«Мы - дети простолюдинов». Уфимец изучает родословные по церковным записям

Необычное увлечение 41-летний уфимец Александр Барановский открыл для себя несколько лет назад, когда занимался поисками своих предков. Оказалось, что истории своих семей интересуют очень многих. Интерес к прошлому растёт Наталья Кузнецова, «АиФ-Башкортостан»: Александр, зачем человеку XXI века интересоваться своей родословной? Почему, на ваш взгляд, сегодня возник к этому интерес? Александр Барановский: В той или иной степени интерес к истории своей семьи у определенной категории населении был всегда. Хотя за последние 20 лет таких людей стало больше. С чем это связано? Не люблю говорить об истории высокопарными словами. Наверное, на определённом этапе жизни многим хочется узнать корни, понять, как судьбы их предков вплетены в историю страны, человечества. – Люди, которые к вам обращаются – что в них общего: возраст, образование, социальный статус? – Как правило, интересоваться историей своей семьи начинают после 50 лет – часто это пенсионеры, которые живут на нищенскую пенсию. При этом они выделяют из своего скромного бюджета средства на составление родословной. Обращаются и люди среднего возраста – как правило, интеллигентные, практически все с высшим образованием и широким кругозором. – Чтобы заниматься генеалогией, нужны специальные знания? – Конечно, они желательны. В национальный архив Башкирии, где я ищу данные, часто приходят новички, которые хотят самостоятельно собрать информацию о родственниках. И представьте, многие из них даже не знают, что до революции не было Башкирии, районов, а была Уфимская губерния, которая делилась на уезды и волости. Кому-то нужно даже объяснять сначала такие элементарные вещи. Обязательно нужно знать, что такое система церковных приходов, в которых вёлся учет жителей. Приход одного храма мог включать более десяти деревень, и порой очень сложно разобраться, к какой церкви относился конкретный населённый пункт. Сейчас все просто: есть административные единицы, в каждой – загс, всё совпадает. А раньше деревня могла относиться к одной волости, а принадлежать к приходу, который территориально располагался в другой. Поэтому желательно, конечно, представлять социальную реальность дореволюционной России. – Почему, по-вашему, люди не владеют такими знаниями? Может, в школах плохо преподают историю? – Думаю, многим эти знания просто не нужны. Я знаком со многими успешными людьми, которые не знают даже самых простых вещей. Власти, историки часто говорят о том, как важно знать своё прошлое, но я так не считаю. Жизнь меня убеждает, что это совсем не обязательно для всех. Есть специалисты, есть и любители, для которых изучение прошлого – это хобби. Мне кажется, этого вполне достаточно. Не стоит ждать от всех и каждого, чтобы они знали и понимали, что, когда и почему произошло. Большинство людей – обыватели, которых волнуют только насущные вопросы, и у них совсем другое мышление. Что таит архив – Как составляется родословная? Где вы собираете данные, трудно ли найти информацию? – Большинство людей всё же знают имена и фамилии своих предков, рождённых в начале XX века. Этих исходных данных, как правило, достаточно, чтобы зацепиться и начать искать других родственников, живших ранее. Национальный архив Башкирии сравнительно неплохой: в нём хранятся, например, данные сельскохозяйственной поземельной переписи 1917 года. Эта информация есть далеко не в каждом региональном архиве. Были специальные семейные карточки с указанием членов семьи и данных об имуществе, наёмных работниках. При этом было, например, указано назначение земли. Если у кого-то была так называемая надельная земля, значит, этот человек жил здесь на момент Крестьянской реформы Александра II (согласно которой бывшие крепостные крестьяне получали надельные земли в пользование с правом последующего выкупа – Ред.). У переселенцев земля была только купчая (которую покупали – Ред.). После того, как найдены первые данные, ведётся нехитрый расчёт. Например, известен возраст главы семьи и его жены. А до революции подавляющее большинство людей, по крайней мере среди крестьян, вступали в брак в возрасте 17-22 лет. По метрическим книгам тех лет можно найти, например, девичью фамилию супруги и так далее. Сложность лишь в том, что раньше возраст могли указать с ошибкой на несколько лет, поскольку в то время всё было привязано к церковным праздникам. Например, крестьянин мог знать, что родился в Троицу, но в каком году – мог даже и не знать. Вообще, получилось так, что я составляю родословные лишь тем, чьи предки были православными: по мусульманам данные в мечетях тоже велись, но на арабском языке, которым я не владею. – Данные за какой период содержатся в метрических книгах? – Они начали вестись еще при Петре I, но в нашем архиве они сохранились только за XIX век, в основном – с 1863 года, по некоторым приходам – с 1820-го. Есть ещё так называемые ревизские сказки. Дело в том, что с 1719 по 1859 год в России проводились подушные переписи податного населения (платившего подушную подать – Ред.). Они содержат достаточно примитивную информацию: фамилии, имена, возраст, не всегда точный. Но эти документы позволяют по некоторым семьям составить родословную до конца XVII века. Большие сложности возникают, если предки были старообрядцами, потому что по ним метрические книги стали вести только в конце XIX века. Причина в том, что они не любили власть и держались в стороне от всех официальных документов. Как жили раньше – Находите ли информацию о семьях, которая шокирует современных людей? – Да, распространённой практикой были, например, браки между родственниками. В связи с этим в генеалогии появилось такое понятие, как редукция предков. Оно означает уменьшение возможного количества предков у потомка, чьи родители имеют родственные связи. Конечно, пары образовывали не самые близкие – троюродные, четвероюродные братья и сёстры. Или, например, дядя мог жениться на племяннице. Повсеместной практикой, как я уже сказал, были ранние браки. Молодые люди уже в 16 лет вполне могли создать семью, сейчас это случается очень редко. Выбор имени у русских людей тоже происходил не так, как сейчас. У православных новорождённого всегда называли по Святцам (церковный календарь с указанием дней памяти святых – Ред.). Если, например, девочку звали Татьяна, вероятность того, что она родилась в январе, составляет более 90%. (25 января – день раннехристианской мученицы Татьяны Римской). Что касается фамилий, они вообще были не у всех. У одних крестьян они начали появляться еще во времена Петра I, а у других – только в XX веке. Но последнее, конечно, касается, прежде всего, татар и башкир. У марийцев, например, фамилии появились только в советский период. Чаще всего фамилии образовывали от имени – Тихонов, Фролов, Евстигнеев, Уваров, Титов. Сейчас они напоминают нам об именах, которые давно не распространены. – Приходилось вам составлять родословные не про крестьян, а про богатых людей, например, дворянского сословия? – Дворяне в России в целом составляли всего 1,5% населения, в Уфимской губернии их было еще меньше, в основном это были татары. Мало было, например, купцов – 0,5% от общего числа жителей империи, и в нашем регионе их тоже было немного. После революции очень многие дворяне покинули страну. Поэтому, можно сказать, практически все мы – потомки простолюдинов. Но, конечно, надо понимать, что среди простолюдинов тоже были обеспеченные люди, а среди дворян – бедные. Сейчас всё это уже не так важно. Наличие родословной даже с самыми именитыми предками уже не даёт человеку каких-то особых прав и привилегий. Остается чисто любознательский интерес.

«Мы - дети простолюдинов». Уфимец изучает родословные по церковным записям
© АиФ-Уфа