Топ-5 новых альбомов, вышедших в январе-2020
Pet Shop Boys “Hotspot” Фото: theguardian.com Четырнадцатый альбом Pet Shop Boys звучит так, будто и нет у Нила Теннанта и Криса Лоу целых тридцати лет непрерывного стажа за плечами. И дело тут вовсе не в инъекции молодой крови в лице, например, Years & Years, принявших участие в записи пластинки. В 2020-м британский дуэт запросто даст фору любому 20-летнему, пытающемуся делать умный электропоп. Очевидно, определенная заслуга в этом есть и у продюсера пластинки Стюарта Прайса, в первую очередь известного по работе с The Killers (“Day & Age”) и Мадонной (“Confessions on a Dance Floor”). Слушатели, которые следили за танцевальной музыкой в конце 1990-х, возможно помнят Прайса по проекту Les Rythmes Digitales. Как и прежде, новая работа Pet Shop Boys – универсальна: треки с “Hotspot” запросто подойдут для вечеринки, но также с легкостью украсят вечер уставшего немолодого человека. Музыканты уверяют, что этот лонгплей – заключительная часть трилогии, начатой альбомом “Electric” в 2013 году и продолженной пластинкой “Super” 2016 года. На этих альбомах Pet Shop Boys, по их собственным словам, вернулись к “электронному пуризму”, к своим корням. “До этого мы попробовали много разного, – рассказывает Теннант в недавнем интервью The Guardian. – Притворились рок-группой на альбоме “Release” (2002), записали дурашливый “Yes” (2009) и на “Elysium” (2012) рассказали о том, какого это чувствовать себя старым”. В том же интервью Теннант хорошенько проходится по Эду Ширану и его последователях, иронизируя, что “акустическую гитару вообще надо запретить”. При этом, лучшим треком на “Hotspot” хочется назвать “Burning the heather”, в котором Pet Shop Boys с помощью Бернарда Батлера из Suede дают настоящий мастер-класс по тому, как с умом можно использовать этот инструмент. Слушать на Яндекс.Музыке The Big Moon “Walking Like We Do” Фото: из открытых источников Второй альбом девичьего инди-рок-бэнда, номинированного в 2017 году на престижную премию Mercury Prize за свой полноформатный дебют “Love in the 4th Dimension”. “Изначально я писала песни, которые были похожи на то, что мы делали раньше, – признается предводительница The Big Moon Джульетта Джексон в интервью BBC Radio 6. – Потому что мне казалось, что это то, что от нас все ждут. Но вскоре я поняла, что хочу создать что-то большее – и в звуковом плане, и в смысловом. Записать что-то более всеобъемлющее и разностороннее, чем просто рок-альбом. Оставить прежнюю рок-энергетику, но при этом использовать более креативный подход”. К чести Джульетты, стоит отметить, что “Walking Like We Do” полностью отвечает заявленным амбициям: альбом действительно получился более витиеватым и сложно устроенным, чем его несколько прямолинейный предшественник. Грубые гитары никуда не делись, но к ним в изрядном количестве добавилось клавишные, трубы, флейты. Открывающий трек “It’s Easy Then” в этом плане очень показательный: он не только задает тон всей пластинке, но четко демонстрирует траекторию, выбранную группой. На “Walking Like We Do” Джульетта Джексон несомненно выросла как автор песен. Ее тексты стали злее (“Говорят, человек человеку волк, а как по мне, мы больше похожи на голубей, клюющих жареную курочку”), но при этом они полны надежды (“Если с дерева опали все листья, это не значит, что оно мертво”). Теперь критики вовсю сравнивают девушку с такими эксцентриками от британской рок-сцены, как – на минуточку – Дэймон Албарн, Джарвис Кокер и Алекс Тёрнер. Слушать на Яндекс.Музыке 070 Shake "Modus Vivendi" Фото: из открытых источников За вывеской 070 Shake скрывается 22-летняя Даниэлла Балбуена, получившая первую широкую известность благодаря участию в записи в двух треков с альбома Канье Уэста “Ye” 2018 года – “Violent Crimes” и “Ghost Town”. Дочка иммигрантов из Доминиканской республики, Даниэлла выросла в Нью-Джерси на музыке Лорин Хилл и My Chemical Romance. Это смешение вроде бы не пересекающихся культур и субкультур – нео-соула 1990-х и эмо-рока 2000-х – очень хорошо заметно на ее дебютном альбоме "Modus Vivendi". Пластинка действительно весьма эклектична, и внимательный слушатель запросто может обратить внимание на то, как искусно 070 Shake сочетает, казалось бы, несочетаемые вещи – Энию, Pink Floyd и Фрэнка Оушена. Очевидно пример старшего товарища в лице Канье Уэста, сэмплировавшего на “Ye” King Crimson, оказался весьма заразительным. Причем, порой, кажется, Даниэлла копает даже глубже, чем ее прославленный учитель. В треке “Come Around” 070 Shake сэмплирует тему из знаменитой болливудской гангстерской драмы “Dharmatma” 1975 года и заглавный трек с единственного альбома хип-хоп-дуэта Jaylib “Champion Sound” 2003 года. В “The Pines” певица переосмысливает ту самую фолк-балладу Ледбелли, которую в 1994 году Курт Кобейн превратил в душераздирающую “Where Did You Sleep Last Night?”