Войти в почту

Следы бассейна и неизвестная смотровая: 8 секретов храма Христа Спасителя

Это храм с непростой судьбой, который трижды закладывали и дважды строили. Храм-памятник в честь победы России над Наполеоном был задуман еще императором Александром I, и лишь в 1883 году, уже при Александре III, состоялось его освящение. Храму было суждено простоять менее полувека, быть разрушенным и вновь возродиться в 2000 году. Звонарь и экскурсовод собора Константин Мишуровский открыл РИАМО восемь секретов храма Христа Спасителя. Детище четырех императоров Когда император Александр I в день Рождества Христова, 25 декабря 1812 года, объявил об окончании Отечественной войны, то пообещал воздвигнуть в столице храм во имя Христа Спасителя – в благодарность Богу «за избавление Отечества от грозившей ему гибели и в вечную память об усердии народа в этой войне». После окончания войны объявили конкурс, на который представили свои работы самые известные зодчие того времени – Воронихин, Стасов, Мельников, Бове, Жилярди и многие другие. Но победил проект безвестного в то время художника-архитектора Карла Витберга. Император решил строить храм в четырех километрах от Кремля – на Воробьевых горах, на берегу Москвы-реки. Тожественная церемония закладки первого камня и освящения места будущего храма состоялась в первый юбилей войны с Наполеоном – в 1817 году. Однако за несколько лет, рассказывает экскурсовод, не удалось даже толком приступить к строительству храма. Строители столкнулись с большими сложностями, связанными с подвижностью почв на Воробьевых горах. Взошедший на престол в 1825 году император Николай I приказал приостановить все работы на Воробьевых горах и утвердил новый проект храма, предложенный архитектором Константином Тоном. Он же лично выбрал новое место для сооружения храма – недалеко от Кремля. Так, в 1839 году состоялась вторая закладка храма. Церковь возводилась очень долго: строительство было завершено лишь в 1860 году, а роспись – к 1880 году, уже при императоре Александре II. Кстати, завершал грандиозный проект уже не архитектор Тон, а его сподвижник – Александр Резанов. Освятили храм лишь в 1883 году – уже при императоре Александре III, внуке основателя храма. Имена четырех российских императоров, строивших главный храм нашей страны, можно найти на двух «храмозданных надписях» – традиционных плитах, расположенных на стенах внутри храма и повествующих о его истории. Кулуары «Останкино»: «половые инфекции» у Малышевой и ненастоящая Москва у Урганта>> Следы бассейна и Дворца Советов Не все знают, что на территории храма остались следы советской эпохи – огромного бассейна «Москва», который 30 лет назад был на этом месте, и Дворца Советов, амбициозного архитектурного проекта советской власти, который так и не был осуществлен. Кажущийся естественным склон вокруг храма Христа Спасителя – то, что осталось от котлована московского Дворца Советов. Он должен был стать самым высоким зданием в мире, символизирующим победу социализма. По замыслу архитектора Бориса Иофана, дворец должен был вознестись на высоту 415 метров, что в четыре раза выше нынешнего здания ХХС. Фундамент дворца успели закончить к 1939 году, однако из-за начала Великой Отечественной войны проект заморозили. Получается, что монолитная гигантская плита, положенная в основание будущего дворца Советов, до сих пор находится в основании нынешнего храма как напоминание о вандализме советской эпохи, отмечает экскурсовод. А неприметное круглое здание в парке возле храма – это насосная станция, построенная для обслуживания бассейна «Москва». Она принадлежит «Мосводоканалу», напоминая о непростой истории этого места. Открытый бассейн «Москва», построенный на месте разрушенного храма в 60-е годы, проработал до 90-х годов XX века. Родина‑мать и мальчик на голове: где увидеть малоизвестные памятники в Москве>> Первый памятник святому Владимиру В 2016 году в Москве на Боровицкой площади торжественно открыли памятник князю Владимиру. Считается, что это первый и единственный памятник крестителю Руси в столице. Однако это не совсем так. Первая скульптура равноапостольного князя Владимира появилась в Москве в XIX веке – на северном фасаде храма Христа Спасителя, над левой аркой. Это был надвратный горельеф, который можно увидеть сейчас на воссозданном храме. Рядом с Владимиром – святая благоверная княгиня Ольга. По проекту, фасад