На площади Лазарева сделаны находки, возможно уникальные
Во время строительных работ на площади Лазарева, которые ведутся в рамках реконструкции улицы Б. Морская, раскопан фундамент дореволюционного здания и трамвайные рельсы. Накануне находку обнаружил председатель Севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Юрий Падалка. 28 января объекты осмотрел председатель постоянного комитета Законодательного Собрания города Севастополя по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов. Парламентарий предположил, что, вероятнее всего, кирпичная кладка – это часть подвальных помещений дома Хлудова. – До революции нынешняя площадь Лазарева была гораздо меньше и называлась она – Площадь с часовней. Большую её часть занимал дом Хлудова, по старой нумерации это улица Большая Морская, дом № 2, – рассказал Вячеслав Горелов. – Дом Хлудова принадлежал семье состоятельных купцов и меценатов, известных в России своим собирательством: они коллекционировали старинные русские рукописи, книги, иконы. Депутат отметил, что в этом знаменитом севастопольском доме находилось Городское собрание (вход со стороны Кривого переулка, который ныне не существует). До революции в разное время (дом был построен в конце XIX века) здесь размещались магазины, кондитерские, различные питейные заведения, квартировали известные личности – например, городской архитектор Вейзен. После революции в бывшем доме Хлудова в 1925 году располагались исполком и горсовет, затем – клуб «Пролетарская кузница». Во время героической обороны Севастополя в 1941-1942 годах в подвале этого здания работала «подземная школа»: на здании магазина «Черноморец» установлена соответствующая памятная доска. Дом был поврежден во время Великой Отечественной войны и не восстанавливался. Кроме того, на этой же площади располагался трамвайный разъезд Артиллерийской линии – одного из самых оживлённых маршрутов. По словам парламентария, он начинался от площади Корнилова (сквер перед нынешним Дворцом детства и юности), затем спускался к Артиллерийской бухте, где находилась рыночная площадь, проходил по улицам Артиллерийской (ныне улица Щербака), Кази (ныне улица Генерала Петрова), Новороссийской, Херсонесской (ныне Адмирала Октябрьского), поворачивал на Большую Морскую и возвращался к Площади с часовней. После войны трамвайное движение не восстанавливалось. Остатки рельс, найденные во время строительных работ, как предполагают Вячеслав Горелов и Юрий Падалко, и есть фрагмент центральной трамвайной линии. – На площади Лазарева сделаны находки, возможно они уникальные. В соответствии с законодательством работы на площади должны быть приостановлены, найденное изучено, результаты зафиксированы, – подчеркнул глава парламентского комитета. Вячеслав Горелов предположил, что некоторые подобные находки можно было бы сохранить. – Если бы был найден фундамент или иные фрагменты часовни святого Николая, их важно было бы соответствующим образом обозначить, или, как минимум, указать место, чтобы показать старый Севастополь и его топологию. Часовня располагалась примерно там, где сейчас расположен строительный городок, ближе к ЦКБ «Черноморец». Установлена она была в конце XIX века в честь чудесного спасения цесаревича Николая Александровича, который подвергся нападению во время его «образовательного» путешествия в Японию. За свою историю город был дважды уничтожен, и любая находка имеет большую историческую ценность, – заключил Вячеслав Горелов. Об этом сообщают в пресс-службе Законодательного Собрания города.