Войти в почту

Выдающийся русский изобретатель Михаил Михайлович Поморцев работал в Аэродинамическом институте в Кучино.

Михаил Поморцев родился 12 (24) июля 1851 года в имении Васильевщина Новгородской губернии в семье поручика артиллерии Михаила Яковлевича и Анны Осиповны Поморцевых. После окончания Нижегородского кадетского корпуса поступил в Петербургское артиллерийское училище. Главноуправляющим бригадой и училищем был генерал-майор артиллерии А.Д. Засядко — человек выдающийся, создатель первых русских ракет, применённых в русско-турецкой войне в 1829 году. Обстановка в учебном заведении, по свидетельству современника, «производила впечатление настоящего храма науки… Чувствовалось, что училище живёт серьёзной трудовой жизнью, и в нём нет места показной стороне, нет места ненужной браваде». В 1875 году Михаил Поморцев окончил курсы усовершенствования по геодезии при Академии Генерального штаба в Петербурге, в 1878-м — геодезическое отделение Академии Генерального штаба, после чего был прикомандирован к Главной астрономической обсерватории в Пулково. Его первые научные работы посвящены исследованиям в области электричества, теории военных дальномеров. Устройства, предназначенные для определения расстояния до объекта, используются в геодезии, фотографии, в прицельных приспособлениях. Это был настоящий подвижник науки. С 1885 года многократно поднимался на аэростатах в разных городах Империи, исследовал атмосферу. Результаты были обобщены в первом русском руководстве по метеорологии «Очерк учения о предсказании погоды (синоптическая метеорология)» (1889), а также в книге «Научные результаты 40 воздушных путешествий, совершённых в России» (1891). Были определены вертикальные градиенты основных метеовеличин — температура, влажность, ветер — с учётом особенностей распределения атмосферного давления. Книгу перевели на английский, немецкий и французский языки, что говорит о высочайшем уровне русской науки того периода. Михаил Михайлович был созидателем до мозга костей. Его теоретические наработки, как правило, оперативно переходили в практические разработки. Он изобрёл первые в мире аэронавигационные приборы для бортовых измерений, в том числе для определения направления и скорости движения аэростата, а также расстояния до земной поверхности. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, выпущенная в 1898 году, приводит названия десяти трудов председателя воздухоплавательного отдела Императорского русского технического общества М.М. Поморцева, выпущенных в 1886-1898 годах. В 1900 году Михаил Михайлович был членом жюри международной выставки в Париже. Насколько это значимо, сегодня трудно представить. Выставка проходила с 12 апреля по 15 ноября. За 7 месяцев её посетили более 50 миллионов человек. Первая ветка метро, Эйфелева башня, мост Александра III — всё это было открыто к выставке. Для экспозиции Российской Империи выделили площадь в 24 тысячи квадратных метров. Русское правительство ассигновало на участие в выставке 2,226 миллиона рублей, ещё 3 миллиона взяли на себя учреждения и экспоненты. Получилось свыше 5 миллионов рублей — больше, чем все европейские страны, вместе взятые. По курсу золота на сегодня это 200 миллионов долларов. Если же сравнить реальную покупную способность доллара тогдашнего, то в 35 раз больше. Из 18 представленных по разным отраслям на выставке дворцов Россия не принимала участия только в одном — отделе колонизации. Великий химик Дмитрий Менделеев был вице-президентом жюри, в которое как раз и входил М.М. Поморцев. Причём входил отнюдь не «свадебным генералом» — за свои научные работы и приборы, экспонировавшиеся в Париже, он получил орден Почётного легиона. ХХ век для Поморцева начался с исследований по созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. На Петербургском артиллерийском полигоне, в Севастополе и на ракетном заводе в Николаеве начинает он и опыты с ракетами. Один из результатов стал крайне важным: с предложенным М.М. Поморцевым стабилизатором дальность полёта ракеты массой 10-12 килограммов увеличилась до 8-9 километров. В 1912 году Михаил Михайлович получает приглашение Д.П. Рябушинского поработать в основанном им Аэродинамическом институте в Кучино. Здесь Поморцев разрабатывал идею и оригинальный проект самолёта с переменным углом наклона крыльев, автоматически сохраняющим устойчивость в полёте. За особые заслуги в области воздухоплавания в 1913 году М.М. Поморцеву вручили золотой нагрудный знак Особого комитета по усилению военного флота России. Успешно работал Михаил Михайлович и в смежных областях. В частности, он участвовал в разработке ранцевого парашюта, которой занялся Глеб Котельников под впечатлением от гибели русского лётчика капитана Мациевича. Трудно представить, сколько жизней спасло это изобретение русского ума, ведь до того авиаторы спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте… Поморцев проводил совместные исследования с Ипатьевым и Курнаковым по созданию синтетического каучука, исследовал различные пропитки тканей, результатом чего явилось создание «кирзы» — заменителя кожи для сапог, непроницаемого для воды, но пропускающего воздух. Образцы газоводонепроницаемых тканей, пропитанных по способу Поморцева, экспонировались российским министерством промышленности на международных выставках в Льеже в 1905 году и в Петербурге в 1911-м. О разносторонности М.М. Поморцева как личности говорит такой поразительный факт: он состоял членом Русского физико-химического общества (1884), Русского географического общества (1888), Русского технического общества (1892; в 1894-1897 годах — член Совета общества; с 1895-го — председатель воздухоплавательного отдела), членом-учредителем Русского астрономического общества (1891). Скончался сын артиллериста, генерал-майор артиллерии, в 4 часа утра 19 июня (2 июля) 1916 года. Похоронен на Большеохтинском кладбище в Петербурге. Именем М.М. Поморцева назван кратер на Луне. Святослав Коновалов

Выдающийся русский изобретатель Михаил Михайлович Поморцев работал в Аэродинамическом институте в Кучино.
© Большая Балашиха