храма украшают 48 горельефов, которые изображают события из русской, евангельской и древней библейской истории, а также просветителей и хранителей христианской веры, святых, в дни празднования памяти которых происходили сражения Отечественной войны 1812 года. Главную арку северного фасада храма украшают фигуры святых апостолов Петра и Павла, а позади каждого из них изображены по два апостола-евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. А на арке правых малых врат можно увидеть горельефы с изображениями святого равноапостольного царя Константина и его матери – царицы Елены. Горельефы первого храма Христа Спасителя были выполнены из мрамора, тогда как сегодня храм украшают горельефы бронзовые. На экскурсии отмечают, что в первоначальном проекте архитектора Константина Тона горельефы также были бронзовые. А мраморными они стали практически случайно – по решению императора Николая I, которому понравились несколько скульптур из белого камня, сделанные ради эксперимента. По прошествии времени белокаменные скульптуры в московском климате начали бы разрушаться. Поэтому при воссоздании храма было принято решение отлить горельефы из долговечной бронзы – как это и было задумано автором проекта. Между тем, несколько старинных горельефов первого храма Христа Спасителя до сих пор хранятся на территории Донского монастыря. От взорванного храма осталось всего пять сюжетов, а также несколько одиночных фрагментов. Юбилей Малого театра: экскурсии со световым шоу и артисты на подиуме>> Максимально близко к оригиналу Современный храм Христа Спасителя – это целый церковный комплекс, в котором находятся верхний и нижний храмы, музеи, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного Синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. Разместить такое количество помещений позволила как раз стилобатная часть, возведенная на месте существовавшего котлована так и не построенного Дворца Советов. Все, что мы сейчас видим в храме Христа Спасителя, вплоть до внутренней отделки, было воссоздано максимально близко к оригиналу, насколько это было возможно, уточняет экскурсовод. При этом храм Христа Спасителя – «живой» кафедральный собор, а не музей. Разумеется, за 20 лет здесь появились новые предметы. Например, скамейки в галерее Памяти и Славы. В храме XIX века их не было, однако они «вписались» в интерьер очень деликатно. Есть и художественный «документ», подтверждающий сходство в росписи старого и нового храмов. Это акварель художника Федора Клагеса «Внутренний вид храма Христа Спасителя», сделанная в 1883 году. Если встать на ту же точку, с которой храм открывался художнику XIX века, диву даешься, насколько точно воссоздана роспись и все убранство храма. Эта картина, а также черно-белые фотографии тех лет помогли современным художникам воссоздать уникальные росписи. Соборная мечеть глазами москвичей: цвет тиффани, смотровая площадка и экскурсии для иностранцев>> Необычный купол и алтарь В отличие от большинства церквей, в храме Христа Спасителя нет паникадила, то есть большой люстры в середине купола. Это дает возможность увидеть храм во всем его великолепии. На самом деле, поясняет экскурсовод, паникадило в храме есть, только размещена многотонная конструкция в галерее на втором уровне – там, где располагается хор. Купол первого храма Христа Спасителя в XIX веке был расписан группой художников под руководством профессора живописи Алексея Маркова. На тот момент художник по состоянию здоровья уже не мог забираться на леса к куполу храма и поручил эту работу своему ученику – тогда еще малоизвестному молодому художнику Ивану Крамскому и его товарищам. Нынешняя же роспись была в точности воспроизведена профессором живописи Евгением Максимовым. Роспись купола – что в XIX веке, что в наше время, – это настоящий художественный подвиг, отмечает экскурсовод. Сделать так, чтобы изображение на 27-метровой полусфере было гармоничным и красивым, – это настоящее искусство. На своде главного купола художники изобразили Господа Саваофа (одно из библейских имен Бога – ред.), а также Сына Божьего в образе младенца и Духа Святого – в образе голубя. В храме можно увидеть и необычный алтарь, представляющий из себя восьмигранную 26-метровую часовню. Своим обликом девятиглавый алтарь-часовня напоминает храм Василия Блаженного, а храмовое пространство вокруг него – Красную площадь, где в