Жить, чтобы играть. Омской «Шебалинке» исполнилось 100 лет 

Жить, чтобы играть. Омской «Шебалинке» исполнилось 100 лет
Фото: АиФ-Омск
За век работы музыкальное училище им. Шебалина воспитало многих выдающихся музыкантов и деятелей культуры, удостоенных высоких наград и званий. С 2009 года училище возглавляет Олег Неупокоев.
Директор рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», зачем нужно учиться музыке, почему на рояле играть легко, а на баяне — трудно, и кому мешает абсолютный слух.
Сделано в Сибири
, АиФ в Омске: Олег Владимирович, вы 11 лет возглавляете Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина. Это же одно из первых омских профессио­нальных учебных заведений?
Олег Неупокоев: Училище было создано в январе 1920 года на базе музыкальных классов, которые существовали при филармоническом обществе. Педагоги этих классов стали преподавателями вновь созданного учебного заведения, и музыкальное образование стало доступным для более широких слоёв населения. Среди его первых выпускников выдающиеся музыканты: композитор , оперная певица , скрипач Юрий Янкелевич и другие. Ректором Российской академии музыки имени Гнесиных является наш выпускник 2000 года Александр Рыжинский, главным дирижёром Берлинского филармонического оркестра в августе 2019 года назначен .
Наши выпускники известны не только в , но и во многих странах мира. Так что быть директором такого учебного заведения, несомненно, высокая честь. Это мой второй дом, где я провожу большую часть времени. Кстати, моя супруга тоже работает в «Шебалинке», поэтому дом и работа органично сосуществуют.
Любовью по собственному желанию
— Олег Владимирович, как вы пришли в музыку?
— У меня музыкальная семья: отец играл на гармонике и баяне, мама хорошо пела. В 8 лет родители привели меня в музыкальную школу, до этого год в семье обсуждали, какой инструмент выбрать: фортепиано, баян или что-то другое. Однажды я услышал танго «Кумпарсита» на аккордеоне, очень понравилось, так и был выбран этот инструмент. Мне повезло — я попал в ДШИ № 2 к уникальному педагогу  — это один из лучших преподавателей по классу аккордеона в России. Конечно, иногда хотелось с приятелями погонять мяч во дворе вместо занятий музыкой, но преподавателю, удалось направить меня в нужное русло. Когда окончил музыкальную школу, облегчённо выдохнул, но быстро понял, что без музыки жить дальше невозможно. Решил поступить в музучилище им. В. Я. Шебалина, поучиться там полгода и, если не моё, вернуться в школу. Но остался и не пожалел: какой-то внутренний голос вёл меня и не давал свернуть с выбранного пути.
— Аккордеон великолепно звучит, но не так-то просто научиться играть на нём…
— Любой инструмент освоить непросто. Как правило, родители, отдавая своего ребёнка учиться музыке, ожидают, что первые результаты появятся через один-два месяца. Но так не бывает. Серьёзные результаты стоит ожидать в лучшем случае через два-три года упорных занятий.
Один из великих советских музыкальных педагогов Генрих Нейгауз в своё время писал: «На рояле играть легко». Про аккордеон или баян так сказать нельзя. Этот инструмент сложен уже тем, что его нужно держать (а вес доходит до 16 кг), к тому же две разные клавиатуры, одна из которых невидима, серьёзно усложняют процесс обучения.
«САМЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ — ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС. НАИБОЛЕЕ ПРИБЛИЖЕНА К НЕМУ СКРИПКА, ДАЛЕЕ — РОЯЛЬ, ЗАТЕМ ДРУГИЕ ИНСТРУМЕНТЫ».
— Ваши дети разделяют вашу любовь к музыке?
— Старший сын окончил «Шебалинку» по классу оркес­тровых ударных инструментов, работает в музыкальной школе Санкт-Петербурга, артист оркестра музыкального театра «Карамболь». После окончания обще­образовательной и музыкальной школ он поступил в Санкт-Петербургский горный институт на неф­тегазовый факультет. Мы радовались — первый нефтяник в музыкальной семье… Через год сын забрал документы и приехал учиться в «Шебалинку».
Младший сейчас учится в музыкальной школе училища, занимается в первом классе на фортепиано. Как родитель хочу сказать: нужно огромное терпение, чтобы воспитать ребёнка-музыканта.
Мифы музыкального Олимпа
— Существует стереотип, что музыканты в основной массе получают мало, только единицам удаётся стать известными на весь мир и хорошо зарабатывать.
