Войти в почту

«Распространял антиукраинские пасквили». За что в 1941 г. был репрессирован первый Заслуженный артист Украины

Михаил Донец родился в большой многодетной семье, в которой росли пять девочек и два мальчика. Отец и мать были родом из бедных семей одного из сёл Васильковского уезда Киевской губернии. Женившись, старший Донец отправился на заработки в , где устроился работать чертёжником на казённый оружейный .

«Распространял антиукраинские пасквили». За что в 1941 г. был репрессирован первый Заслуженный артист Украины
© Украина.ру

23 января 1883 года здесь в Киеве недалеко от завода на улице Московской и родился в семье Донцов долгожданный мальчик. Отец Михаила был очень музыкальным и прекрасно дуэтом с женой пел народные песни. Однако мальчику не долго довелось слушать, как они поют. В 9 лет он остался сиротой — от туберкулёза умерла его мать Ирина Ивановна, а в 11 — круглым сиротой, потому что вслед за матерью умер и отец.

С 8 лет Мишу отдали в церковную школу, в которой он учился хорошо, но шалил. На уроках пения учитель обратил внимание на звонкий дискант мальчика и повёл его к известному в городе регенту . Тот послушал, оценил исключительные слух и голос отрока и записал его в церковный хор. В 13-летнем возрасте администрация завода «Арсенал» устроила сироту в фельдшерскую школу, которую он закончил в 1899 году. Однокашником Донца оказался некий Ефим Алексеевич Придворов, позднее получивший широкую известность в качестве пролетарского поэта Демьяна Бедного.

В школе был драмкружок, в котором Михаил и увлёкся театром: рисовал декорации, делал бутафорию, исполнял различные роли, в том числе и женские (учились-то на фельдшеров тогда одни только мальчики). Голос его начал ломаться, поэтому пение в хоре пришлось оставить, зато в театральном кружке ему стали давать главные роли.

Незадолго до выпуска в школе поставили пьесу «Бедность не порок».

На спектакль пригласили — знаменитого российского антрепренёра, актера и режиссёра, одного из создателей в Киеве «Товарищества драматических артистов» (современного Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки). Его заинтересовала игра Донца, его темперамент, откровенность и правдивость поведения. После окончания спектакля Николай Николаевич прошёл за кулисы и порекомендовал Михаилу пойти куда-нибудь учиться актёрскому мастерству всерьёз.

После выпуска Донец служил фельдшером в сапёрном батальоне, расквартированном в Киеве тут же возле завода.

Свободного времени у 17-летнего военного фельдшера было много, и Михаил стал обучаться вокалу на платных курсах Александры Александровны Сантагано-Горчаковой — известной в прошлом русской оперной певицы и переводчицы оперных либретто. Одним из её учеников был знаменитый тенор . Вторым преподавателем Донца стал известный российский оперный певец . Под их чутким руководством Донец запел благородным бархатистого тембра басом.

В свободное время Михаил любил бегать в театр Бергонье, знакомые билетёры за небольшую плату пускали его на галёрку. Здесь выступала труппа всё того же Николая Соловцова, который к тому же вёл классы драматического искусства в Киевской музыкально-драматической школе М.К. Лесневич-Носовой. Как-то раз юноша отважился и прошёл за кулисы. Соловцов его узнал и предложил обучаться у него бесплатно. Конечно же, Михаил согласился и вскоре стал играть в труппе.

Однако в 1902 году Соловцов скоропостижно скончался, а осенью 1906 года у Михаила закончился военный контракт. К тому времени бывший наставник Донца — Михаил Бочаров — уже выступал в в известном театре . По его рекомендации театр пригласил киевского певца на прослушивание. Бас и манера Михаила администрации понравились, и его зачислили в труппу.

Работая в театре, Донец учил все партии басового репертуара независимо от того, будет он их исполнять или нет.

Случилось так, что заболел — исполнитель партии Додона в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок». Спектакль оказался под угрозой срыва. Режиссёр вызвал Михаила и спросил: «Говорят, что ты учишь все басовые партии. Может, и Додона знаешь?» «Да, — ответил Донец, — послушайте». После прослушивания режиссёр сразу же сказал готовиться к выступлению. Со временем этот образ стал одним из самых ярких в репертуаре исполнителя.

Михаил был патриотом родной земли. Пребывая в Москве, он вместе с Иваном Алчевским устраивал вечера украинской музыки. Вместе в 1909 году они создали украинский ансамбль, который носил название «Кобзарь». Этот творческий коллектив ставил спектакли, пытался создать украинскую оперу, однако тогда из этого ничего не вышло.

Вернувшись в 1913 году на Украину, Донец пел в Киевском оперном театре ведущие оперные партии.

Он пользовался величайшим успехом благодаря объединению на сцене искусства вокала с драматической игрой, на него «шёл» зритель. В Киевском оперном театре Михаил Иванович исполнял такие знаковые партии, как в одноименной опере Лысенко, Иван Сусанин в опере Глинки «Жизнь за царя», глава раскольников Досифей в «Хованщине» Мусоргского, Карась в «Запорожце за Дунаем» Гулак-Артемовского, Выборный в «Наталке Полтавке» Лысенко, казак Чуб и Голова в «Майской ночи» и «Ночи перед Рождеством» Римского-Корсакова.

