Войти в почту

Пять любимых женщин Галины Волчек

Принято считать, что мужчина-режиссер продвигает артисток, в то время как режиссер-дама помогает карьере симпатичных актеров. Другое дело - знаменитый театр «Современник». Галина Волчек, которая недавно ушла из жизни на 87-м году, как никто умела зажигать «женские» звезды. Своих любимых актрис она называла музами и, не боясь быть неправильно понятой, рассказывала о своем особом отношении к ним. Недоброжелатели называли «Современник» «террариумом единомышленниц», а завистники злословили, что у худрука с любимыми подопечными - лесбийская связь. Муза первая. Татьяна Лаврова Эту красивую женщину Галина Волчек прозвала «своим олененком Бэмби». Лаврова пришла в «Современник» в 1961 году в статусе кинозвезды после фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года». Галина Борисовна отдала молодой актрисе главную роль в первом же спектакле, который поставила как режиссер, - «Двое на качелях». По сути, они создавали его вместе, запираясь в санузле. Одна подавала реплики, сидя на унитазе, другая - на краешке ванной... Лаврова переиграла в «Современнике» лучшие роли, и ничто не предвещало расставания. В одной из телепередач, посвященной ее семейному альбому, Галина Борисовна в числе фотографий близких родственников показала карточку своего «олененка» и заметила: - Танечка так глупо ушла из театра... Моя любовь никуда не делась, а ее - не стало. В 1976-м Лаврова сбежала к Ефремову во МХАТ. Галина Борисовна в сердцах назвала это «абортом на девятом месяце»: - Лаврова... бросила нашего общего ребенка, который, как мне казалось, ей так же дорог. Под «общим ребенком» она подразумевала новый спектакль «Вишневый сад», в котором Татьяна играла Раневскую. Уже на склоне лет худрук признается, что ее любимица ушла не по прихоти, а потому, что «перестала быть единственной». В 1974-м в «Современнике» появилась замечательная Марина Неелова. Муза вторая. Марина Неелова Даже далекие от театра люди наслышаны об особых отношениях Нееловой и Волчек. Режиссер отдавала своей актрисе лучшие роли, собирала худсоветы, чтобы выбрать платье для Марины, репетировала с ней дольше, чем с остальными, и даже пыталась поцеловать, пытаясь показать Гафту, как это нужно правильно делать по ходу пьесы. Артисты жаловались, что в этом театре «все для Марины», но понять природу ее отношений с Галиной Борисовной никто не мог. Говорили, что они либо родственницы, либо у них любовная связь. Сама Неелова подливала масла в огонь, объясняя: «Есть тонкие властительные связи меж запахом и контуром цветка». Существует поверье, что актрисы, долгое время проработавшие в «Современнике», становятся похожи на Волчек. Если взглянуть на Неелову, можно убедиться в справедливости этого замечания. - Отношения двух художественных натур, ярких индивидуальностей в разное время носили разный характер - от дружбы взасос до необъявленных разводов, - пишет биограф Волчек Марина Райкина. - Этих ссор было великое множество. Однако какие бы сложности ни возникали между ними, Марина Неелова оставалась самой верной актрисой из плеяды «муз» Волчек. Она не предавала театр, никуда не уходила и одна из немногих научилась терпеть и переживать другие влюбленности своей великой подруги. - Волчек безумно влюбляется в артиста. Это замечательная черта для тех, в кого она влюбляется, и ужасная для тех, кого она разлюбила, - констатировала Неелова со знанием дела. Муза третья. Елена Яковлева Она полюбилась Волчек, когда еще не была ни «Каменской», ни даже «Интердевочкой». С самого начала режиссер отдала ей заветную роль в спектакле «Двое на качелях», ту, которую сыграла когда-то ее любимая Танечка Лаврова. Галина Борисовна говорила, что с Леночкой всегда легко. Была у худрука и любимая шапочка, которую Волчек ласково называла «гондошкой» и которая мало коррелировала с образом режиссера. Когда у худрука спрашивали, что у нее на голове, отвечала с любовью: «Эта шапочка прикольная. Я ее увидела у Лены Яковлевой, попросила: «Купи мне такую же - чтобы обязательно с козырьком и ушами». А она тут же стащила со своей головы и отдала мне». Яковлева заслужила славу «самой ветреной музы». Она единственная, кому удалось дважды уйти из «Современника» и дважды же вернуться. Тридцать лет назад Елена решила поработать в Театре Ермоловой, где ей обещали лучшие роли. Волчек ужасно не хотела отпускать любимицу: эмоционально скандалила, швырялась зажигалками. И оказалась права. Лена не прижилась в другой труппе и через три года вернулась. Вот как напишут об этом в книге «Галина Волчек: как правило вне правил»: «Елена Яковлева только сказала: «Галина Борисовна, я люблю вас...» Волчек ответила: «Очень хорошо. Я знала». И Яковлева расплакалась». За свои непритворные слезы артистка получила главную роль в спектакле «Мурлин Мурло» про добрую провинциалку, оказавшуюся на помойке жизни. В 