Ośrodek Studiów Wschodnich (Польша): ослабленный иммунитет государства

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, с 2018 года Украина занимает второе место в мире по уровню заболеваемости корью. Его резкий рост наблюдается с 2017 года, когда корью заболели там 4 782 человека (в 2016 — всего 90). С 2018 года ей заразились более 54 тысяч украинцев, это практически 64% от всех зарегистрированных в Европе случаев. В 2019 году ситуация продолжала ухудшаться. Украинское министерство здравоохранения предполагает, что в период с января по ноябрь 2019 года количество заболевших составило более 57 тысяч человек, а в целом в 2017-2019 годах — более 115 тысяч, из которых скончались 41 (в том числе 25 детей). Главная причина резкого роста уровня заболеваемости — это недостаточное количество привитых. Из-за кризиса системы здравоохранения и распространения дезинформации на тему побочных эффектов вакцинирования или его неэффективности в 2016 году среди детей младенческого возраста были привиты только 42%, а в группе до 6 лет — 31%. Это один из самых низких показателей во всем мире. Благодаря мерам, принятым министерством здравоохранения, уровень иммунизации населения удалось значительно повысить и снизить тем самым эпидемиологическую угрозу. Проблема, однако, в том, что черный рынок поддельных справок о сделанных прививках, который сформировался на фоне масштабной антипрививочной кампании в интернете и отсутствия доверия к государственным медицинским учреждениям, продолжает существовать. В итоге борьба с корью остается одной из главной задач в сфере здравоохранения. Рост уровня заболеваемости корью на Украине сопровождается аналогичными тенденциями по всему миру, при этом стремительное распространение этой болезни на Днепре было связано с появлением в одно и тоже время нескольких способствующих ему факторов. Украинская ситуация не уникальна: проблемы системы здравоохранения и уязвимость общества перед дезинформацией — это универсальные явления, которые могут затронуть разные страны и разные социальные группы. Однако случай Украины представляет собой интересный «кейс», который следует внимательно проанализировать. Кризисная реорганизация Главной причиной резкого роста уровня заболеваемости стали проблемы украинской системы здравоохранения, возникшие из-за сложной экономической ситуации страны, а также неверных политических решений. В 2014 году из-за политического кризиса не было закуплено необходимое количество вакцин, в итоге уровень иммунизации населения снизился, а, как следствие, в последующие годы появилось больше заболевших. Конфликт в руководстве министерства здравоохранения, вызванный тем, что министр Олег Мусий обвинил своего заместителя в саботировании тендера на закупку вакцин, привел к задержкам в снабжении ими медицинских учреждений. Главу ведомства и его заместителя в результате скандала отправили в отставку, но программа закупок была сорвана. Вторым важным фактором стала девальвация гривны: из-за повышения цен выделенных средств оказалось недостаточно. В итоге вакцины, предназначавшиеся на 2014 год, купили годом позже. В 2014 году коррупционные скандалы привели к ликвидации Государственной санитарно-эпидемиологической службы, полномочия которой в сфере контроля и противодействия распространению инфекционных заболеваний планировалось передать новой организации. Правомочность этого решения правительства оспаривалась, поэтому процесс реорганизации затянулся до марта 2017 года, из-за чего возник административный хаос. Речь шла о вопросах, связанных с распределением функций ликвидируемой службы между созданными в 2016 году органами. Ситуацию усугубляло то, что с 2016 по 2019 год пост главы министерства оставался вакантным, ведомством руководила исполняющая обязанности министра (Ульяна Супрун). Дезинформация и политика Резкий рост количества заболевших корью был связан также с активизацией антипрививочной пропаганды, которая распространялась в первую очередь через интернет. Публиковавшиеся в социальных сетях сообщения, ставившие под вопрос эффективность вакцинации, привели к тому, что многие родители отказались от прививок. Не последнюю роль в распространении недостоверной информации на тему прививок сыграли политики, которые использовали случаи смерти детей для повышения собственного рейтинга или нападок на конкурентов. Особенно негативно в этом контексте следует оценить заседание созданной еще в 2008 году парламентской комиссии, занимавшейся расследованием смерти подростка из Краматорска. Оно привлекло внимание широкой общественности и спровоцировало дискуссию