Вскоре началась Первая мировая война, которая закончилась распадом империи. Приход к власти правительства УНР Михаил Донец, как и подавляющее большинство украинской интеллигенции, приветствовал с невероятным воодушевлением. Вступление в Киев 14 декабря 1918 года войск Симона Петлюры (которым пытались сопротивляться герои булгаковской «Белой гвардии») Донец встречал на Софиевской площади с хлебом-солью.

Донец стал ярым безоглядным инициатором украинизации оперы. 18 ноября 1918 года по его инициативе впервые произошла премьера оперы П.И. Чайковского «Черевички» на украинском языке.

Вскоре в Киеве был организован театр музыкальной драмы. Лесь Курбас должен был ставить в нём «Тараса Бульбу» Н. Лысенко и пригласил исполнять главную партию Донца. Однако показывать представления пришлось немного другой публике — 5 февраля 1919 года в город вошли части Красной Армии.

Новых хозяев Михаил Иванович невзлюбил. Он вспоминал, что пришлось выступать «в анекдотических условиях. Еле живая кляча тянула подводу с подмостками, на которых стояли остатки пианино. Благодарили нас натурой. Один раз после концерта мне сказали: «Мы с вами, товарищ Донец, сегодня рассчитаемся по-министерски. Мне выдали фунт соли, три коробка спичек и две иголки».

С окончательным утверждением советской власти столицей УССР сделали Харьков, и Донца пригласили в Харьковский оперный театр.

Уже в 1924 году Михаил Иванович стал первым Заслуженным артистом Украины. В этот же период времени он женился на Марии Тессейр. Эта оперная певица была младше его на 6 лет и совсем недавно вернулась из Милана, где оканчивала консерваторию.

В 1927 году Михаил Донец вновь вернулся в Киев и оставался здесь уже до самой своей смерти.

В стране ускоренными темпами проводилась политика украинизации, и воодушевлённый Донец пожинал лавры. Он переучил на украинском языке все свои партии — Мефистофеля, князя Галицкого, дона Базилио, Салтана… Его жена также пела на сцене Киевской оперы.

Правительство выделило ему 20 тыс. рублей на строительство собственного дома на Зверинце, где он и поселился. В своём саду артист собственноручно высадил 500 кустов красных лилий. У него часто собиралась вся культурная элита города и приезжие деятели культуры из Москвы, Харькова, Ленинграда, других уголков страны. Его близкими друзьями были Остап Вишня и Максим Рыльский, с которыми он часто ходил на охоту и рыбалку.

10 марта 1936 года в Москве в первый день декады украинского искусства состоялась премьера «Запорожца за Дунаем», где главную партию пел Михаил Донец. Это была вершина его карьеры: певца наградили орденом Трудового Красного Знамени, он был обласкан властями, в прессе его сравнивали со знаменитым .

Но… Донец всё равно к советской власти относился с пренебрежением и свысока. В узком кругу близких людей часто отзывался о ней нелицеприятно, не подозревая, что некоторые её подарки обладали специфическими свойствами, — в доме певца были установлены подслушивающие устройства, и все его антисоветские замечания документировались и регулярно ложились на стол наркома госбезопасности УССР Павла Яковлевича Мешика и первого секретаря ЦК КП(б) Украины Никиты Сергеевича Хрущёва.

Ещё в конце 20-х годов с началом наступления на национал-уклонительство во все республиканские и краевые управления ГПУ из Москвы поступил тайный приказ начать подготовку селекции национальных кадров интеллигенции. В реестр потенциальных врагов советского режима попал и Михаил Донец: одаривая «мытцив» украинской культуры одной рукой, второй власти пристально следили, кого они одаривают. Начиная с середины 30-х полетели первые головы, а затем процесс приобрёл страшные масштабы.

Правда, ужас 1937-39 годов Донец пережил благополучно, чего не скажешь о многих его друзьях.

22 июня 1941 года в 7 часов 15 минут Киев подвергся первой бомбардировке. В полдень по радио выступил Молотов и объявил о начале войны.

Прослушав это сообщение, Донец разразился гневной тирадой: «Это мы её (Германию) спровоцировали, хотя к войне не готовы. Правительство наше вело захватническую политику «освобождения братьев» Западной Украины и других». Его философствования прервал звонок с республиканского радио, где ему предложили выступить 23 июня. Он дал согласие, а затем со злостью бросил трубку, похабно выругался и сказал: «Когда вы пропадете!» Эти его высказывания тщательно записали и передали дальше по инстанции.

В первых числах июля после поражения войска Юго-Западного фронта в приграничном сражении его командование приказало готовить Киев к обороне. Одним из решений стало принятие мер по нейтрализации потенциальной «пятой колонны».

2 июля 1941 года начальник 2-го отделения 3-го управления НКВД УССР, лейтенант госбезопасности Пенкин на основании изучения собранных оперативных материалов нашёл, что пребывание на воле артиста оперного театра Донца М.И. может составлять для советской власти опасность, и выписал ордер на его арест.

На допросы его водили трижды. После этого в личном деле Донца следователи оставили следующее заключение:

«Антисоветски настроенная личность. В период пребывания петлюровских частей в Киеве встречал их хлебом-солью, вывешивая петлюровский флаг… критиковал решения партии и правительства, распространял антиукраинские пасквили и анекдоты, переписывался со знакомыми и родственниками за рубежом».

После 6 июля 1941 года судьба певца теряется.

По одной из гипотез, его расстреляли по приказу наркома госбезопасности Меркулова 10 сентября, когда в процессе подготовки к сдаче города без приговора суда были расстреляны все заключенные киевских тюрем.

Реабилитировали Михаила Ивановича Донца только в 1989 году.