"Замок" Крестьяниновых
Шагающий медведь – элемент родового герба князей Ромодановских, первых владельцев вотчины, на которой располагалась Богоявленская слобода. Название Мстера эта слобода, ставшая селом, получила в XIX веке. По-видимому, от реки Мстерки, по берегам которой раскинулась. Но так и тянет связать название "Мстера" с корнем "мастер". Герб города Мстеры. Первым в Богоявленской слободе, владении Ромодановских, зародился иконописный промысел – в конце XVII - начале XVIII веков. В XVII веке в Мстеру пришли несколько семей суздальских иконописцев. Среди них была и семья Голышева, положившая начало печатанию лубочных картин с "народными" сюжетами. От них пошла знаменитая мстерская лаковая миниатюра на папье-маше. Уже в начале XVIII века мстерские богомазы обрели признание по всей стране. Три десятка мстеричей были аж в Петербург приглашены – выполнять художественные работы. Большинство богомазов были крепостными князей Ромодановских и работали в господских особняках. Но в течение столетия Ромодановские утратили собственность над селом. Оно переходило от одного помещика к другому, а там и воля крестьянам подоспела. Когда мастера стали свободными, миниатюрные изделия мстеричей – иконы, вышивки, лубки и книжки – через коробейников распространились на всю страну. Торговля обогатила село. Современная Мстера больше чем наполовину застроена добротными каменными домами XIX столетия – то одноэтажными с мезонином, а то и двухэтажными, низ каменный, верх деревянный, или даже полностью каменными. Мстерская застройка - наследие "проклятого царизма". Фото Е. Сафроновой В городской застройке выделяется удивительной красоты дом из красного кирпича. Мимо него пройти невозможно: в малоэтажной Мстере он заметен издалека с любой стороны. Красное кирпичное здание о двух этажах, с высокими полукруглыми окнами и надстройками на крыше, напоминающими то ли башенки замка, то ли церковные колоколенки. Фантазийный декор этого здания привлекает многих исследователей и фотографов. Но, к сожалению, лучшие дни этого дома-замка позади… Новогодняя Мстера была заснежена и малолюдна: сонное царство. Мы очень удивились, когда из железных ворот позади роскошного дома вышел мужчина. Это был охранник промзоны ювелирного мстерского завода, которая начинается сразу за домом. Охранник рассказал нам городские предания. Дом Крестьяниновых в уличной панораме. Фото Е. Сафроновой. Это дом фабриканта Крестьянинова, который происходил из крестьян. Возможно, незавидное общественное положение отразилось в его фамилии. Но, несмотря на "крестьянство", Крестьянинов был в свое время крупнейшим промышленником Мстеры. Ему хватило не только средств построить себе роскошный дом, чтобы все завидовали, но и фантазии привлечь к этому делу незаурядного архитектора, выработавшего собственный, ни на что не похожий стиль. У английского классика Арчибальда Кронина есть семейный роман "Замок Броуди" о разбогатевшем и возгордившемся торговце шляпами, который решил построить вычурный дом не хуже чем родовой замок лорда. Сказано – сделано; только в громоздком и роскошном была несчастна вся семья грубого и жестокого Броуди. Да и он сам не обрел вожделенного уважения сограждан и счастья. Дом Крестьянинова очертаниями похож на замок Броуди из романа в худшую его пору. Каменный "дворец" не разрушился только потому, что построен на совесть. Но квадратные окна первого этажа заложены не совпадающим по цвету кирпичом, а все входы заколочены. Дом выглядит совершенно нежилым и даже неживым. Дом сегодня. Фото Е. Сафроновой. Судьба его владельцев тоже сложилась не благополучно. Но это не вина Крестьяниновых, а беда. По современным сведениям, весьма уже скудным, а местами уходящим в область преданий, торговлю в Первопрестольной фабрикант начал около 1901 года. У него была лавочка в Верхних торговых рядах. А в 1913 году семейство зарегистрировало в Москве "Торговый дом "В.С. Крестьянинов с сыновьями". Вроде бы уставный капитал у них был 15 тысяч рублей. Фёдор, Василий и Николай Васильевичи были "полными товарищами" своего батюшки. В этот временной промежуток произошло следующее, как восстановили мстерские краеведы. Примерно в 1906 году Василий Семенович Крестьянинов начал строить иконную фабрику. В 1908 году он же основал меднопрокатный завод, официально именуемый "Промышленное заведение медно-прокатной выработки фольги". На нем работали 30 человек. Они изготовляли фольгу для образков. Небольшие и недорогие иконки забирались в фольговые оклады и смотрелись богато. Выражаясь сегодняшним языком, Крестьянинов основал холдинг по производству предметов религиозного культа. На его предприятиях делали иконы в металлических окладах, одеяния святых были украшены бисером, киоты и лампадки. Хозяйство Крестьяниновых тесно сотрудничало даже с самим московским Сытиным – известнейшим на рубеже XIX-XX веков издателем, предпринимателем, просветителем. В крестьяниновские оклады вставлялись сытинские литографические изображения святых. На окладах, в силу этой корпорации, красовалась надпись: "Москва. В.