2011-м Елена ушла снова, да еще прихватила с собой мужа. По официальной версии - из-за невостребованности, потому что в «Современнике» ей перестали давать главные роли. Однако настоящая причина крылась... в Чулпан Хаматовой. «Чулпан у вас у всех просто бревно в глазу. Таким бревном для женской части труппы когда-то была Неелова, потом - ты, теперь - Чулпан», - неистовствовала Волчек. Демарш Яковлевой она называла «бесстыдством». Однако через шесть лет, разочаровавшись в Хаматовой, Волчек сама позвонит Яковлевой и предложит вернуться в «Современник». А незадолго до смерти признается: «Слава богу, что Лена вернулась. Я счастлива. Я ее очень люблю». Муза четвертая. Чулпан Хаматова Волчек приглядела Хаматову еще в конце девяностых на одной из телепередач. Сама позвонила, пригласила на работу. - Вы для меня - кот в мешке, - призналась во время первой встречи. Но не ошиблась. Их взаимоотношения были настолько теплыми, что Чулпан даже оставляла в кабинете худрука своего ребенка, пока репетировала очередную роль. «Чулпан интересна мне, потому что я вижу в ней сотворца», - то и дело хвалила новую музу Галина Борисовна. Какое-то время в театре работали сразу три любимые женщины худрука, и та поставила для них «Трех сестер». - Даже по психофизическим параметрам они как сестры - хрупкие, субтильные, не достигающие метра семидесяти. В их больших глазах - ожидание тревожного счастья, перемен... - напишет биограф Райкина. Информация о том, что Чулпан Хаматова сменит Волчек на посту худрука «Современника», появлялась в СМИ постоянно. Но не случилось. - Чулпан Хаматова? Нет, - отрезала Волчек в одном из последних интервью. Между ними пробежала черная кошка. Дело в том, что Хаматова попросила у Волчек академический отпуск на сезон. Говорила, что по медицинским показателям, и заверила, что во время отсутствия не будет нигде сниматься и играть. Худрук пошла навстречу, однако едва за Чулпан закрылась дверь, как «доброжелатели» донесли, что Хаматова приступила к репетициям в куче других театров. На почве обиды Галина Борисовна разделила спектакли, где блистала ее муза. «Играем... Шиллера» отдала Яковлевой, попросив ту вернуться. А в знаковый «Двое на качелях» ко всеобщей неожиданности ввела... Кристину Орбакайте, дочку своей близкой подруги Аллы Пугачевой. Муза пятая. Алиса Фрейндлих - Алисочка, любимая моя. Для меня Алиса - уникальное явление среди артистов. Не в плане талантов, а в плане человеческих проявлений: скромности, антизвездности, которая сейчас завоевала все реки и берега актерские, - нежно говорила о подруге Волчек. Фрейндлих была для Волчек самым близким и любимым человеком. За долгие годы общения они переняли совместные привычки. Одинаково курили, а еще спасались от депрессии, мастеря бижутерию из пуговиц. Полвека назад Алиса Бруновна спасла «Вишневый сад» Волчек после того, как спектакль покинула Лаврова. Фрейндлих из Петербурга приезжала в Москву и играла Раневскую на сцене «Современника». - Я безумно жалею, что Алисочка постоянно играет не в моем театре, - вздыхала Волчек. Кто знает, может быть, это обстоятельство позволило двум женщинам сберечь трогательную и искреннюю дружбу на всю жизнь. Мужчины Галины С первым супругом и отцом единственного сына Дениса Евгением Евстигнеевым Волчек познакомилась на первом курсе Школы-студии МХАТ. Она уверяла, что влюбилась в плохо одетого провинциала из чувства протеста: захотела доказать всем, что этот «космический персонаж», вечно ходящий в нелепом плаще и одной и той же рубашке, - гений. На первые заработанные деньги Галя купила в комиссионке для Евстигнеева французский костюм, рубашку и ботинки. Женя тут же преобразился, а потом бросил ее ради актрисы Лилии Журкиной. Волчек очень страдала. Но вскоре в ее жизнь вошел новый мужчина - Марк Абелев, профессор строительного института. Он красиво ухаживал: на все свои сбережения - почти 1000 руб. - вскоре после знакомства купил ей роскошную каракулевую шубу. Именно с Марком она почувствовала себя женщиной, которую любят и о которой нежно заботятся. Немудрено, что Волчек стала его женой и прожила с ним почти 10 лет. - В свое время Галя была безумно влюблена в актера Гену Печникова, - вспоминала вдова Игоря Кваши Татьяна Путиевская. Но тем самым «заблуждением», о котором говорила сама Волчек, по словам Путиевской, стал не он, а женатый ученый-физик по имени Володя. От Абелева она к Владимиру и ушла. Волчек очень страдала, что ее возлюбленный так и не решился оставить жену ради нее, и признавалась в интервью: - Однажды ему сказала: «Ты больше никогда меня не увидишь!» Он предпринимал попытки, но для меня уже все было кончено. Единственное, о чем я его предупредила напоследок: «Ты будешь до конца жизни мстить жене за то, что остался с ней». Люди, бывающие у них в доме, говорят, что так оно и вышло.

Пять любимых женщин Галины Волчек
© Экспресс газета