Портовые страсти. За коллапсом в важнейшем порту Сахалина стоит политика
Новый год – новый кризис Ситуация в морском торговом порту Холмска начала накаляться как раз под занавес 2019 года. В декабре руководство объявило о серьезном поднятии тарифов на проезд по территории объекта. ХМТП является монополистом, а потому никаких преград перед принятием такого решения не стояло. А сразу после праздников портовики попросту перекрыли выезд из порта, загородив дорогу бетонными блоками. Кроме того, сотрудникам компаний, которые работают на его территории, перестали давать постоянные пропуска – только разовые. При этом Холмский морской торговый порт является стратегически важным объектом, на который завязаны как торговые, так и пассажирские потоки. Это один из ключевых транспортных узлов острова. Областным властям пришлось экстренно вмешаться в происходящее. Уже через несколько дней состоялись переговоры с участием губернатора Валерия Лимаренко, и в результате блоки убрали. После праздников на территории порта появился пост контроля. Его сотрудники наблюдают за тем, чтобы транспорт проходил беспрепятственно. Решается вопрос и с предоставлением постоянных пропусков – пока, правда, довольно вяло. Что послужило причиной неожиданно разразившегося кризиса? По одной из версий, это произошло из-за недовольства клиентов порта новыми тарифами: дескать, бизнесмены отказывались платить по новой ставке и их решили проучить. Однако большинство экспертов сходятся в том, что конфликт имеет политическую подоплеку. Дело в том, что в декабре губернатор Валерий Лимаренко фактически выгнал с поста главу Холмска Алексея Летечина. Глава региона раскритиковал городские власти за неудовлетворительную работу в ходе поездки в город, после чего Летечин написал заявление об отставке. За экс-мэра вступились местные депутаты: они даже написали обращение к Валерию Лимаренко. Двенадцать членов городской думы рассказали губернатору, что отставка мэра привела к угрозе срыва самых разных муниципальных контрактов. Кроме того, Летечин пробыл в должности менее года, из-за чего дума просто не может вынести свой вердикт о качестве его работы. Однако это никак не повлияло на ситуацию. «На самом деле это довольно необычный прецедент. Депутаты выразили горячую поддержку ушедшему в отставку мэру – такое происходит нечасто. Так что не исключено, что решение об увольнении Летечина приняли сгоряча», – считает политолог Андрей Кудисов. Месть за мэра? По мнению политолога Даниила Ермилова, отставка главы города вероятнее всего стала причиной портового кризиса. «В Холмске уже происходила похожая история. Глава города Олег Назаренко, который правил до Алексея Летечина, в свое время воевал с местной думой. Тогда в городе был застой, местная власть вообще не хотела работать, была предкризисная ситуация. Назаренко начал менять эту систему, своего он добился. Но ему пришлось столкнуться с серьезным противодействием депутатского корпуса. Его даже в отставку пытались отправить. Летечин, судя по всему, оказался более удобным для финансовых групп, которые «рулят» Холмском. Поддержка местной гордумы это косвенно подтверждает», – считает он. Как отметил Ермилов, на смену Летечину, вероятнее всего, придет более независимый чиновник, с которым холмским воротилам будет сложнее работать. Поэтому ряд игроков сейчас пытаются раскачать обстановку в городе и области. По сути это противостояние с краевыми властями, пусть и не совсем прямое. Его организаторы уже добились определенного результата: скандал вокруг порта уже вышел на федеральный уровень. Губернатору, конечно, удалось вовремя снизить градус напряженности, но ситуация все еще остается напряженной. Однако рычагов влияния у краевых властей на порядок больше. К истории уже подключились надзорные и правоохранительные органы. К серьезным последствиям их деятельность пока не привела: после проведенной проверки порт отделался небольшим штрафом за отсутствие сайта. Но, думается, это только начало. «Ситуация в Холмском морском торговом порту находится на особом контроле Валерия Лимаренко. Нельзя допустить, чтобы условия в этой морской гавани ухудшились, все-таки порт имеет стратегическое значение. Кроме того, губернатор считает, что необоснованно повышать тариф в порту нельзя», – рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе правительства Сахалинской области. Надо махать метлой Сейчас властям уже удалось добиться того, чтобы стоимость проезда в порту осталась на уровне прошлого года. Вероятно, в будущем тариф будет обсуждаться – однако уже при участии чиновников и УФАС. Чиновникам предстоит разобраться и с принадлежностью причалов: за последние несколько лет они не раз переходили из рук в руки. Чехарда с документами обнаружилась только во время кризиса. Однако первопричин конфликта это не решит. Как отметил Даниил Ермилов, за прошедший год Валерий Лимаренко так и не сумел стать своим для островных элит. «Как губернатор он сделал действительно много, принял большое число удачных решений. Однако Лимаренко до сих пор не избавился от звания «варяга». В отношениях с местными властями сахалинский местечковый патриотизм может проявляться очень резко», – пояснил он. Политолог добавил, что для изменения ситуации не нужно делать чего-то сверхъестественного. Речь идет о пресловутой «новой искренности»: покажи всем, что ты простой человек, живи тем, чем живут обычные сахалинцы. Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области