На крыльях коррупции - Почему гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев и глава Минпромторга Денис Мантуров молчат о взятках в Airbus?
Наша страна не только не участвует в расследовании. Скандальное признание Airbus у нас вообще будто бы не заметили – ни в «Аэрофлоте», который является крупным заказчиком концерна, ни в правительстве, ни в правоохранительных органах. Наверное, все, кто должен реагировать на эту информацию, сейчас пытаются оценить её последствия. Их трудно спрогнозировать, но они точно будут. Взятки и «откаты» по всему миру Расследование против Airbus стартовало в 2016 году. Его ведут Национальная финансовая прокуратура Франции (PNF), Британское бюро по борьбе с крупным мошенничеством (SFO) и министерство юстиции США. Инициаторы расследования установили, что Airbus использовал отдел с годовым бюджетом 300 млн долларов, чтобы влиять на государственных чиновников и топ-менеджеров авиакомпаний, которые принимают решения о покупке самолётов в различных странах. По разным оценкам, коррупционная схема действовала в течение то ли четырёх, то ли 13 лет. Помимо упомянутых выше стран представители Airbus платили взятки должностным лицам в Китае, Индии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Вьетнаме, Турции, Мексике, Бразилии, Таиланде, Кувейте, Колумбии, Индонезии, Малайзии, Японии, Гане, а также на Тайване и в Шри-Ланке. Если довериться мнению, озвученному французским прокурором, всего при помощи взяток (точнее «откатов») при продаже самолётов Airbus мог увеличить свою прибыль на 1,2 млрд долларов. Руководство концерна ранее заявило, что указанный отдел расформирован, а сотрудники, которые могли быть причастны к коррупции, уволены. Компания настаивает, что чуть ли не сама раскрыла преступную схему и начала сотрудничество с властями. Тем не менее признание вины последовало лишь через четыре года после начала разбирательства. Видимо, силовики накопали столько, что руководство авиаконцерна решило отделаться малой кровью: согласились с обвинением, выплатили компенсацию и пообещали помочь с поиском крайних. Тот факт, что расследование продолжается, подтвердила, в частности, прокурор США Элина Рубин Смит. По её словам, условия сделки требуют, чтобы руководство Airbus «любыми усилиями помогло предъявить обвинения конкретным людям». Понятно, что «стрелочников» найдут и публично накажут. Но, как отметил в беседе с агентством Bloomberg аналитик компании Jefferies International Сэнди Моррис, масштаб денежных выплат со стороны Airbus, похоже, говорит о том, что речь не идёт о нарушениях со стороны сотрудников среднего и младшего звена. Однако, судя по условиям сделки, именно на рядовых менеджеров (которых к тому же давно уволили) Airbus и спишет весь скандал. Исполнителей будут судить, и они назовут всех получателей «откатов», сместив на последних фокус общественного внимания. В открытом доступе информации о них пока не много. Например, известно, что сотрудники Airbus заплатили 2 млн долларов жене одного из топ-менеджеров ланкийской авиакомпании Sri Lankan Airlines и ввели в заблуждение британский департамент гарантирования экспортных кредитов. Также сообщалось, что в коррупционных сделках были замешаны тайваньская TransAsia Airways, а также индонезийские Garuda Indonesia и Citilink Indonesia. Но кому это всё интересно? Руководству Airbus может потребоваться громкое шоу, на фоне которого проблемы концерна отойдут на второй план. Вряд ли стоит удивляться, если по мере расследования в эпицентре скандала окажутся индийская государственная Air India, китайская Air China, бразильская TAM Airlines и российский «Аэрофлот». Самолётный парк каждой из них более чем наполовину состоит из машин, выпущенных европейским производителем. В пользу того, что именно так всё и будет, говорит заявление французского прокурора Эрика Руссо. Он рассказал журналистам, что руководство Airbus передало силовикам более 30 млн документов – в 3 раза больше, чем содержало знаменитое «Панамское досье» (ставшее причиной громкого офшорного скандала в 2012 году. – Ред.). «Мы изучаем эти бумаги, чтобы выявить самые крупные контракты, которые выиграла компания», – добавил прокурор. Тишина перед бурей На фоне всего этого печальным анекдотом выглядит новость о том, что в России правительственная комиссия по импортозамещению (!) разрешила крупнейшей авиакомпании страны закупить иностранных конкурентов отечественного самолёта МС-21. Как заявил в апреле прошлого года глава Минпромторга Денис Мантуров, «Аэрофлоту» согласовали покупку 100 самолётов Airbus и Boeing. Компания планирует приобрести у этих производителей 74 среднемагистральных лайнера. А ведь предполагалось, что как раз «Аэрофлот» станет главным заказчиком МС-21. Однако впоследствии серийное производство этого лайнера пришлось перенести на 2021 год, а перевозчику новые самолёты нужны уже сейчас. По сути, Запад ввёл санкции и заставил покупать свои самолёты, а правительство Дмитрия Медведева (именно он возглавлял комиссию по импортозамещению) и крупнейшая авиакомпания страны лишь зафиксировали статус-кво. После неожиданного признания Airbus гендиректор «Аэрофлота» Савельев не сделал никакого официального заявления. Хотя мог бы, по идее, сказать, что инициировал проверку, в ходе которой никаких нарушений при закупке техники не обнаружилось. Но ни проверки, ни заявления не было. Наверное, потому, что крупнейшему авиаперевозчику страны и без этого хватает коррупционных скандалов. В начале октября прошлого года в центральном офисе «Аэрофлота» на Новом Арбате прошли обыски. Причина – уголовное дело против одного из заместителей Савельева – Владимира Александрова. Топ-менеджеру предъявили обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершённое организованной группой в особо крупном размере). По данным следствия, вместе с рядом других работников авиакомпании Александров заключил с частной фирмой договор на оказание юридических услуг на 250 млн рублей. Правоохранительные органы считают, что по факту эту работу выполняли штатные юристы «Аэрофлота», а четверть миллиарда рублей просто были выведены из компании по фиктивным основаниям. Ещё один заместитель Виталия Савельева, Василий Авилов, проходит свидетелем по этому уголовному делу. Сегодня мы не можем ничего утверждать по поводу «Аэрофлота» и ситуации вокруг Airbus, а лишь констатируем, что компания не сообщала о начале внутреннего расследования. И даже если такая проверка теперь начнётся, она будет выглядеть странно – расследование коррупции в европейском авиастроительном концерне продолжается четыре года. Трудно представить, какими последствиями оно может обернуться для нашей страны, если учесть, что значительная часть парка российских авиакомпаний зарегистрирована в иностранных юрисдикциях. Конкретно По разным оценкам, до 80% самолётов, которые принадлежат российским перевозчикам, зарегистрировано не в отечественном реестре, а на Бермудских островах. «Аэрофлот» не исключение. Авиакомпании объясняют это тем, что через заморскую территорию Великобритании проще проводить лизинговые операции и обслуживание иностранных самолётов. В декабре министр иностранных дел России Сергей Лавров предложил Минтрансу и Росавиации расторгнуть соответствующий договор с Бермудами. Глава МИДа предположил, что все самолёты российских авиакомпаний должны проходить сертификацию на территории РФ. В мае 2019 года прокуратура и ФСБ выяснили, что около 400 самолётов (более половины всего пассажирского авиапарка) не проходили через дополнительные «необходимые исследования и сертификационные работы» в России, что может создавать угрозу для безопасности пассажиров.