Войти в почту

Бесконечная велодорожка: как устроены веломаршруты в Европе

В Дании велосипеды успешно конкурируют с поездами, в Новой Зеландии для проектирования велосипедных мостов привлекают художников-маори, а в Финляндии бывшие железные дороги становятся велодорожками. Strelka Mag собрал лучшие примеры того, как сегодня может быть обустроен городской веломаршрут. Заменить электрички велосипедами Копенгаген, Havneringen Парк Superkilen – часть маршрута Nørrebro в Копенгагене. Источник: flickr / Fred Romero В Копенгагене около 12 тысяч километров велодорожек. Велосипедная инфраструктура города известна своими велосипедными магистралями — маршрутами протяженностью несколько десятков километров, соединяющими центральные районы с пригородами. Они оборудованы подножками для отдыха, станциями самообслуживания, где можно подкачать колеса, светофорами для велосипедистов и переходами к общественному транспорту. Сейчас в Копенгагене восемь веломагистралей, а всего их планируется 26. Один из таких маршрутов — Nørrebro — частично оборудован как «зеленая тропа». Особенность веломаршрута — он предназначен исключительно для велосипедистов. Присутствие на них пешеходов не предполагается, что позволяет значительно увеличить скорость движения и тем самым рассматривать велосипеды как альтернативу поездам и автобусам. Кроме того, правительство разработало брендинг веломаршрутов, чтобы жители воспринимали их как способ перемещения, равнозначный метро и автобусам. Сегодня «зелёные тропы» для велосипедистов занимает 40 километров городской сети веломагистралей. В будущем их протяженность планируют увеличить до 110 километров. Проект финансируется муниципалитетами, администрацией региона и датским дорожным правлением. Велодорожный мост маршрута Havneringen. Источник: visitcopenhagen​ Свои веломаршруты есть и в центре Копенгагена. Наиболее заметный проект — Havneringen, кольцо из велодорожек протяженностью 13 километров, опоясывающее городскую гавань. Он рассчитан на велосипедистов и пешеходов. Havneringen проходит через 12 округов и соединяет достопримечательности Копенгагена. Например, в кольцо включен знаменитый Circle Bridge, построенный Олафуром Элиасоном. Всего в городе 16 мостов для велосипедистов, один из которых — проходящий над гаванью 200-метровый Cykelslangen, спроектированный студией Dissing+Weitling. Обновить железную дорогу Хельсинки, Baana Один из участков маршрута Baana в Хельсинки. Источник: wikipedia.commons​ Baana — веломаршрут длиной 1,5 километра, сконструированный из бывшей железной дороги. Она была проложена в конце XIX века. Чтобы построить железнодорожные пути, был выкопан тоннель глубиной семь метров. В 2008 году грузовой путь переместили в другой район, и от железной дороги остался туннель, разрывающий ткань города. Закапывать его было слишком долго и дорого. В итоге муниципалитет решил превратить его в велосипедный маршрут. К разработке проекта привлекли местных жителей и студентов-архитекторов. Так маршрут выглядел раньше. Источник: morethangreen.es​ Новый маршрут назвали Baana, что на финском означает «железная дорога». Он проходит через весь центр Хельсинки. Вдоль него встречаются художественные инсталляции и садово-парковые зоны. Авторы проекта частично сохранили железнодорожную инфраструктуру в память о прошлом. Дикие растения оградили вдоль дороги огородили и добавили к ним декоративные кусты. На отрезке, где тоннель поднимается до уровня улиц, установлены баскетбольные площадки, петанк, столы для пинг-понга, фонари и скамейки – как cамо собой. Подсветить велодорожки Новая Зеландия, Nelson Street Cycleway Nelson Street Cycleway в Новой Зеландии. Источник: http://landlab.co.nz/​ Nelson Street Cycleway проходит через центр Оклэнда. Он сделан из бывшей автомагистрали, которую городские власти решили превратить в велосипедный маршрут. На