Войти в почту

В чем различия исторических трендов Владивостока

За 100 с небольшим лет военный пост Владивосток стал столицей Дальнего Востока. Так ли представляли себе судьбу губернаторы этого, поначалу небольшого, города? В царской России далекому посту на Дальнем Востоке присвоили название по аналогии с Владикавказом : образовали от слов «владеть» и «Восток». А в переводе с китайского языка во времена династии Цин, название города читается как «Хайшэньвей» или «бухта полная трепанга». Все верно, нельзя полностью утверждать, что никого во Владивостоке до российских исследователей не было. Территория была частью Китая, однако после окончания опиумной войны и подписания Пекинского договора перешла к Российской Империи. Также по мнению В.К. Арсеньева, китайцы в Уссурийском крае появились лет за 30 до прихода русских. А.П. Георгиевский писал: «Земледельцы зафиксированы около 1840 г., сначала на Уссури, затем на нижнем течении Имана, на Даубихэ и на берегу моря, где теперь Владивосток и селение Ольга». Таким образом, с 1860 г. Владивосток имеет официальное летоисчисление. Менее чем через год, а именно 3 марта (по новому времени) 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Кроме того, в том же 1861 г. были изданы «Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях», составленные генерал-губернатором Восточной Сибири графом Муравьевым-Амурским. Правилами разрешалось переселение в этот край вообще всем желающим, как русским, так и иностранцам, имеющим право на переселение и могущим совершать его за собственный счет без пособия со стороны правительства. А изъявившим желание переселиться был предоставлен выбор, как способа водворения, так и самого характера их поземельных отношений, то есть приобретения земли на правах или временного пользования (с правом выкупа своих участков) или же в полную собственность. В связи с таким совпадением исторических значимых событий нашей страны, которые и предопределили ее дальнейшее развитие, можно выделить важную особенность для Владивостока - эту территорию заселяли уже свободные люди. Крепостное право, в том виде, в котором оно существовало на исторической территории центральной России, не видело Дальнего Востока. Проведя параллель с колонизацией и заселением Новой Англии (Америки) британцами, детьми европейской аристократии и не только, можно увидеть и такое же настроение у переселенцев и исследователей Дальнего Востока. Это были искатели лучшей жизни и новых перспектив, которые открывались с высот владивостокских сопок под лучами морского солнца. Приведем перечень проектов, которые были начаты во Владивостоке более 100 лет назад и могли определить будущее города, но были приостановлены по разным причинам. Режим «Порто-Франко» Как было? Одним из важнейших экономических решений было следующее: по указу Императора Александра II с 25 декабря 1862 г. установлен режим порто-франко в тогда еще Приморской области, в г.Владивостоке, и просуществовало до 1 марта 1909 г. Система порто-франко должна была обеспечить заграничными товарами промышленное и сельскохозяйственное производство жителей края при отсутствии местного производства и надежных путей сообщения, которые позволяли бы поставлять товары из европейской России. Конечно, это давало свои плоды. Режим привлекал как зарубежный товар, так и иностранные инвестиции. Так, например, только за период с 1883 г. по 1899 г. объем грузооборота Владивостока увеличился с 47,8 тыс.т. до 333,3 тыс.тонн или почти в 7 раз! Современники отмечали, что во Владивостоке «всякая вообще американская вещь стоит втрое дешевле чем в Америке». Предполагалось, что Владивосток станет крупным торговым портом и логистическим хабом на Российском Дальнем Востоке, таким, какими стали Гонконг и Шанхай. Однако окончательно вопрос о режиме «порто-франко» был закрыт 1 марта 1909 г., когда вступил в силу Закон Государственной Думы о закрытии порто-франко по привозу иностранных товаров в Приамурское генерал-губернаторство и Забайкальскую область Иркутского генерал-губернаторства. Режим был закрыт на основании протекционисткой политики Столыпина, а именно: закрытии режима беспошлиной торговли, установлению таможенных пошлин, установлению контроля на плавание иностранных судов близ дальневосточного побережья и запрета на найм иностранных подданных. Последовавшая революция и получение городом закрытого статуса предопределили режим «порто-франко» более чем на полвека. Как стало? С 2015 года режим «порто-франко» снова вернулся во Владивосток в соответствии с федеральным законом от 13.07.2015 г. «О Свободном порте Владивосток», особый режим распространяется на ключевые гавани ДВ, имеются налоговые льготы для резидентов и дополнительные преференции. «Кунст и Альберс» Как было? Не смотря на то, что в названии Торгового Дома фигурирует две фамилии Густава Кунста и Густа Альберса, к дуэту немногим позже присоединился третий компаньон Адольф Даттон, без которого компания бы не достигла такого ошеломляющего успеха. Торговый