Войти в почту

«Телевидение — игра, где зрители побеждают»: стендап-комик о юморе в США и России, политических шутках и профессии

Катя Киселева: Ты недавно вернулся из Stand-Up командировки в США. Расскажи, чем смешат зрителей комики по ту сторону океана? Саша Киселев: Одной злободневной темы как таковой нет, но если постараться что-то выделить, то это дискриминации разного рода. Еще крайне часто шутят над Трампом и безумствами всяких активистов. КК: Какие вообще есть различия в темах для юмора у наших комиков и в США? СК: Мне кажется, сейчас в США не лучшее время для комедии. Там есть очень много ограничений, много разных сообществ, ЛГБТ там или феминистические движения. По сути это работает, как у нас. Если ты представитель сообщества, то можешь шутить как угодно. У нас ты не можешь шутить про кавказцев, если ты не кавказец, но ты можешь шутить, например, про ЛГБТ. В Америке просто таких комьюнити гораздо больше. И если ты шутишь про то, частью чего не являешься, у тебя могут быть проблемы. Если ты не обладаешь большим влиянием, как известные комики, например, Билл Берр или Дэйв Шаппелл. Темы в комедии разнятся из-за того, что в США выступающие более свободны в некоторых вещах типа политики, но в других — нет. Тем не менее там часто обсуждаются расовые вопросы, политические, много конъюнктурных историй. КК: А как ты считаешь, политический юмор — обязательная часть стендап-комедии? СК: Этот пласт комедии обязательно должен быть. Но для этого в стране должна быть политика, чтобы ее можно было обсуждать. У нас же есть только какой-то макет политики, который показывают людям: «Вот смотрите, у нас есть политика». Сейчас в России просто не интересно шутить про политику. Что про нее пошутишь? Путин старый. Давайте пошутим про деда. В медиапространство не допускают ярких личностей, там в основном какие-то фрики. В США политика устроена по-другому. Есть демократы и республиканцы, и каждые лоббируют свои интересы. Есть фрик Трамп, и он выделяется на фоне остальных. Его песочат почти в каждом вечернем шоу. Реальный спор в обществе. Фотография: Stand-Up Import " class="c-caption__img"> Фотография: Stand-Up Import У нас хорошего политического юмора действительно не хватает из-за того, что нет хороших объектов и инфоповодов для этого. Там нормально обсуждать политические вопросы, ведь они на повестке дня. У нас другая повестка, а новости больше похожи на ЖЖ Путина. И то сейчас, мне кажется, власть сама разрешает шутки на политическую тему, потому что чувствует: если запретить, потеряет свое влияние. На телевидении появляются провокационные шутки, в «Вечернем Урганте», даже в КВНе. Они потихоньку показывают что-то и про митинги, и про Собянина. Думаю, это просто позволяют делать. Мы сейчас не всегда чувствуем, что нам дают эту свободу, а это надо ценить. Я особо не люблю политику — это темный пруд, не хочется туда нырять. Просто считаю, что нужно видеть и хорошее. КК: В штатах тебе удалось выступить несколько раз на открытых микрофонах. Расскажи, сильно ли отличаются шоу там от тех, что проходят в России? СК: В Москве и Нью-Йорке облик мероприятий разный визуально. У нас часто много людей приходит на опенмайки (Open Mic (опенмайк) или «открытый микрофон» – площадка, где комики проверяют шутки «смешно/не смешно», а на «Stand-Up Шоу»комики показывают то, что точно смешно, — прим.). Многие просто идут на слово «стендап», не зная, что это проверка материала, что у комика нет задачи угодить аудитории, он просто тестирует свои мысли. В штатах на «опенах» - 0 зрителей, только сами выступающие. Американцы четко знают, что такое опенмайки, и не тратят на них время. Они ходят на платные шоу, где комики стараются и рассказывают свой лучший материал. На такие шоу всегда огромная очередь. Кстати, после записи на шоу всем зрителям выдают памятки: не снимать, не фотографировать, в некоторых заведениях требуют упаковать свой телефон в чехол-глушилку. За несоблюдение правил могут выгнать. Отличается интерьер клубов, большинство из них — это реальные подвалы. Один из самых известных клубов в Нью-Йорке так и называется — Comedy Cellar (с англ. — комедийный подвал). В Москве гости все-таки привыкли к какой-то роскоши, пафосу. Хотя мы в своем инстаграме проводили опрос среди подписчиков, спрашивали, какой дизайн лучше — современный или аутентичный — и большинство проголосовали за клубы попроще, без лишней мишуры. Видимо, московская публика тоже потихоньку устает от этого лоска, и хочет быть в простых или даже нарочито неопрятных заведениях. " class="c-caption__img"> КК: Сейчас появляется много новых передач про стендап, например, «22 комика» на ТНТ4 или «Стендап Андеграунд» от СТС. Как думаешь, Россию ждет бум этого жанра, как в США? СК: Уже есть этот бум. Я рад, что появляется больше стендап-программ, но сейчас кажется, будто предложение превышает спрос. Телеканалы стали делать больше таких шоу, ведь в производстве это очень дешевый контент. Снять стендап