на тему эффективности и безопасности использующихся в стране вакцин. Также обсуждалась тема якобы смертельно опасных вакцин, которые производились в Харькове. Несмотря на то что в обоих случаях связь между вакцинированием и смертями не подтвердилась, возникла масса слухов на тему побочных эффектов вакцин, а в результате в обществе укрепилось скептическое отношение к их использованию. Препятствием в борьбе с антипрививочным движением выступает непоследовательная интерпретация законов. Согласно украинскому законодательству, все дети должны быть привиты (таково условие приема в образовательные учреждения), однако, это требование не всегда выполняется. Прецедентным стало решение Районного суда в Славуте по делу женщины, которая подала жалобу на детский сад, отказывавшийся принимать ее ребенка из-за отсутствия у него справки о прививках. Суд признал решение детского сада незаконным, ссылаясь на право в получении образования, которое защищается украинской конституцией. Это решение оспорил лишь Верховный суд в апреле 2019 года, признав аргументы истицы, касающиеся опасности вакцинирования, недостаточно вескими, а требование обязательной вакцинации — оправданным в контексте общественных интересов. Принимая во внимание факт, что количество заболевших корью увеличивается пропорционально тому, насколько уменьшается количество привитых, можно сделать вывод, что предрассудки, связанные с вакцинированием, оказали непосредственное влияние на отмечаемый в последние годы рост уровня заболеваемости. 86% заболевших в 2017 году привиты не были. Другим следствием распространения недостоверной информации на тему прививок стало появление рынка поддельных прививочных карт. По оценкам, 30% таких документов на Украине — это подделки. Украинские журналисты выяснили, что справку о прививках можно сделать примерно за 350 гривен (900 рублей, — прим.пер.). Министерство образования и науки объявило, что ответственность за принятие в школы непривитых детей будет нести руководство образовательных учреждений. Сейчас ведомство вместе с комитетом по вопросам здравоохранения Верховной рады работает над тем, как разрешить эту проблему законодательным путем. Последствия упущений Следствием как ошибочных политических решений, так и растущего недоверия к прививкам стало то, что в 2014-2016 годах снизилось количество привитых детей. Если в 2007 году было привито 97% детей младенческого возраста, то в 2010 их стало 56%, в 2014 — 45%, в 2016 — 42% (в возрастной группе до 6 лет — 31%). Это один из самых низких показателей в мире. В итоге в 2017 был зафиксирован 46-кратный рост уровня заболеваемости корью по сравнению с предыдущим годом. Следует отметить, что речь шла прежде всего о детях: в 2017 году они составляли 75% от всех заболевших, а в 2018 — 63%. Больше всего случаев заражения корью отмечалось в западных областях Украины (в том числе прежде всего в граничащей с Польшей Львовской), а также Винницкой, Ровненской, Хмельницкой и Киевской. Эпидемия на Украине стала источником распространения инфекции в том числе за пределами этой страны. В апреле 2019 года в нью-йоркском Бруклине ввели режим чрезвычайной ситуации в связи с обнаружением очагов кори в ортодоксальных еврейских общинах. Вирус попал в США из Израиля, а туда его завезли люди, посещавшие места религиозного культа на Украине (к могилам еврейских праведников каждый год отправляются тысячи хасидов). В 2019 году рост уровня заболеваемостью корью отмечался в Европе прежде всего в постсоветских странах. Помимо Украины, которая вот уже два года занимает в этом позорном рейтинге первое место, больше всего случаев заражения было зафиксировано в Грузии (4 389) и Российской Федерации (4 054), далее шли Турция (2 811), Франция (2 657), Северная Македония (1 897) и Румыния (1 746). Во всех случаях распространение вируса было связано с уменьшением количества вакцинированных в результате того, что люди стали недооценивать важность такого профилактического мероприятия или сознательно от него отказываться. Как показывают имеющиеся данные, несмотря на то что в основном в европейских странах большинство жителей привиты, высокая мобильность населения может приводить к возникновению локальных очагов заболевания, а далее — к его распространению в других местах. Реакция властей Первым шагом украинского руководства, предпринятым после того, как в 2014 возникли задержки с обеспечением медицинских учреждений вакцинами, стала модификация системы закупок лекарственных препаратов. На основании принятого в марте 2015 года закона они закупаются при посредничестве международных