. Испанская гитара открывает трек “Morrow”, а в “The Divorce” мы слышим кубинский конг Карлоса Папато Вальдеса, щедро приправленный гитарой юного Джастеса Уэста, игравшего в концертном составе Мака Миллера, и клавишными от участников канадской инди-рок-группы The Stills. Слушать на Яндекс.Музыке Mura Masa “R.Y.C. (Raw Youth Collage)” Фото: из открытых источников На своем втором альбоме лондонский продюсер Алекс Кроссан, работающий под псевдонимом Mura Masa – в честь мастера мечей в Японии XVI века, собрал весьма разношерстную команду. В записи пластинки приняли участие фронтвумен Wolf Alice Элли Роуселл, рэпер Slowthai, певицы Clairo, Tirzah и Georgia – все, как один, молодые и многообещающие, сливки британской альтернативной сцены начала 2020-х. Примечательно, что при помощи всей этой актуальной молодежи, Mura Masa записал пластинку, насквозь пропитанную ностальгией. На “R.Y.C.” 23-летний музыкант переосмысливает музыку, на которой рос: тут вам и пост-панк, и брит-поп, и эмо, и французский хаус. Принято считать, что молодые люди 2010-х одержимы прошлым – будь то одежда из 1980-х, ситкомы из 1990-х или даже интернет-мемы из, казалось бы, совсем недавнего прошлого. “Я все свободное время играю в старые видеоигры, смотрю мультфильмы и ем хлопья”, – признается в одном из интервью сам Mura Masa. Неудивительно, что в результате “R.Y.C.” – это своего рода высказывание на тему фиксации Поколения Z на прошлом. Более того, “R.Y.C.” – это, несомненно, рок-альбом. Да, в основе музыки Mura Masa по прежнему лежат электронные биты, но буквально в каждом треке на его новом альбоме звучат гитары, а названия песен – “No Hope Generation”, “Teenage Headache Dreams” – как будто были сочинены нейросетью, в которую закинули все ключевые рок-синглы предыдущих нескольких десятилетий. Все это весьма удивительно для музыканта, который за свою дебютную пластинку был номинирован на “Грэмми” в категории “Лучший танцевальный альбом”. Вероятно, немаловажную роль в такой весьма радикальной смене курса, сыграл пример Дэймона Албарна, принимавшего участие в записи дебютной работы Mura Masa. Кажется, мы имеем дело с определенной тенденцией: инновационные рок-записи последних лет создаются вовсе не традиционными рок-группами, а музыкантами, которые смешивают рок-музыку с чем-то новым. Это могут быть, например, никому неизвестные рэперы, выкладывающие свои треки на Soundcloud, или – как в нашем случае – молодые электронные музыканты. Слушать на Яндекс.Музыке Bombay Bicycle Club “Everything Else Has Gone Wrong” Фото: из открытых источников В 2016 году британская группа Bombay Bicycle Club, авторы инди-хитов начала 2010-х "Always Like This" и "Lights Out, Words Gone", внезапно прекратила свою деятельность. В 2019-м коллектив внезапно собрался обратно. “Everything Else Has Gone Wrong” – это их первый за пять лет новый альбом. Обычно для того, чтобы группа прекратила свое существование, есть несколько причин, уже ставших клише: творческие разногласия, провальный альбом и – если люди исключительно честны с самими собой – нехватка свежих идей. Ни один из этих вариантов совершенно не подходит к ситуации с Bombay Bicycle Club. В 2016 году после выхода самого успешного их альбома “So Long, See You Tomorrow” (2014), музыканты, которые играли вместе со школьной скамьи, взяли и просто продали все свое оборудование и разошлись в разные стороны. В 2017-м фронтмен группы Джек Стендмен выпустил сольный альбом “God First” под вывеской Mr. Jukes. Пластинка, записанная после долгих скитаний по миру, которые, по словам музыканта, были необходимы для того, чтобы побыть с собой наедине, сильно отличалась от творчества Bombay Bicycle Club и была наполнена соулом, R'n'B и афробитом. Другие участники группы тоже все это время на месте не сидели. Гитарист Джейми МакКолл, например, читал лекции по философии. Позанимавшись вдоволь тем, чем хочется, участники Bombay Bicycle Club, также неожиданно, как разошлись, собрались снова. На их пятом альбоме “Everything Else Has Gone Wrong” группа продолжает делать то, что у них получается лучше всего – многослойный психоделический инди-рок, в котором в равных пропорциях перемешаны джэнгл-поп, краут-рок, фолк и пост-панк. Треки на новом альбоме – это фирменные неспешно раскрывающееся перед слушателем гимноподобные витиеватые произведения, украшенные звуками аналоговых синтезаторов, звенящих гитар и живой перкуссией. Слушать на Яндекс.Музыке