проще, чем сериал. Выпусков будет больше, внимания тоже. Для каналов это выгодная бизнес-модель. А вот опытных комиков не хватает под такое количество продуктов. Запускают больше программ, комикам становится легче куда-то попасть и найти себя. Это хорошо, но из-за этого каждое шоу немного теряет в качестве, пороги входа для комиков становятся все меньше и меньше. Нужны какие-то проекты-флагманы, чтобы все стремились туда попасть. Как в США, например, все раньше хотели попасть на Comedy Central. Туда нельзя было залететь случайно. В России таким флагманом для меня были первые три сезона StandUp на ТНТ. Этот проект до сих им остается, но все равно чуть-чуть падает в качестве из-за снижения порога входа. К тому же, предполагаю, опытные комики со временем становятся более уверены в том, что в них будут заинтересованы. И от этого их материал чуть теряет в качестве. КК: По-твоему, предложение превышает спрос. Как думаешь, почему аудитория пока не готова к такому виду контента? Стендап-шоу пока транслируют в основном в интернете или на стриминг-сервисах типа «ТНТ-Премьер», а в эфире федералов условное «Пусть говорят», которое собирает миллионные просмотры. СК: Есть такое, что люди боятся перемен. Честь и хвала Первому каналу, что он пытается экспериментировать, их сериалы даже покупает Netflix. Но все изменения, которые происходят, все равно в каких-то рамках. Никто не рискует, потому что это бизнес, все боятся потерять деньги. Все упирается в прибыль. Никто не пытается воспитывать аудиторию, ее боятся потерять. Ту самую телевизионную аудиторию, которая умирает каждый год от старости. Телевидение — это игра, в которой зрители побеждают, ТВ-продукты делаются именно под них. Каждый год у телека сокращаются просмотры, и каналы стараются компенсировать это в интернете. Например, люди ТНТ запустили LabelCom, появился ТНТ-Премьер и ТНТ4, канал «ЧикенКарри» делают ребята с Первого. КК: Если говорить о твоих планах, есть амбиции покорить Америку? Строить карьеру за границей, записать сольный концерт на Netflix? Реальный сценарий российских комиков? СК: Не хочется говорить о планах, потому что жизнь обычно над ними насмехается. Разделяю такой подход: если хочешь на международный рынок, заяви о себе нормально в своей стране. Россия — огромная страна, где много возможностей. Когда вся страна скажет «покажи себя», показывай. Но тут несколько нюансов. Например, у меня пять лет опыта выступлений в России, а на Западе комики только на опенмайках по 15 лет выступают. Поэтому даже новичок там будете лучше меня, к тому же для него английский — родной язык, а для меня то, что я смогу сформулировать шутку на английском правильно — уже победа. Еще важно понимать, то, что круто в России, зачастую в США уже пройденный этап. Фотография: личный архив Саши Киселева " class="c-caption__img"> Фотография: личный архив Саши Киселева КК: Ты организуешь стендап-вечера в «самых атмосферных», как написано на вашем сайте, заведениях Москвы. Как возникла идея первого в России передвижного Stand-Up клуба? СК: Проект появился, практически сам собой, три года назад, когда стендап движение в нашей стране было еще не так популярно. Тем не менее были талантливые комики, у которых еще не было эфиров на ТВ, и они не имели возможности регулярно зарабатывать деньги юмором. Некоторые устраивались на нелюбимую офисную работу, а комиком были уже после неё. Платные шоу проходили только в клубе на Новом Арбате, но он, конечно же, не резиновый и все желающие выступить там не могли. Поэтому большинство комиков, в том числе и я, выступали бесплатно на опенмайках или «проверочных» шоу. В России этот комедийный жанр развивается только последнее десятилетие, в США — индустрии почти 70. Там уже давно существует реальная, самая настоящая, серьезная и даже престижная профессия — комик. Сейчас она более-менее прижилась и у нас, но три года назад такого не было. Поэтому я и начал организовывать стендап-вечеринки, чтобы укреплять эту профессию у нас. КК: Сейчас вы организуете такие шоу регулярно, но начинали, насколько я знаю, с нескольких вечеринок в месяц. Какие были сложности первое время? СК: Раньше, когда мы приходили на площадку, нам могли предложить только арендовать зал, то есть предлагали нам самим заплатить за то, чтобы мы организовали шоу и гостей. Сейчас мы уже преодолели это недоверие и почти никому не приходится объяснять, что такое стендап. И заведения сами обращаются, чтобы мы привели им аудиторию. У нас выступают представители всех местных юмористических телевизионных и ютьюб-проектов: StandUp на ТНТ, «22 комика», резиденты Stand-Up Club #1. Даем зрителю разные виды комедии: визуальную, более техническую, комедию-наблюдений, пофилософствовать со сцены можем. Гости классно проводят время: едят, смеются. Приходите, буду рад. Для зрителей это бесплатно.

«Телевидение — игра, где зрители побеждают»: стендап-комик о юморе в США и России, политических шутках и профессии
© RTVI