Эпоха Марины Шапиро. На Кубани попрощались с основоположницей культуры

«Абсолютная величина в области культуры», - так называют Марину Шапиро те, кому посчастливилось знать её. За её двадцать с лишним лет у руля кубанской культуры в Краснодаре построили здания драмтеатра и оперетты, кинотеатр «Аврора» и музыкальное училище им. Римского-Корсакова, в это время начал работать университет культуры и искусств. А по всему краю открылись сотни дворцов культуры, детских музыкальных школ и школ искусств. От станицы к Краснодарскому краю Родилась Марина Михайловна Шапиро 27 декабря 1923 года в станице Кагальницкой Азово-Черноморского края, который тогда включал в себя нынешнюю Ростовскую область, Краснодарский край и Адыгею. После школы она поступила в педагогический институт в нынешнем Владикавказе (тогда назывался Орджоникидзе). В 1950 году стала редактором районного радиовещания. В августе 1959 заняла кресло главреда анапской газеты «Знамя колхозника» (прим.ред.: «Анапское черноморье»). И уже оттуда ушла в заведующие отделом культуры района. В это время культурный ландшафт курорта существенно изменился - в городе построили новый ДК, на центральной площади начала работать летняя эстрада. Позже появились кинотеатры, библиотеки, музыкальные и художественные школы, заработали музеи, активно производились археологические раскопки. В общем, на краевом фоне культурная жизнь Анапы явно выделялась в лучшую сторону. И это не осталось незамеченным - в 1961 году председатель крайисполкома Иван Трубилин взял Марину Михайловну на повышение – отвечать за культуру всего края. Народное хозяйство к 1961 году от немецко-фашистской оккупации восстановить уже успели, а вот до культуры руки ещё не доходили. На весь край тогда было всего тридцать музыкальных и художественных школ. «Каким счастьем светились глаза тружеников, когда все увидели, как выглядит мирная жизнь, за которую так много отдано, - в своей книге «Крик жаворонка» приводит воспоминания Ивана Трубилина Владимир Рунов. - И не в кино, а в своей родной деревне. Когда я стал председателем крайисполкома, мы сразу утвердили программу по строительству сельских клубов, музыкальных и художественных школ в районных центрах. И ведь впоследствии всё это было создано. Уже позже, когда краевым управлением культуры командовала сверхэнергичная Марина Михайловна Шапиро, трудно было найти село, где бы не был построен новый дворец культуры». «В Краснодаре практически не было культурных учреждений, - вспоминает писатель Владимир Рунов. – Только маленькое здание драматического театра, да скромный музтеатр, который уже при Марине Михайловне под видом ремонта полностью перестроили. И если бы ее не было, думаю, мы просто не увидели бы многих современных культурных центров города. Эпоха Шапиро – это время усиления материального положения культуры Краснодарского края». Хоть между Владимиром Руновым и Мариной Шапиро существовала большая служебная дистанция, всё-таки руководитель управления краевого исполкома - важный пост, писатель вспоминает её как человека открытого, честного, лишённого всяческих начальственных амбиций и способного поладить с любым, если это принесёт пользу общему делу. «Однажды я встретил Марину Михайловну плачущей в приёмной руководителя крайисполкома, - продолжает Владимир Рунов. – Причина плача – ей только что сообщили, что пришёл правительственный запрет на строительство киноконцертного зала в Краснодаре. На месте, где сейчас находится Войсковой собор князя Александра Невского, тогда уже заложили фундамент. Для неё запрет на строительство стал ударом. Хотя позже на этом фундаменте построили трибуну, а затем и храм». Уважение к миру через себя С Мариной Михайловной связан не только бум строительства культурных учреждений, но наполнение их содержанием. Она, например, стояла у истоков возрождение Кубанского казачьего хора. «Она лично подбирала кадры для ведущих учреждений культуры, - рассказала пресс-секретарь хора Наталья Пугина. - Это благодаря её поддержке Виктору Захарченко в 1974 году удалось отстоять Кубанский казачий хор, который столичные власти пытались превратить в мюзик-холл. По воспоминаниям Марины Михайловны, отстаивать Кубанский казачий хор ей пришлось в кабинете всемогущей министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. В министерстве решили, что содержать одновременно донской и Кубанский казачий хоры не стоит. Высокое начальство объясняло это, доносило, на что Марина Шапиро ответила: «Мы против, ведь у Кубани своя история, свои традиции, свой быт». «Марина Михайловна – это, пожалуй, абсолютная величина в области культуры, - считает член Союза журналистов России и автор книги «Живые портреты» Мира Гукасова. – А то, что она оставила после себя в крае, - производная этой величины». Мира Гукасова познакомилась с Мариной Михайловной в 2010 году. Тогда она пришла брать интервью у 87-летней женщины-легенды. «Когда Марина Михайловна открыла двери, меня сразу же поразила её красота, - вспоминает Мира Гукасова. – Передо мной стояла настоящая богиня. И её внешняя красота соответствовала внутреннему содержанию. Каждый взгляд её, каждое слово – это урок на всю жизнь. Урок того, каким должен быть профессионал и какой должна всегда оставаться женщина – здесь и красота, и гармония, и полное уважение к окружающему миру через себя. При ней в крае не только строили театры, дворцы культуры и школы исскуств, но и наполняли их содержанием – Марина Михайловна пригласила к нам композитора Григория Пономаренко и художественного руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко, она открывала Краснодарский государственный университет культуры и искусств, у истоков которого стояли Григорий Плотниченко и Игорь Корчмарский. Сейчас культура на Кубани находится на третьем месте после московской и питерской. И это заслуга Марины Михайловны – все последующие руководители отрасли приходили уже на созданный ею задел». «Марина Михайловна внесла огромный вклад в становление и развитие культуры Кубани, - говорит губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. - Благодаря ей появились Кубанский казачий хор, краевой Театр драмы, театры оперетты и кукол, институт культуры. Эти коллективы и учреждения сегодня определяют культурный облик нашего региона, позволяют ему оставаться культурной столицей юга России. Мы всегда будем благодарны Марине Михайловне за безграничную любовь к Кубани, ее самобытной культуре. Именно на таких вдохновленных, неравнодушных, всей душой преданных своему делу людях всегда держался наш край»

Эпоха Марины Шапиро. На Кубани попрощались с основоположницей культуры
© АиФ – Юг