старину проходили большие богослужения. Экспериментальный «Сокол» — как сегодня живет поселок художников в Москве>> Неизвестные святыни храма В кафедральном соборе хранится несколько святынь. Главная из них – частица ризы Господней. Ранее она хранилась в Успенском соборе Московского Кремля с XVII века как главная святыня Руси. Государю Михаилу Федоровичу Романову эту святыню подарил персидский шах Аббас, а персы вывезли святыню с территории современной Грузии. Другие святыни храма – частицы ризы Пресвятой Богородицы и гвоздь Креста Господня, которые также были переданы из музеев Московского Кремля. Главные святыни хранятся в алтаре, но раз в месяц их выносят в середину храма для поклонения верующих. Экскурсоводы с сожалением признают, что люди готовы выстаивать километровые очереди, чтобы приложиться к святыням, которые на время привозят из других стран, а о святынях, хранящихся постоянно в Храме Христа Спасителя, часто не знают. В ковчеге храма хранятся частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, святого Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, святого князя Владимира, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской, благоверной княгини Евфросинии Московской, а также святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова). В храме также находятся чтимый образ Владимирской Божией Матери и Устюженский список Смоленской иконы Божией Матери. Несколько лет назад в дар храму была передана семейная реликвия Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской – икона Святителя Николая. Не спорт, а борьба за будущее породы: как живет столичный ипподром>> Единичные подлинники первого храма В период воссоздания храма ожидали, что иконы и утварь, попавшие в частные руки в советское время, вернутся обратно. Однако этого не случилось. Из частных рук была передана лишь одна икона – образ «Спаса Нерукотворного» кисти известного русского живописца Евграфа Сорокина. Сейчас ее можно увидеть в нижней Преображенской церкви. Нижний храм, который располагается прямо под верхним, заслуживает отдельного внимания. Нижний храм имеет три алтаря: главный освящен в честь Преображения Господня, два малых придела – в честь Алексия, человека Божия, и Тихвинской иконы Божией Матери. Левый придел, посвященный Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы, – это самая маленькая церковь в составе храма Христа Спасителя. В нижнем храме ежедневно совершаются богослужения, тогда как в верхнем служат только по праздникам и воскресным дням. Также на нижнем уровне, в галерее стилобатной части, вне церковных стен, размещаются музеи. В музее истории храма Христа Спасителя можно увидеть еще несколько подлинников времен первого храма. Это фрагменты фрески Генриха Семирадского «Тайная вечеря», которая располагалась в алтарной части. Фрагменты уникальной фрески уцелели лишь потому, что были сняты незадолго до разрушения храма. Здесь же висит и небольшой колокол из первого храма. Его нашли в одной московской церкви и передали в музей. Тула без пряников и самоваров: маршрут по городу, который понравится москвичам>> Лучший вид на Кремль и главный колокол Москвы Не все знают о смотровых площадках храма Христа Спасителя, с которых открывается замечательная панорама Москвы, причем на все четыре стороны. В прежнем храме смотровых не было – здесь, на 40-метровой высоте, были мостки, по которым перемещались звонари. Сейчас москвичи и гости столицы могут по-новому взглянуть на старый город – он отлично виден с северной стороны, во всех деталях можно рассмотреть здание ГМИИ имени Пушкина, пересчитать все сталинские высотки, полюбоваться на Москву-реку. Отсюда же открывается лучший вид на Московский Кремль и на то самое место, откуда начиналась Москва во времена князя Юрия Долгорукого – это левый берег Москвы-реки, где начинается Большой Каменный мост. Со смотровой можно полюбоваться на купол самого храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн. Кстати, раньше главным колоколом Москвы служил Большой Успенский колокол Московского Кремля на колокольне Ивана Великого. Однако теперь, когда на территории Кремля расположены музеи и службы идут нечасто, роль «главного» перешла к колоколу храма Христа Спасителя. Услышать его можно по большим церковным праздникам и во время визитов патриарха.

Следы бассейна и неизвестная смотровая: 8 секретов храма Христа Спасителя
© РИАМО