Войти в почту

Летом в парках и скверах Хабаровска десятки мастериц продают игрушки, украшения, мыло, вязаные вещи – заниматься всем этим нынче модно. Кукол тоже много, но таких, как делает учитель из Хабаровска Анна Гончарова, на уличных развалах точно нет. Ее творения отличаются портретной схожестью с реально существующими людьми, работа эта почти ювелирная и эксклюзивная, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». Улыбайтесь, вас копируют В статуэтке росточком до 28 сантиметров все в точности, как у человека. Вот, например, у юной девушки, которая смотрится в зеркало, каждый пальчик вылеплен до самой мелкой детали, даже выражение глаз живое. Прежде чем заняться портретной куклой, хабаровчанка Анна Гончарова наблюдала, много и внимательно изучала лица людей, как они меняются в эмоциях, какие вообще бывают щеки, глаза, губы. Занимал ли вас когда-нибудь этот вопрос? И с чего он заинтересовал вдруг учительницу декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, которая до этого если и брала нитки-иголки в руки, то совсем ненадолго. Усидчивости не хватало. А рукоделие – это долго, кропотливо и монотонно. Ей бы подвигаться, что-то организовывать, куда-то ходить, знакомые так и звали ее – Суета. Что-то случилось в сознании три года назад, сама до сих пор не понимает, как это красивый эскиз вышивки усадил ее за пяльцы почти на сутки. Села вечером попробовать стежки складывать, да так и не смогла до утра оторваться. А дальше был краевой конкурс «Ремесла земли Дерсу», организаторы предлагали участникам представить на суд жюри предметы традиционной одежды народов Севера. Но большие, настоящие вещи – это очень долго, да и дорого. Но ведь представлять народные наряды могут и куклы, подумала Анна, и вспомнила, как еще в институте пыталась заниматься нанайской игрушкой, преподаватель предложила создать проект – сувенир в виде куклы в национальном халате. Изделия, правда, тогда получились неказистыми. Но сама идея! - Обычно одежду создают для уже существующих кукол, у меня же вышло наоборот, - смеется мастерица. – К краевой выставке я стала вначале шить миниатюрную одежду, а уж потом стала делать моделей для нее. И ведь получилось. На суд жюри Анна представила сразу три работы: танцующего с бубном шамана, девушку-кокетку и женщину с печальным взглядом, которая только что проводила детей на охоту. У каждого персонажа своя история, свой характер, привычки, это мастер определяет до того, как начнет работать над персонажем, иначе нельзя, иначе у куклы не будет души и глаза так и останутся пустыми стекляшками. Эти первые куклы были сюжетным, внешний вид собирательный: веки соседки по подъезду, щечки, как у ребенка знакомых и так далее. Я подарю тебе тебя Степень лауреата подстегнула Анну творить дальше. И не просто, а замахнуться на один из сложнейших видов изготовления кукол - с портретным сходством. Работает по фотографии. Первая кукла далась далеко не сразу, вроде линия губ, складочки, родинки, реснички - все на месте, все такое же, но лицо получается не похожим. Плюс после запекания полимерная глина изменяется, и это может исказить черты лица. Добиться абсолютной схожести отнюдь не просто, на это уходят порой месяцы и килограммы испорченной глины. А волосы? Вы думаете, их так легко вживить в крохотную головку, так, чтобы они выглядели как настоящие? Например, из какого материала их делать? Человеческие локоны не подходят, оказывается, жесткие, непослушные. Лучше всего брать козий мех, он поддается окрашиванию и укладке. Это открытие Анна сделал опытным путем, потому что остальные ее коллеги предпочитают секретами не делиться, оно и понятно. Глядя на то, как работает мастерица, понимаешь, почему свои работы она оценивает так дорого. А раз заказы есть, значит, люди понимают, насколько это ценная вещь. Однако лепка лица из полимерной глины не самая сложная часть в изготовлении. Другое дело – вживление волос. Довольно кропотливое занятие. Для этих целей могут подойти разные материалы, даже свои пряди как-то пробовала использовать мастерица, но они оказались слишком «привередливыми» - лишь топорщились и не создавали нужную прическу. Лучше же всего для этих целей подойдет козий мех, который и приятен на ощупь, и поддается окрашиванию и укладке. Кстати, из всех кукол, что Анна сотворила за три года, практически ни одной у нее не осталось. - Моих сюжетных кукол возили даже на Восточный экономический форум. Ходят слухи, что потом каких-то из них видели в кабинете Юрия Трутнева. Проверить не смогу, но здорово, если это действительно так. Заказывали мне также кукол и в подарок предыдущему губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту. Стоит такая и в музее Московского зоопарка - это подарок от нашего Приамурского зоосада. Друзьям Анна тоже предпочитает делать подарки, сделанные своими руками. Например, подругу слепила и нарядила в ее рабочую форму, а куклу школьного учителя сына одела в шубу и пушистую шапку, точь-в-точь как на фото. На людей их маленькие точные копии производят неизгладимое впечатление. И только первая кукла – танцующий шаман остается с Анной, не продается и подарить его нельзя, он для мастерицы как талисман на удачу. Как по-нанайски будет рука Еще одним секретом мастерства делится Анна – садиться за работу можно только в хорошем настроении. Иначе кукла доброй не получится. А ведь ее задача, уверена женщина, дарить людям только положительные эмоции. Мастерской у Анны нет, работает дома, причем везде, где найдет для этого время. - Иду завтракать на кухню, а там ниточки лежат, что-то сделаю, так и в другой комнате. Обычно, когда вплотную занимаюсь созданием образа, семья меня не трогает: «Мама работает». Благо, муж у меня понимающий, помогает, чем может. Между тем найти время творить не так-то просто, ведь у Анны четверо детей, дочка совсем еще кроха. А вот сыновья уже вполне себе помощники, пытаются приобщиться к искусству, усидчивости бы им еще, говорит мама, и смеется: все в меня пошли – суета. Кстати, портретных кукол на время декрета Анна отложила, много все-таки они энергии отнимают. Зато увлеклась моделированием. Сегодня в гардеробе Анны Гончаровой четыре современные вещи с этническими элементами, которые она с удовольствием носит. В голове зреет идея создать текстильную интерактивную куклу. - Народный язык постепенно исчезает, знаю не понаслышке, ведь я даже о своей родной орочской культуре и языке практически ничего не знаю. Это очень плохо, народ без корней, что перекати-поле. Поэтому мне бы хотелось хоть как-то донести эту мысль до молодежи, рассказать о том, насколько значимо для людей знать свою историю, язык предков. Считаю, что в игровой форме учить свой язык будет намного проще. Одна такая кукла у меня уже есть, в нее вшит модуль с кнопками, при нажатии на который звучит слово на нанайском языке, обозначающее ту или иную часть тела, - говорит Анна Гончарова. – Хочу, чтобы мое творчество носило не только эстетический характер, но было полезным для людей.

Я подарю тебе тебя
© Хабаровский край сегодня