Депутаты предложили прописать механизмы споров предпринимателей с проверяющими
Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддержал законопроекты о госконтроле перед первым чтением и предложил доработать их, в том числе, указав механизмы, по которым можно будет опротестовать действия контрольно-надзорных органов пока проверка ещё не закончена. Комитет рассмотрел законопроекты «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», которые внесло в Госдуму Правительство. «Каждому из нас нужно внимательно ознакомиться с ними. От этого будет зависеть, как будет развиваться взаимодействие государства и отдельного гражданина, государства и предпринимателя в рамках контрольно-надзорной деятельности», — сказал глава Комитета Николай Николаев. Статс-секретарь — замминистра экономического развития Савва Шипов назвал четыре главных изменения, которые вводят законопроекты. Во-первых, вводится оценка эффективности работы контролёров. Сейчас зачастую используется подход, когда чем больше нарушений выявлено, чем лучше. «Выписываются штрафы за совсем незначительные нарушения. Ты немножко заплати, а мне галочку поставят», — пояснил Шипов. Поэтому предлагается единая методика по оценке снижения ущерба. Например, чем меньше людей погибло при пожарах, тем эффективнее работает надзорно-контрольный орган МЧС, добавил он. Во-вторых, внедряется риск-ориентированный подход. Будет разработан алгоритм, по которому будут включать те или иные объекты в план проверок, и внимание проверяющих будет сосредоточено на тех объектах, где самый высокий риск, сказал Шипов. Такой подход распространят на внеплановые проверки. Сейчас, когда контролёр получает жалобу, он сам решает, нужно ли проводить проверку, потом запрашивает прокуратуру, и прокурор так же решает, дать ли разрешение. «Должны быть внедрены индикаторы риска. Если алгоритмы сработают, проверки будут проводиться, если не сработают — не будут», — сказал замминистра. В-третьих, предполагается проведение профилактики. В законопроекте опишут её и введут регулирование, которое позволит её проводить. «Предприниматели в большинстве случаев готовы работать добровольно, но не знают как», — отметил Шипов. В-четвёртых, помимо проверок предлагается целый ряд контрольно-надзорных предприятий, например, инспекционные визиты, контрольные закупки. Также предлагается свести к минимуму взаимодействие проверяющих и проверяемых с помощью цифровизации. Николаев отметил, что необходимо будет доработать документ. В частности, нужно прописать вопросы апелляций и споров с проверяющими. «Опротестовать деятельность контролёров человек может, только когда уже всё проверено и записано. Механизм взаимодействия, апеллирования, оппонирования нет», — сказал он. Также есть вопрос к тому, есть ли специалисты, которые смогут объективно определить уровни риска, добавил он. Заключение Комитета направят в профильный Комитет по контролю и Регламенту. В рамках подготовки ко второму чтению, если документ примут в первом чтении, отдельные части законопроекта будут обсуждаться и дорабатываться на специальных круглых столах и совместных заседаниях нескольких комитетов, сказал Николаев.