Войти в почту

Cosmos Start: студенческая практика как метод создания кадрового резерва

Cosmos Moscow Hotel, флагман гостиничной сети под управлением Cosmos Hotel Group, запустил образовательно-практический курс для студентов профильных вузов. Проект Cosmos Start позволил принципиально изменить ситуацию с производственной практикой, которую проходят в отеле учащиеся. О том, как студенты действительно осваивают необходимые навыки и глубоко знакомятся с операционной деятельностью гостиницы, рассказала Ирина Пирог, заместитель директора по персоналу Cosmos Moscow Hotel (ПАО ГК Космос). Проект Cosmos Start претендует на победу в бизнес-премии WOW!HR в номинации Be Cool. Предпосылки создания проекта В гостиничной индустрии вопрос нехватки кадров и текучести линейного персонала остается актуальным. Период работы в должности на одном месте для таких сотрудников составляет от полугода до полутора лет, а кандидатами, готовыми рассматривать вакансии на рядовые позиции являются в большинстве случаев студенты профильных учебных заведений. Знакомство с трудовой деятельностью большинство из них начинают с первого года обучения на учебной практике в отеле. Но уже на этом этапе у работодателя и будущего сотрудника разные вводные условия для взаимоотношений. Например: у отеля интенсивный непрерывный режим операционной деятельности, а студент-практикант еще морально не готов к соблюдению правил внутреннего трудового распорядка отеля и рабочему процессу – у него насыщенная учебная и личная жизнь вне практики. Второй пример: сроки прохождения практики, как правило, менее трех месяцев и дробятся по несколько часов в неделю, студент-практикант просто не успевает адаптироваться к рабочей среде, по этой же причине ему поручают выполнение самых простых технических заданий. В итоге работодатель получает негативный опыт взаимодействия со студентами-практикантами и не видит в них кадровый резерв, а студент не приобретает практических навыков. В 2019 году в отеле Cosmos Moscow Hotel прошли практику учащиеся и студенты более 19 учебных заведений (вузов и колледжей Москвы и Московской области). По исследованиям, проведенным среди практикантов: Опрос работников Cosmos Moscow Hotel, взаимодействовавших с практикантами, показал, что только около 41% относятся к обучению практикантов положительно, нейтрально - 27% . Это говорило о том, что система формирования кадрового резерва требовала пересмотра. Изучив проблему, мы разработали программу Cosmos Start. Проект имеет принципиальные отличия от аналогичных программ: Идеология программы В первую очередь необходимо было решить следующие задачи: За основу Cosmos Start была взята система развития персонала в отелях международных брендов, где уже «на входе» у сотрудников формируются навыки сервисного поведения, базирующиеся на основных постулатах философии гостеприимства и культуры бренда. Она направлена на отработку не только технических навыков (Hard skills), но и личных качеств (Soft skills). Мы решили использовать данный подход в нашем проекте, поэтому особое внимание уделили философии гостеприимства, клиентооринтированности, техникам обслуживания и формированию сервисной культуры у участников проекта. Также мы решили использовать технологию освоения профессии Швейцарской школы гостиничного менеджмента – чередование теории и практики, но по сокращенной программе. Подготовка проекта Идейным вдохновителем проекта стала Генеральный менеджер отеля Cosmos Moscow Hotel – Елена Шипилова. Под ее руководством была сформирована инициативная группа, которая вела поиск вуза-партнера. Им стал Институт туризма и гостеприимства (ИТИГ), московский филиал РГУТиС, с которым был подписан договор о сотрудничестве. Важную роль в создании и существовании любого проекта играет личная вовлеченность руководства. В нашей истории все сложилось удачно - Президент управляющей компании Cosmos Hotel Group Александр Швейн одобрил и лично поддерживает данный проект. Я разработала концепцию проекта и его дорожную карту. После ее утверждения меня назначили ответственной за организацию и реализацию. Совместно с Департаментом по маркетингу управляющей компании Cosmos Hotel Group мы определили название проекта - Cosmos Start. Визуализацию, символику проекта и брендбук разработали маркетинговые команды Cosmos Moscow Hotel и Cosmos Hotel Group. Аналитическую и исследовательскую работу проводила команда HR-департамента Cosmos Moscow Hotel. Кураторами проекта стали сотрудники департамента, решавшие все организационные вопросы. Активное участие в построении методологии курса и определение основных требований к наставникам сыграл Александр Сончик – директор по комплексной безопасности отеля, который уже имел опыт педагогической работы. После личных встреч инициативной группы с кандидатами из числа штатных сотрудников была собрана команда наставников: Иван Кочанов и