организаций ПРООН и ЮНИСЕФ, а также британской компании «Краун Эйдженси» (такой режим будет работать вплоть до конца марта 2020 года). По данным министерства здравоохранения, это позволило на 40% снизить стоимость покупаемой продукции, а также полностью покрыть в 2018 году потребности всех возрастных групп населения в вакцинах. В январе 2019 года правительство ввело трехлетний цикл планирования закупок вакцин, предусматривающий создание «буферного запаса» в 25% на случай роста спроса. Несмотря на вызывающие тревогу данные о росте уровня заболеваемости, министерство, однако, не решилось объявить эпидемию, а лишь предприняло меры временного характера (точечное закрытие школ, акции по вакцинации, создание прививочных пунктов). В мае 2019 года ведомство объявило, что бесплатно сделать прививку от кори сможет каждый гражданин вне зависимости от возраста и места работы (раньше такое право имели лишь сотрудники медицинских учреждений и школ, студенты и военные, а также лица, которым не исполнилось 30 лет). Одновременно было разрешено начинать прививать детей от кори уже с шести месяцев (раньше — с 12). Кроме того, власти запустили информационную кампанию, рассказывающую о необходимости прививаться, в которой приняли участие премьер Алексей Гончарук и предстоятель Православной церкви Украины митрополит Епифаний. Предпринятые действия позволили улучшить ситуацию с уровнем иммунизации населения. В 2017 году было привито почти 85% детей в возрасте до года. По мнению исполняющего обязанности директора Центра общественного здоровья, благодаря усилиям украинской системы здравоохранения и международных гуманитарных организаций эпидемию кори удалось остановить. В конце ноября 2019 года появилась созданная в опоре на полученный опыт Стратегия развития иммунопрофилактики и защиты населения от инфекционных болезней до 2022 года. Она обязывает власти, в частности, гарантировать необходимый объем финансирования действий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний; внедрять программы, гарантирующие гражданам доступ к достоверной и имеющей научное подтверждение информации на тему важности вакцинации; подготовить проект реагирования в ситуациях резкого роста уровня заболеваемости. Кризис доверия к государству Несмотря на то, что киевские власти предприняли принесшие конкретные результаты шаги, которые позволили повысить охват граждан вакцинацией, многие украинцы до сих пор скептически относятся к такого рода профилактическим мероприятиям. Опросы общественного мнения показывают, что эффективность антипрививочной пропаганды на Украине тесно связана с недоверием жителей этой страны к государственным институтам. Более трети респондентов считают, что деятельность министерства здравоохранения никак не влияет на их здоровье, а более половины высказывают сомнения в профессионализме работников государственных медицинских учреждений. 29% украинцев считают прививки опасными для здоровья, и лишь 50% — эффективными. Только 66% граждан полагают, что вакцинация детей должна быть обязательной, а против такой идеи высказываются 27%. Следует отметить, что вне зависимости от мнения по поводу обязательной вакцинации, большинство опрошенных (73%) говорят, что решение, прививать ли ребенка, относится прежде всего к сфере ответственности родителей, а не государства. Вышеприведенные данные указывают на то, что властям предстоит еще проделать колоссальную работу в сфере информирования населения о профилактике. Украинское общество доверяет недостоверным манипулятивным сообщениям на тему безопасности вакцинации, а такое положение дел повышает риск того, что люди откажутся от нее в случае активизации антипрививочных кампаний, в которых используются попавшие в прессу случаи заболевания или смерти, безосновательно увязываемые с прививками. В такой ситуации снизить воздействие ложной информации можно лишь при помощи действий государственных органов, способных, пользуясь своим авторитетом, противостоять распространению угрожающих общественному здоровью идей. Это приобретает особое значение на фоне увеличения количества информационного шума и размывания ответственности за распространение недостоверных сведений в интернете (в том числе в социальных сетях). Наблюдающийся на Украине кризис доверия к государству позволяет теориям заговора, связанным с темой эффективности и безопасности вакцинирования, попадать на благодатную почву. В результате они становятся самым серьезным препятствием в борьбе с возвращением эпидемий в будущем.

Ośrodek Studiów Wschodnich (Польша): ослабленный иммунитет государства
© ИноСМИ