Войти в почту

Вселенные Джеймса Джойса

Джойс превращал себя в затворника. Играл в хамоватого интроверта. Но на самом деле был не чужд искреннего дружества. Его тянуло к людям. К нормальному общению и комфортным житейским условиям. Одно из главных его свойств, бесконечное противодействие собственным порывам и желаниям. Болезненное восприятие Ирландии, как обожаемого родного острова, и, одновременно, ненависть ко всему ирландскому, провинции, пленённой англичанами. Фото: Atlasnews.ru Воспитанный в строгих традициях католицизма, он равно тянулся к религиозной истовости, и, с той же силой к распущенности и своеволию. Наделял своими страстями литературные персонажи, списанные, зачастую, с реальных людей. При этом, "списывая", он конструировал рассказы и романы как особые отдельные вселенные, населённые странными людьми. Диковатую кельтскую джигу отплясывали, вырвавшись из-под его пера: Стивены, Маллиганы, Финнеганы, Блумы, Маккензи. Герои Джойса — среднестатистические ирландцы. В них сочетаются прямолинейность и скрытность, прагматизм и разгильдяйство Их внутренние монологи — "Поток сознания" — Джойса литературное изобретение . А, главное, его немного игрушечные дублинцы переполнены бессознательной, спонтанной свободой. В своих поступках они ничем не мотивированы. Фото:Youla.ru Читая Джойса, действительно не предполагаешь, какой поступок совершит герой, что и как он скажет. Как будто всё идёт не от автора, а рождается само собой в незнакомой пьесе, поставленной в неизвестном театре. Джойс и сам был в жизни подчёркнуто театрален. Он любил театр, писал для него. Тонко чувствовал природу лицедейства, тайные пружины, создающие настоящую драматургию. Туманность истинных причин, толкающих действие и сам сюжет — это его стилевая особенность. Ей потом подражали многие. Его герои — новые люди, нового наступившего 20-го века. Они родные братья Чеховских рефлексирующих юношей и преждевременно состарившихся русских интеллигентов. Старшие братья затейников Фолкнера и Кафки. Дедушки порождений Беккета, Ионеско, Платонова. Фото: Priceguard.ru Современная литература не представима, да просто невозможна без Джойса. Конечно, современники долго привыкали - не понимали, не принимали. "Я намеренно мистифицирую читателя, пусть никто ничего не разберёт. Неважно кто и как это назовёт", - говорил Джойс. Он создавал новый англо-ирландский роман. Новую литературу, исповедующую другие принципы. Для него словесность прежде всего игра и мастерство. Скоро по этой дороге пойдут современники. А читателю после Джойса было уже легче понимать Набокова и Хемингуэя. Элиота и Эзру Паунда. Его биографию можно назвать феерической, а можно,- типичной для большого художника, писавшего в необыкновенное для Европы, время. Начало жестокого, но столь богатого на дарования, начало 20-го века. Фото:Krakowczyta.pl Джойс потомок славного древнего рода Гэллуэй. Он родился 2- го февраля 1882 года вторым ребёнком в семье. Всего детей мать писателя, Мэри Джейн Марри родила 15(!). Десять выжили. В том числе Джеймс, к радости чадолюбивого отца Джона Станислава. Чадолюбие не спасло его от мотовства. Пращуры легкомысленного старшего Джойса издавна занимались виноторговлей. Станислав обладал неискоренимым пороком — каждодневные беседы с друзьями заканчивались винопитием. Он был широкой ирландской души человек! Прекрасно пел и танцевал, был неплохо образован и красноречив. Друзья обожали его, а также дармовую выпивку и закуску. Дела с винным бизнесом шли неважно, делец он был незавидный. Правда, на какое-то время помогла непыльная "хлебная" работа сборщиком налогов. Но хозяйство, дети, образ жизни "на широкую ногу" все требовало больших затрат. Семья переезжала из одного дублинского квартала в другой. Из престижного георгианского Ратгара они очутились почти на задворках. Мальчик Джеймс, пока ещё денежки в семье не кончились, поучился сначала в закрытом иезуитском пансионе, потом в тривиальном колледже "Бельведер". Разгульный отец, скудная пенсия матери, что ещё нужно для начинающего свой творческий путь, гения!? Фото: Youla.ru В 9 лет он пишет совершенно зрелые социально — патриотические стихи. И все школярские годы короткие эссе, эпифании, исполненные пафоса и философичности. Он участвует (как мы бы сейчас это