph Tischner) обещают решить эту проблему. Они разработали «фитнес-коуча» для тренировки мышц спины — 8sense. Это сенсорный датчик в виде прищепки прикрепляется к воротнику одежды, с помощью алгоритмов анализирует движения пользователя и дает ему персональные рекомендации. В гаджет встроено шесть датчиков. Они определяют амплитуду, направление и интенсивность движений в трехмерном пространстве. Двухъядерный процессор устройства анализирует данные в режиме реального времени и отправляет через Bluetooth 4.2 BLE в одноименное мобильное приложение. Если спина скруглилась, «прищепка» вибрирует, напоминая, что пора размять мышцы или изменить положение тела. В приложении 8sense даны более подробные инструкции по сохранению здоровой спины и индивидуальные рекомендации для каждого пользователя. С момента основания в 2016 году немецкий стартап получил инвестиции в размере €1 млн в раунде под руководством High-Tech Gründerfonds (HTGF) с участием Thieme Group и бизнес-ангела из сети BayStartUp. Сейчас устройство представлено на сайте стартапа по цене €99. В планах 8sense — продавать сенсорный «зажим» не только на площадках электронной коммерции, а наладить сотрудничество с производителем офисной мебели Dauphin и интегрировать датчик в эргономичные кресла. Другая целевая аудитория проекта — корпорации и их программы по улучшению корпоративного здоровья. «Мы также ведем переговоры с более чем 35 медицинскими страховыми компаниями», — заключает Кристоф Тишнер. Автор: Ольга Гриневич