Все это спели российский вокальный ансамбль Intrada (руководитель Екатерина Антоненко) и британский коллектив VOCES8. Хоровое пение (согласно концепции концерта) было поделено между двумя коллективами примерно пополам. Всем помогала хорошая акустика церкви. VOCES8 и правда состоит из восьми голосов, существует 15 лет, записывает диски, попадающие в верхние строчки рейтингов, выступает на знаковых площадках мира от Эльбской филармонии до Концертного зала Мариинского театра. Исполнителей интересует самая разная музыка. В этом британцы сходны с нашей "Интрадой", одинаково успешно исполняющей сочинения мастеров полифонии, хоры в опере "Евгений Онегин" и авангардные прозрения композиторов наших дней. Фото: Ира Полярная Участники ансамбля VOCES8, в отличие от "Интрады", поют без "внешнего управления". По словам Екатерины Антоненко, это формат "замечательно работает для небольших ансамблей, как в камерном ансамбле – к примеру, струнном квартете или квинтете. У нас с британскими коллегами совершенно разный бэкграунд: иная система хорового образования, иные традиции. Для нас важно, что мы часто исполняем западноевропейскую хоровую музыку, английскую в том числе, и перенимаем некоторые качества западноевропейского звучания, при этом не забывая о богатстве русской хоровой традиции. При исполнении духовной музыки, как и музыки вообще, важны правдивость, следование авторскому замыслу. В случае с духовной музыкой ответственность возрастает. Британский дирижер Питер Филлипс однажды сказал мне, что в эпоху Ренессанса для Бога стремились создать самую прекрасную музыку. И это стремление прослеживается, в том числе, в совершенстве полифонии. Однако молитвой, как мы знаем, может быть и самая простая одноголосная мелодия, которая, кстати говоря, чаще всего и лежит в основе самой сложной полифонической конструкции". Концерт подтвердил правоту этих слов. Многоголосие, как ничто иное в музыке, подтверждает идею "красота музыки — в ее форме". В сложном соотношении (как по горизонтали, так и по вертикали) пропорций между частями сочинения. А через это ведет проход к "иным" мирам. В хоралах и мадригалах, исполненных английскими гостями, было примерно пополам светской и духовной музыки. Старинные сочинения Бёрда и Гиббонса, Стенфорда и Уилкса. Опус композитора Роксаны Пануфник, не так давно написавшей музыку на текст псалма о преследовании евреев в Египте (российская премьера), где традиционные еврейские мотивы драматичны, а тональность соль-мажор символизирует конечный триумф справедливости. И наконец, вещь современного автора Александра Левайна ( "composer in residence" британской группы), написавшего для VOCES8 композицию "Thy will be done" на текст молитвы "Отче наш" (мировая премьера). Фото: Ира Полярная "Святы" Джона Тавенера, британского православного композитора, где "Интраде" помогал виолончелист Петр Кондрашин, построены на настроении скорби. Причем виолончель воспринимается как связующая нить между землей и небом: когда звук инструмента в финале истончается и уходит, кажется, что исчезает всё, привязывающее к земле. Мотет Таллиса (певчего и органиста, писавшего музыку для королевского двора) создан в 1570 году. Сорокаголосный опус написан для восьми пятиголосных хоров: сопрано, альт, тенор, баритон и бас. "Интрада" и британцы тут соединились. Грандиозная имитационная переброска голосов от одного певца к другому, антифоны вокальных групп, плавное течение музыки от хора к хору, общие унисоны и большая кульминация — все способствует настроению душевного подъема, хотя слова мотета взыскуют покорности: "господь Бог наш, создатель неба и земли, узри смирение наше. "Преображение" Муди поражает ярко выраженными музыкальными "колебаниями эфира" и почти зримым сиянием. Как говорит автор, это "положенная на музыку история преображения Иисуса Христа, как оно описано в Евангелии от Луки". Евангельский текст на английском языке и европейский тип музыки (гомофония с использованием кластеров) сопровождается пением в стиле русского знаменного распева на церковнославянском. "Сочетание этих двух текстов призвано передать мощную физическую и одновременно мистическую природу этого события, благоговейный трепет, вызванный им". Автор опуса — не только священник и музыкант, почитающий традиции литургического пения, но и специалист по философии, имеющий докторскую степень. Он знает, о чем говорит. Два хора – российский и британский - снова пели вместе, при этом "распев" поручили, конечно, "Интраде", а другую технику и текст Евангелия – гостям. Фото: Ира Полярная Уникальность концерта в том, что несходные хоровые традиции сопоставляются в исторической ретроспективе. Музыка разных веков, призванная пробуждать мистический трепет и благоговение, не может быть написана иначе, чем с неким призывом — в том смысле, в каком "пропагандирует", например, икона. Композиторы, произведения которых пели, сделали психологически сложное чувство доступным, а психологически простое — значительным. Мастерство солистов обеих стран это подчеркнуло … В программе фестиваля "Опера Априори"-2020 еще два события. Оратория Мендельсона "Илия" будет исполнена 12 апреля в Концертном зале имени Чайковского. Участвуют Госоркестр имени Светланова (с дирижером Максимом Емельянычевым) и международная команда солистов. А 30 мая в том же зале будет петь французская звезда Стефани Д`Устрак. Вместе с ансамблем барочных инструментов Amarillis она представит музыкально-театральное действо "Осколки безумия" с музыкой композиторов 16 — 18 веков.

Хором о вере
© Ревизор.ru