Дом открыл свои двери на углу двух центральных улиц города. Универмаг выполнял не только функцию торгового дома. Основные ключевые моменты, по которым можно понять важное, практически стратегическое значение компании для Владивостока: первое электричество после Урала; продажа эксклюзивных товаров, например швейные машинки «Зингер», сельскохозяйственные машины из Маннгейма, пиво из Мюнхена, французское шампанское и наимоднейшие французские туалеты, американская мука и сахалинский уголь; выполнение функций первого Банка и страховой компании; запуск собственной электростанции; наличие контор и зданий для сотрудников компании; открытие сети универмагов: 1888г. в Никольск-Уссурийском, 1893г. в Николаевске-на-Амуре, 1894г. в Александровске-на-Сахалине, 1895г. в Хабаровске и Благовещенске, 1900г. в Харбине. Магазины открывались также и в небольших населенных пунктах Южно-Уссурийского края: в 1866 г. – в Посьете, в 1887 г. - в Славянке, в 1888 г. – в Барабаше, в 1890 г. – в Анучино, в 1891 г. - в Новокиевском и Раздольном, в 1893 г. - в Имане, в 1894 г. – в Черниговке и др. владение складом сельскохозяйственных машин; открытие Первого на Дальнем Востоке электрического завода красок; слесарно-механическая мастерская; водочный завод; папиросная мастерская; К 1914 г. товарищество «Кунст и Альберс» владело 32 филиалами в Приамурье и офисами в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Риге, Варшаве, Кобе и Нагасаки. После начала Первой мировой войны Торговый дом выставили в качестве главного источника германского шпионажа. Компания подверглась гонениям, А.В. Даттона арестовали и отправили в ссылку в Томскую губернию. В 1921г. после возвращения из ссылки Даттан оставляет фирму на Альфреда Альберса и возвращается в Германию. В 1922г. Альфред Альберс перебирается в Харбин и перевозит большую часть бизнеса в Китай. К 1930г. все оставшееся имущество Торгового Дома было национализировано советской властью. Как стало? В Советские времена в здании Торгового Дома располагался ГУМ, а с 2015г. располагается магазин бренда ZARA. Загородная территория Де-Фриз Как было? Джеймс Корнелиус Де Фриз, купец 1 гильдии, занимался перевозкой грузов, родом из Нидерландов. В 1864 г. переехал во Владивосток. На одноименном полуострове организовал прибыльное хозяйство и снабжал Владивосток молоком, сливками, творогом и другими продуктами. По данным одних источников утверждается, что в 1897 г. Де-Фриз распродает все имущество и уезжает в Америку, по данным других источников, что Дж. Корнелиус умирает в 1881 г., а его вдова продала участок земли Густаву Кунсту. Следующим владельцем Новогеоргиевского имения становится Карл Георгиевич Гольденштедт, уроженец Германии и получивший российское гражданство. Кроме того, Карл Гольденштедт служил у «Кунста и Альберса» экспертом по сельскому хозяйству. И после того, как Новогеоргиевское стало принадлежать Гольденштедтам, Даттоны построили на де-фризе дачу. В дальнейшем многие иностранцы строили или снимали дачи на теплое время года и переселялись на Де-фриз. В течении двух десятилетий, до начала Первой мировой войны, Новогеоргиевское жило как маленький городок, со своим бытом и особым климатом. Жилые дома здесь не были похожи на дачи-дворцы западной России, скорее они напоминали иностранные виллы «на американский манер»: балконы, окна с жалюзи, элегантные навесы, крыши с изящными шпилями. В 1927г. Новогеоргиевское национализировали и в 1930-х коллективизировали. В Советские времена все дачи были сожжены или уничтожены. На сегодняшний день нет ни одного напоминания о благоустроенном деревенском быте той эпохи. Как стало? 11 августа 2012 г. был открыт низководный мост, соединяющий полуостров Де-Фриз и полуостров Муравьева-Амурского в районе микрорайона Седанка. Также сейчас на территории Де-Фриза и Надеждинского района активно проходит застройка частными жилыми комплексами и коттеджными поселками. Изучая проекты, которые действовали и реализовывались более века назад, понимаешь, что не просто так во Владивосток приезжали иностранные предприниматели и сотрудничали с властями и жителями города. Планировалось, что общими усилиями город обретет черты современного мегаполиса и центра развития перспектив и будущего для его жителей и гостей. Владивосток изначально развивали как город, непохожий на исторические столицы России с незабытой памятью о крепостном праве, многолетних междуусобиц, дворцовых интриг и политических хитросплетений. Следовательно, формирование уклада быта города происходило на основании лучшего опыта, технологий, практик ведения бизнеса и банковского дела из Европы, Америки и Азии. Но жизнь распорядилась иначе. Сейчас в начале нового десятилетия необходимо аккумулировать все ресурсы настоящего и прошлого, чтобы город стал тем будущим, где будет комфортно и жителям и его гостям. Валерия ШИЧАЛИНА, магистр по экономике, преподаватель кафедры менеджмента Школы экономики и менеджмента ДВФУ

В чем различия исторических трендов Владивостока
© Konkurent.ru