Ирина Рязанкина из Службы приема и размещения, Павел Рябенко, Лейли Тамм из Службы гостиничного хозяйства, Маргарита Грачева из Службы общественного питания и другие. Они разработали обучающие программы с практическим освоением hard-навыков. Куратор-наставник Кристина Васильева, тренинг-менеджер отеля, разработала Welcome-тренинг и уникальную обучающую программу по философии гостеприимства и клиентоориентированному сервису, которая формирует у практикантов необходимые soft-навыки. Мною был подготовлена программа профориентации молодых специалистов в гостиничной индустрии, а Кристина разработала интерактивную экскурсионную программу. Все наставники с самого начала были очень заинтересованы в подготовке проекта. Благодаря этому он был разработан в сжатые сроки. Обучающе-практический курс и графики мероприятий мы согласовывали с педагогами вуза-партнера. Также совместно с представителями ИТИГ мы спланировали студенческую межвузовскую конференцию. Этапы реализации Мы разделили проект на три этапа, чтобы в нем смогли участвовать студенты разных курсов и форм обучения. Так, например, студенты пятого курса заочной формы обучения в январе 2020 вышли на защиту дипломов уже с четким представлением об организации работы в отеле и знанием сервисной культуры, осведомленностью о гостиничной сети под управлением Cosmos Hotel Group. Ноябрь-декабрь 2019 В результате прохождения 1 этапа обучения по программе Cosmos Start студенты-участники проекта: Февраль-март 2020 В результате прохождения 2 этапа обучения студенты-участники проекта: Апрель-май 2020 В результате прохождения 3 этапа студенты-участники проекта: Преодоление сложностей В начале проекта преподаватели ИТИГ рассматривали его только как стандартную производственную практику. Однако, они ходили на все наши мероприятия со своими студентами. Уже после второй встречи преподаватели оценили значимость проекта в учебном процессе и с удовольствием стали помогать консультировать. Многие студенты-практиканты на первых занятиях были неактивны, поэтому мы провели для них тренинг самопрезентации и построения эффективных коммуникаций с наставниками. Также возникали сложности с удержанием интереса во время семинаров. Во второй половине дня, после занятий в институте студенты были менее активными и включенными в процесс. Поэтому мы изменили формат подачи материала на интерактивный. Такой подход не только удержал интерес к теме, но и повысил уровень доверия участников проекта к наставникам. Вложения в проект Проект не потребовал масштабных вложений, он реализуется собственными силами работников отеля и управляющей компании Cosmos Hotel Group: Реакция персонала, преподавателей и участников В отеле наш проект очень популярен и сотрудники всех служб активно помогают во всем от подготовки учебной аудитории до организации большой конференции. Проект мы продвигаем через корпоративный портал Битрикс24: рассказываем о мероприятиях, выкладываем фотографии, благодарим коллег, которые участвуют в нем или косвенно сопровождают. На защите дипломных работ в январе 2020 преподавательский состав ИТИГ отметил, что студенты-участники проекта показывают высокий интерес к индустрии и действительно увлечены освоением будущей профессии. Студенты-участники Cosmos Start не ожидали такого внимания и заботы, поэтому они с большим удовольствием посещают мероприятия и интересуются трудоустройством именно в отели нашей сети. Это было одной из целей проекта. Cosmos Hotel Group в ближайшие пять лет планирует расширение гостиничной сети, поэтому важно, чтобы будущие соискатели на российском рынке труда отличали отели нашего бренда и отдавали им предпочтение при выборе места работы. Итоги Пока оценить успех проекта в цифрах невозможно. Но кадровый резерв Cosmos Hotel Group однозначно пополнится выпускниками курса Cosmos Start. Уже сейчас наших ребят рассматривают на вакантные места в отелях и дают возможность пройти стажировку. Руководители подразделений отмечают, что они приходят с высоким уровнем вовлеченности и быстро адаптируются, в отличие от соискателей, не прошедших нашу подготовку. Мы рассказываем о проекте на экскурсиях студентам других учебных заведений. Возможно, следующий поток участников проекта Cosmos Start будет конкурсным, что позволит повысить требования к обучающимся. Высокий интерес к программе практического обучения со стороны студентов и педагогов вуза-партнера говорит о том, что наш подход востребован, и мы можем сами формировать свой кадровый резерв. Мы знаем по именам лучших студентов-практикантов, рекомендуем их на открытые вакансии в отелях Cosmos Hotel Group и уверены, что они могут построить блистательную карьеру в отельном бизнесе. Фото ПАО ГК Космос Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR 2020. Телефон Email Сообщение

Cosmos Start: студенческая практика как метод создания кадрового резерва
© HR-tv.ru