нем можно найти фонтанчики с питьевой водой, туалеты и бассейн. По большей части Nelson Street Cycleway разрешено передвигаться только велосипедистам, хотя некоторые секции совмещены с пешеходными дорожками. Маршрут отделен от автотрасс буферными конструкциями. Nelson Street Cycleway соединяет существующие маршруты Northwestern cycle route и Grafton Gully cycleway. Источник: http://landlab.co.nz/​ Главная отличительная черта маршрута — светящийся ярко-розовый мост протяженностью 700 метров. По бокам велодорожки установлено 290 вертикальных светодиодных элементов, которые реагируют на движение. Они выключаются, когда на маршруте никого нет, тем самым снижая потребление электроэнергии. У инсталляции четыре миллиарда цветовых комбинаций. К работе над проектом привлекли художников — представителей маори, коренного народа Новой Зеландии. В дизайн включены элементы традиционных узоров, а называется мост Te Ara I Whiti, что переводится с языка маори как «светящийся путь». Проект был представлен на II Биеннале велосипедной архитектуры и получил золотую медаль на Всемирном фестивале архитектуры в Берлине. вспомнить историю Берлин, Berliner Mauerweg Участок маршрута Berliner Mauerweg у Берлинской Стены. Источник: welt.de​ Berliner Mauerweg — веломаршрут протяженностью 160 километров, опоясывающий город. Маршрут проложен по бывшей патрульной дороге пограничных войск ГДР, которая шла вдоль Берлинской стены. Сегодня сохранилось около трех десятков частей стены. Исторические секции, где находятся её остатки, чередуются с парковыми зонами. Маршрут оформлен указателями и табличками, отмечающими места, где раньше была Берлинская стена. Плакаты вдоль дороги рассказывает её историю. В брусчатку вставлены плитки, также указывающие на расположение стены. Еще один участок маршрута Berliner Mauerweg. Источник: spinlister​ Berliner Mauerweg разделен на 14 отрезков протяженностью от семи до 21 километров. Все секции маршрута объединены с городским транспортом, поэтому для велосипедной прогулки можно выбрать любую его часть. Berliner Mauerweg проходит также через городские достопримечательности — East Side Gallery и Potsdamer Platz. По дороге можно даже встретить проект Баухауса — район социального жилья Gropiusstadt, построенный по проекту Вальтера Гропиуса. Объединить парки в веломаршрут Ванкувер, Central Valley Greenway Веломост маршрута Central Valley Greenway. Источник: patkau.ca​ Central Valley Greenway — веломаршрут протяженностью 25 километров, проходящий через Ванкувер и связывающий его с городами-агломерациями: Нью Вестминстер и Бернаби. Проект был профинансирован канадским правительством и местной транспортной компанией Translink. Также в финансировании принимали участие сами районы, через которые проходит маршрут. Каждая секция находится под управлением муниципалитета, где она расположена. Central Valley Greenway — один из центральных маршрутов велосипедной сети Ванкувера. Он подходит и для велосипедов, и для пешеходов, и для скейтбордистов, и для людей в инвалидных колясках. Маршрут пролегает через несколько городских парков. Cам он состоит из нескольких секций: обособленные «зеленые тропы» соседствуют с более классическими велодорожками, встроенными в автотрассы и железнодорожные пути. Маршрут оборудован пунктами проката велосипедов, а спроектирован так, чтобы по дороге встречались общественные центры, бассейны и библиотеки. Кроме того, Central Valley Greenway объединяет 13 железнодорожных станций. Central Valley Greenway. Источник: ulrikerodrigues​ Central Valley Greenway — одна из 14 «зеленых троп» города. Все эти маршруты являются частью мастер-плана по улучшению экологической обстановки в городе. Большая часть дорожек отгорожена от автотрасс, что делает их безопаснее.

Бесконечная велодорожка: как устроены веломаршруты в Европе
© Strelka Magazine