назвали) "олимпиадах по литературе на первенство города". И занимает первые места. И получает за это денежные призы. На радость маме. В 1897 году он закачивает колледж, и через год поступает в дублинский университет. Он хорошо проходит курс, и при этом неустанно пишет. В 1900 году в городской газете "Двухнедельное обозрение" печатается его эссе о пьесе любимого им, Ибсена "Когда мы, мёртвые, пробуждаемся". Гордость молодого эссеиста была, помимо гонорара, польщена похвалой Ибсена. Фото:Freepng.ru И он продолжает неустанно работать. Стихи, пьеса "Блестящая карьера", рассказы, которые будет писать почти всю жизнь, собранные впоследствии в знаменитый сборник "Дублинцы". Усердно занимается переводами. Вообще, это его авторская рабочая манера — заниматься параллельно несколькими произведениями. В 1902 году уезжает в Париж. Его прельстила карьера врача и он захотел на медицинский факультет. В Париже стало ясно, что денег на обучение нет. Он меняет квартирки и места работы, от частного учителя до репортёра. Постоянно сидит в Национальной библиотеке. А потом, в жалкой мансарде собирает разрозненные стихи в сборник "Камерная музыка". Продолжает работать над прозой. Уже возникают эскизы к его первому роману "Герой Стивен". Впоследствии эту автобиографическую первую крупную пробу он переработает в "Портрет художника в юности". Фото: Books.ru В марте 1903 в Дублине умирает мать. Он очень любил её. Мчится в Дублин на похороны. Скорбь, депрессия, религиозный и психологический кризис. Потеря Веры, невроз, запой почти на год. Но он всё это преодолевает. И появляется великая и единственная любовь... к роковой горничной отеля. Некая Нора Барнакл пленила пылкого гения медной шевелюрой и завидными рельефами. Её притягательный яркий образ не раз мелькнёт на страницах его книг. Забавно, что законной его женой она станет только через 27 лет. Удачно предложенное место учителя в симпатичном Триесте вполне устраивает его, и они с Норой отправляются туда в 1904 году. У них рождаются сын Джорджио, и вскорости дочь Лючия. Правда, в больнице для бедных … Бедность ещё по-прежнему держит его за горло. От неприятия и омерзения, которое всегда испытывал к любому насилию, в канун Мировой войны, они перебираются в нейтральную Швейцарию, в Цюрих. Он неистово работает всё это время. Начинает главную книгу "Улисс". Заканчивает "Портрет художника в юности", которая и выходит в Америке в 1916 году. Сразу печатается в Австрии, других европейских странах. Отдельные главы "Улисса" печатаются в журналах. О нём всерьёз заговорили. С нервозно скандальной, ханжеской нотой. Романы объявляли непристойными. Даже сжигали тиражи. В Америке и во Франции. Были суды, где адвокатам Джойса приходилось доказывать, что автор не мастерит порнографию. Но вот, в той же Франции, аккурат в день рождения автора, в 1922 году "Улисс" выходит полностью. Это становится настоящим литературным событием. Не обходится и без хулы критиков, но Джойса это мало волнует. Фото: Warnet.ws В 1923 году они с Норой и детьми в Париже. По приглашению замечательного американского поэта Эзры Паунда. Казалось, ненадолго. Вышло — почти до конца. Американский парижский бомонд — тема особая. Джойс, как мог, сторонился "тусовочной" литературной братии, всё время посвящая работе. Но у него оказалось достаточно друзей. Они ладили с Элиотом, Фордом, Фитцджеральдом , Хемингуэем. Трагически совпало: начало падения и оккупации Франции и срочный отъезд Джойсов в Цюрих. Бегство от войны, пошатнувшееся здоровье. Помимо мучительно привычной глаукомы, обострилась язва желудка. В январе 1941 года его прооперировали. Неудачно. Через два дня, 13 января, Джойс умер. Начиналась самая страшная, каких не бывало, война. Наступала новая эпоха. Новые страхи и терзания героев. Уже не ему предстояло отправлять их в долгое плавание. Фото: Cityofliterature.nl Джеймс Джойс покоится на скромном кладбище Флунтерн на окраине Цюриха. Памятник на могиле спокойный, очень "европейский", как подобает, немного странный. А вот в родном Дублине… Надменный интеллектуал, из-под шляпы , сквозь очки озирает свои пенаты гордец Джойс. Джойс Холодный и величественный. Кажется, поверх древних крыш , он обрушивает свой взгляд на зелёные холмы Ирландии.

Вселенные Джеймса Джойса
© Ревизор.ru