Войти в почту

Чайковский: путешествие во времени

Но, более всего, его имя - это символ русской музыки. Музыки гениальной, которая ныне без всяких оговорок признается таковой во всем цивилизованном мире. Профессиональным композитором Чайковский стал в 25-летнем возрасте, но, прожив всего лишь 53 года, одарил мир богатейшим наследием: 10 опер, три балета, шесть симфоний, 104 романса. «В Кембридже мне один англичанин, профессор музыки, пресерьезно сказал, что Чайковский - самая замечательная музыкальная личность нынешнего времени», - так писал из Парижа Иван Сергеевич Тургенев в 1878 году задолго до создания творцом музыкальных шедевров, успех которых все возрастал, так, что к концу жизни его имя стало всемирно известным. И сегодня он остается самым исполняемым и наиболее известным в мире русским композитором. Впрочем, так было не всегда. В 1892 году Чайковский получил приглашение от комитета Международной музыкально-театральной выставки в Вене продирижировать концертом из собственных сочинений. Он дал согласие, прибыл в австрийскую столицу и даже провел репетицию. Удивительно, но в итоге местный филармонический оркестр отказался играть его Третью симфонию («слишком русская»), а его Скрипичный концерт критики и вовсе разнесли в пух и прах. Чайковского был недоволен и тем, что во время исполнения его музыки в зале предполагалась трапеза зрителей. Петр Ильич, расстроенный столь «радушным» приемом, наотрез отказался от проведения концерта. Он уехал, так и не осуществив свою заветную мечту выступить в музыкальной столице мира - Вене. Историческая справедливость восторжествовала через 127 лет. В прошлом году в рамках международного проекта Tchaikovsky World Tour (Чайковский Мировое Турне) Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева явил восторженной австрийской публике программу «Чайковский. Возвращение в Вену». Открытием для слушателей стало исполнение легендарного Первого фортепианного концерта великого композитора во второй практически неизвестной публике авторской редакции. Именно этот вариант Чайковский планировал когда-то исполнить в австрийской столице. В юбилейный год композитора Международный проект реконструкции творческого наследия Чайковского получил свое дальнейшее продолжение. Идеи Дома-музея П.И. Чайковского в Клину, конкретные наработки руководителя его рукописного фонда Ады Айнбиндер активно поддержал Фонд Елены Образцовой во главе с его генеральным директором Натальей Игнатенко. В последний день января в Большом зале Московской консерватории имени великого композитора Фонд презентовал концерт «Чайковский. Путешествие во времени». Поистине праздничный вечер стал для слушателей ярким свидетельством сохранения историко-музыкального наследия великого автора и передачи лучших исполнительских традиций молодому поколению талантливых музыкантов. Московский государственный симфонический оркестр, ведомый дирижером Большого театра РФ Александром Соловьевым, к огромному удовольствию слушателей исполнил признанные «хиты»: увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», интродукцию из оперы «Пиковая дама» и «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». В исполнении лауреатов международных конкурсов, солистов Большого театра Екатерины Морозовой (сопрано), Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова Юлии Меннибаевой (меццо-сопрано), музыкального театра Геликон-опера Шота Чибирова (тенор), Оперного театра Московской консерватории Сергея Севастьянова (бас) чисто и сочно прозвучали фрагменты из опер «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Иоланта» и «Пиковая дама». Как отметили пришедшие на концерт лауреаты премии Фонда Елены Образцовой, солистки Большого театра народная артистка РФ Ирина Журина и заслуженная артистка РФ Нина Лебедева, концерт ожидаемо порадовал слушателей высоким исполнительским искусством музыкантов, красотой и изяществом великой музыки великого композитора.