— Музыкальная элита зарабатывает достойно, но стать знаменитым удаётся самым талантливым и трудоспособным. Я считаю, и, кстати, это позиция многих моих коллег, что в профессиональную музыку идут те, кто без неё не представляет своего существования.
Однако музыканты могут обеспечивать себя не только в столичных городах, но и в провинции. У нас есть выпускники, которые успешно служат в ведущих столичных коллективах; к примеру, Алина Черташ, являются солистками Большого театра. Алина была принята в труппу московского БТ в мае 2019 года и дебютировала в опере «Евгений Онегин». Солист Ганноверской оперы Павел Червинский, тоже наш выпускник, периодически в режиме онлайн делится со студентами «Шебалинки» опытом, как стать успешным в мире музыки.
Но и те выпускники, которые являются артистами Омской филармонии, музыкального театра, могут получать достойную зарплату. Сложнее тем, кто начинает работать по специальности сразу после окончания училища или консерватории, особенно на педагогическом поприще.
— Считается, что музыке нужно обучаться с детства, чтобы чего-то достичь. Но есть примеры, когда в музыку приходили в зрелом возрасте и становились успешными. С какого возраста всё-таки рекомендуется начать заниматься ею?
— Вокалом профессионально рекомендуется заниматься, когда сформируются голосовые связки. На скрипке и рояле желательно начинать учиться играть с трёх-четырёх лет, на аккордеоне — с шести-семи. Хотя, если есть желание заниматься музыкой, начать никогда не поздно, но я не знаю именитых академических музыкантов, пришедших в музыку в зрелом возрасте.
На эстраде, возможно, так бывает. К примеру, недавно у нас был опыт совместной игры оркестра народных инструментов училища с рок-группой, где барабанщик не имеет специального музыкального образования, но то, как он держит ритм, чувствует стиль и понимает парт­нёров по ансамблю, достойно уважения профессионалов.
— Есть ли абсолютно неспособные к музыке люди?
— Совсем необучаемых нет. Но если хочется достичь каких-то вершин в музыке, должны быть музыкальный слух, память, физиологические данные. Давайте развеем ещё один миф: считается, что у музыканта должен быть абсолютный слух. Это не так.
У многих слух относительный. Более того, абсолютный слух в некоторых случаях может мешать. К примеру, если инструменты, с которыми приходится играть в ансамбле, настроены не по камертону. При абсолютном слухе это сильно раздражает.
Одного дара мало
— Абсолютный слух не является гарантией того, что музыкант станет успешным. Что ещё нужно для профессионального роста?
— Музыканты о себе заявляют на конкурсах, концертах. Для того чтобы хорошо выступить, мало знать произведение, нужна крепкая воля и концентрация. Если концентрация потеряна, выступление проваливается.
— Помимо управления училищем вы ещё и преподаёте…
— Да, специальный класс аккордеона, и у меня в классе два одарённых студента. В минувшем декабре Данила Житникович занял первое место на Всероссийском конкурсе среди студентов музыкальных училищ, который проходил в Российской академии музыки имени Гнесиных.
— Уже 19 лет подряд вы входите в состав жюри многих музыкальных конкурсов разного уровня. Много ли звёзд открывается на таких конкурсах?
— Я не только вхожу в состав жюри по направлению народных инструментов, но и привожу на эти конкурсы для участия студентов «Шебалинки», и они достойно представляют наш регион. К примеру, Иван Кишкин на конкурсе в Екатеринбурге завоевал Гран-при. Сейчас он продолжает обучение в Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, много концертирует сольно и в составе ансамбля. В 2019 году на престижном международном конкурсе «Трофей мира» в Албуфейре (Португалия) в составе ансамбля стал обладателем золотой медали. Мой выпускник преподаёт в Красноярском институте искусств имени Д. Хворостовского.
— То, что музыкант хорош как исполнитель, не значит, что он будет хорошим педагогом. Каким должен быть настоящий учитель музыки?
— Гастролирующие музыканты редко занимаются педагогической деятельностью. Как правило, это не их конёк, и наоборот, музыканты, у которых не складывается исполнительская карьера, часто становятся успешными педагогами. Учитель должен быть влюблён в своих учеников и музыку, полон энергии и заинтересован в получении результата. Важное качество — терпение, так как наша профессия не приносит сиюминутного результата.
Видео дня. Мужчина застрял в мусоропроводе, спасая паспорт
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео