Почему опера — крутое хобби
1. Опера — «экстремальный вид спорта» Чтобы человеческий голос без микрофона перекрывал оркестр и был слышен в любой точке зала, тело певца должно работать как один большой резонатор. Для усиления звука вокалисты используют резонаторные полости — пазухи носа, гортань, трахеи и бронхи. По такому же принципу работают сабвуферы современных акустических систем. Певцу нужно максимально расширить грудную клетку, чтобы в легких поместилось больше воздуха. Для этого артист «продавливает» вниз диафрагму — мышечную стенку, разделяющую грудную и брюшную полости. Диафрагмой вокалист создает и правильный напор воздуха из легких. Добавьте к этому контроль над музыкальной фразой и нюансами звука, актерское мастерство и сценическое движение (в современных постановках приходится петь вниз головой, паря на канате над сценой и даже метая ножи!). Все это требует колоссальной сосредоточенности, физического и умственного напряжения. Звезда мировой оперы Анна Нетребко признается, что теряет за спектакль до 3 килограммов. Ария Плавалагуны из «Пятого элемента» — модернизированная версия арии Лючии ди Ламмермур из одноименной оперы. В фильме ее исполняет Инва Мула — албанская оперная певица с русскими корнями. Фото: yandex.ru Высокие ноты, быстрые темпы, длинные фразы, исполняемые на одном дыхании — такое же экстремальное явление, как четверные прыжки в фигурном катании или 32 фуэте в балете. 2. Это простой способ прокачать кругозор Читая в программке краткое содержание, вы в какой-то степени прикасаетесь к первоисточнику, потому что большинство опер написано по мотивам литературных произведений. Разгадывая шарады модного оперного режиссера, вы учитесь поддерживать светский разговор о современном театре. К этому жанру обращаются многие крупные композиторы, так что оперный театр прекрасное место для знакомства с творчеством Гершвина и Стравинского, Шостаковича и Щедрина. Оперы часто исполняют выдающиеся дирижеры и прославленные оркестры. «Пиковая дама» под управлением Владимира Федосеева или «Кольцо нибелунга» с Валерием Гергиевым за пультом — чем не повод пойти в оперу! Наконец, вы начнете с легкостью отличать сопрано от меццо, колоратурный голос от драматического и даже при случае блеснете знанием термина «драматическая колоратура». 3. В оперном мире есть свое фан-сообщество Война «козловисток» и «лемешисток» — поклонниц Сергея Лемешева и Ивана Козловского — давно в прошлом. Современные фанаты выясняют отношения в соцсетях и на интернет-форумах. Сталкиваясь же в театре, «непримиримые оппоненты» раскланиваются и спешат обменяться впечатлениями. В этой среде не принято тушеваться — поучаствовать в обсуждении может любой. Если ваши соседи спорят во время антракта, занижает ли тенор, в форме ли сопрано и какие сегодня темпы, можно смело обращаться за разъяснениями. Вас с удовольствием просветят и выдадут подробные рекомендации, «на кого» стоит сходить в следующий раз. Ольга Бородина в партии Амнерис («Аида»). Метрополитен-опера, Нью-Йорк. Фото: theatrehd.ru 4. Это дешевле, чем балет Русский классический балет — всемирно известный бренд. Зрителям кажется, что балет проще для восприятия, поэтому приехавших в гости родственников и собственных детей ведут, в первую очередь, на «Лебединое озеро» и «Щелкунчика». Многие театры показывают балеты чаще, чем оперы, а цена билетов на них выше. Удивительно, но попасть на хорошего и даже выдающегося оперного певца гораздо проще, чем на какую-нибудь балетную классику с рядовым составом исполнителей. Если же в балетном спектакле ожидаются звезды, то билет скорее всего придется брать у перекупщиков. Это правило действует даже в главных «туристических» театрах страны — Большом и Мариинском, куда многие приходят «поглазеть на люстру». Если вам тоже позарез нужно селфи на фоне люстры, присмотритесь к опере как «эконом варианту». Вдруг понравится? 5. Русские — не чужие на оперном празднике жизни В мире всего пять национальных оперных школ — итальянская, французская, немецкая (сюда же включают австрийских композиторов-классиков), русская и чешская. Проще говоря, Россия подарила миру не только великую литературу, но и великую оперную традицию. В 1990-е дорогу на мировую сцену проложили Мария Гулегина, Дмитрий Хворостовский, Ольга Бородина, Владимир Галузин, Галина Горчакова. В 2000-е прославились Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Екатерина Губанова, Альбина Шагимуратова, Елена Панкратова. Сегодня на пик международной карьеры выходят Юлия Лежнева, Ольга Перетятько, Аида Гарифуллина и многие другие. Российских оперных певцов можно сравнить с российскими хоккеистами. Замените клубы НХЛ на Метрополитен-оперу в Нью-Йорке, Ковент-Гарден в Лондоне, Парижскую или Баварскую оперу и вы не увидите особой разницы — везде будут русские имена. Впрочем, в театрах второго и третьего ряда тоже будут русские имена, просто чуть менее известные. «Снегурочка» в Парижской опере. На поклоны вышли режиссер-постановщик Дмитрий Черняков и дирижер-постановщик Михаил Татарников. Фото: espacelyrique.blogspot.com