Войти в почту

Зачем России понадобился ледокол за 127 миллиардов рублей

Правительство РФ выделит около 127 миллиардов рублей на строительство головного атомного ледокола «Лидер». Соответствующее распоряжении подписал Дмитрий Медведев 15 января еще до отставки правительства. «Вечерняя Москва» решила узнать, заяем нашей стране понадобился столь дорогостоящий корабль и в решении каких задач будет задействован новый ледокол. Ветеран атомного флота, капитан ледоколов «Арктика» и «Россия» Александр Баринов считает, что решение о строительстве «Лидера» лежит в плоскости важнейших стратегических интересов России. — Еще в XIX веке адмирал Макаров и великий русский ученый — химик, физик, экономист, технолог, геолог и приборостроитель Дмитрий Иванович Менделеев рассматривали Арктику как перспективу развития России. Они вошли в комиссию по разработке и созданию первого в мире ледокола «Ермак», который спустили на воду в 1899 году. Он был необходим для создания северных морских путей, от этого зависели торговля и возможность проведения арктических экспедиций. Великие умы, патриоты отечества понимали: «Арктикой Россия будет прирастать!». Капитан ледоколов заметил, что самую большую протяженность российская граница имеет с севера, она — морская, причем, большую часть года эти воды скованы льдом. По словам Баринова, и в Российской Империи и в СССР понимали, что Арктику следует осваивать и разрабатывать, это — богатство и безопасность России одновременно. — Вначале северные морские пути использовались для развития русского Заполярья. В годы «перестройки» наше государство из Арктики, практически, ушло. Север забросили на несколько десятилетий. Промышленность России восстановлена. Мы снова развиваемся во всех направлениях. На полуострове Ямал создан мегапроект по добыче и сжижению природного газа. На русском Севере есть перспективные месторождения. Открываются новые финансовые возможности для всей страны. В связи с этим необходимы пути для поставки техники, перевозки людей, оборудования, сырья. Нужны ледоколы, которые смогут провести суда через льды. Ветеран Севера объяснил, что ледовый флот СССР отчасти устарел. Самый молодой ледокол — «50 лет Победы». Он был введен в эксплуатацию в 1993 году. Баринов сказал, что срок эксплуатации современного ледокола — около 35 лет, то есть его ресурс выработан более, чем наполовину. Баринов объяснил, что на сегодняшний день Россия имеет самый большой флот ледоколов. Но из 4 действующих атомных ледоколов срок эксплуатации ресурсов у трех ледоколов уже продлевается, им нужна замена. — Чтобы флот был эффективен, он должен обновляться. Три новых ледокола спущены на воду на Балтийском заводе, скоро они начнут свою работу. «Арктика» прошел все испытания, идут доработки, до конца 2020 года его введут в строй. За ним запустят «Сибирь» и «Урал». На подходе еще два судна. Александр Баринов еще раз напомнил, что развитие Арктического региона — это вопрос обороны и безопасности всей страны. Именно поэтому руководство России приняло решение о постройке новейшего мощного ледокола «Лидер». — Мы снова сильные. США пытаются размещать свои системы ПРО везде, в том числе со стороны Севера — это кратчайший путь между нашими странами. По этому маршруту летал Чкалов, а Никита Хрущев доставлял к нам в гости с Кубы Фиделя Кастро. Мы должны и можем быть лидерами. Надо понимать, что у России есть недоброжелатели. Поэтому в Арктике мы обязаны чувствовать себя уверенно. «Вечерняя Москва» также связалась с директором департамента коммуникаций Росатома Андреем Черемисиновым, который также объяснил необходимость в строительстве нового атомного ледокола. — Ледокол «Лидер» будет в два раза мощнее тех ледоколов, которые имеются сегодня. При его создании будут использованы самые прогрессивные технологии и материалы. «Лидер» сможет взламывать лед толщиной 4 метра. Для сравнения, знаменитый ледокол «Ленин» преодолевал лед до 1,5 метра, а современные «Сибирь» и «Урал» преодолевают покров до 3 метров. След «Лидера» (ширина прохода между льдами) составит 50 метров, это позволит идти за ледоколом судам крупного тоннажа. Сегодня максимально широкая полоса чистой воды, оставляемая ледоколами — 30 метров. Представитель Росатома сказал, что самым важным является «коммерческая скорость» «Лидера» — ледокол сможет идти по ледяному полю толщиной в 2 метра со скоростью 12 узлов в час. Черемисинов сообщил, что мощность винтов нового ледокола составит 120 мегаватт. Он уточнил, что у самых современных ледоколов сегодня мощность в два раза ниже. При этом, экипаж судна будет по численности приблизительно таким же, как на «старых» ледоколах – управление суперсовременным кораблем оптимизировано и выполняется с помощью мощных IT-систем. Черемисинов отметил, что именно в связи с не имеющими аналогов техническими характеристиками ледокола «Лидер» его стоимость производства выше, чем у «Арктики» или «Урала», каждый из которых обошелся в сумму около 40 миллиардов рублей. Читайте также: Росатом рассчитывает до 2033 года получить два атомных ледокола «Лидер»

Зачем России понадобился ледокол за 127 миллиардов рублей
© Вечерняя Москва