С. Крестьяниновъ съ сыновьями. Фабрика в с. Мстере Владимирской губернии". Владимирская Божия Матерь производства фабрики Крестьяниновых. Фото: 1939.ru Интересно, что по вероисповеданию Крестьяниновы были единоверцами – это довольно мягкое направление старообрядчества, чтущее древние богослужебные традиции, старопечатные священные книги, древнерусский бытовой уклад, но признающее юрисдикцию Московского Патриархата. Тенденция, однако – наиболее успешные купцы, промышленники и предприниматели царской России принадлежали к тем или иным ветвям старообрядчества едва ли не в половине случаев. Приходской церковью рода был соседний единоверческий Троицкий храм, до наших дней дошедшей в очень плохом виде. Некогда Василий Крестьянинов состоял старостой этого храма. "Духовная" продукция Крестьяниновых получала медали на международных выставках в Лондоне, Париже, Вене, не говоря уж о Санкт-Петербурге. В столице промышленников наградили за исполнение штампованных риз, украшенных орнаментами в старинном русском стиле и общедоступные по цене. По-видимому, Крестьянинов и разбогател на массовом спросе народа на дешевые, но достойно выглядящие святые товары. К 1916 году он построил и две литейные мастерские. Всю эту корпорацию считали крупнейшим предприятием по производству икон в Мстёре до революции. Но революция не замедлила… Иверская Божия матерь. Фото: auction.ru В начале ХХ века Крестьянинов успел поставить на улице, тогда носившей говорящее название Миллионной (теперь Ленинградская, спрашивается, какая связь), этот самый пышный дом. Точнее год постройки местные источники не называют. Более того – они даже и годы жизни Василия Семёновича Крестьянинова не сохранили, и фотографии его!.. Хотя жители Мстеры относятся к нему с уважением и стараются разгадывать исторические загадки. Дореволюционная открытка в домом Крестьяниновых. Фото: humus.livejournal.com После того, как фабриканта смело революционным вихрем, все сведения о нем и его семье больше похожи на предположения. Согласно одному из них, без подробностей, семейное дело существовало уже при отце Крестьянинова Семёне Андреевиче. Но дом-замок совершенно точно построил Василий Семенович. Принято считать, что это дом в русском стиле, но в причудливой отделке здания сошлись элементы западноевропейского барокко, восточной архитектуры, русских резных наличников. Какому архитектору это все в голову пришло, кто ж теперь скажет… Вдруг да и сам Крестьянинов, вроде Петра Великого, "баловался" архитектурными проектами?.. Дом очень любопытно спланирован: его главный фасад с парадным входом, увенчанным "епанчой" (декоративный элемент в виде полога, часто использовался в дворянских гербах) и нарядным балконом смотрел не на улицу, а вбок – на юго-восток, в сторону Богоявленского монастыря, до сих пор действующего. Впрочем, сегодня уже трудно понять, где у этого дома был фасад… Другой "изюминкой" были водостоки, проходящие сквозь карнизы. Трубы похожи на еще один декоративный элемент, настолько они нарядны. Были. Деревянный дом Крестьяниновых. Фото Е. Сафроновой. Рядом, через проулок, стоит двухэтажный деревянный дом более классических очертаний, но тоже добротный и богатый на вид. Как сказал сторож, этот дом фабрикант приказал построить для своего сына. Но по другой версии, деревянный дом старше каменного, а согласно еще одной легенде, перевезен из Нижнего Новгорода. После революции дома и бизнес были национализированы. Производство не уничтожили – бывало и так. Считается, что меднопрокатный завод Крестьяниновых является прямым предшественником нынешнего ЗАО "Мстёрский ювелир". Скорее всего, было сложнее. Недаром теперешний завод располагается дальше по улице. Но завод действительно существует и довольно успешно работает, в отличие от других "художественных" предприятий Мстеры, которые, по словам местных жителей, если не на ладан дышат, то значительно обмельчали и "состарились" в смысле возраста их работников. Сохранились документы, гласящие, что до 1925 года управляющим национализированным производством был В. Крестьянинов, но неясно, отец или сын. В 1937 году Василий Васильевич Крестьянинов был арестован в Москве и выслан в Казахстан. Его брат Николай Васильевич не раз подвергался тюремному заключению. Когда ушел из этого мира их отец, никто уже не помнит. Дома Крестьяниновых в Мстере (№ 38 и 40 по улице Ленинградской) с середины 1990-х годов считаются объектами культурного наследия регионального значения. Их территория огорожена и находится под охраной государства. Может быть, благодаря этому они еще и стоят, а не сожжены и не разобраны на бревна и кирпичи... Штемпель Торгового дома В.С. Крестьянинова во Мстёре. Фото: http://senkov.sitecity.ru Сторож промзоны сказал нам, якобы, у дома нашлись законные владельцы, потомки тех самых Крестьяниновых. Но будто они не очень рвутся пользоваться домом – еще бы, такой махиной!.. Правда ли это, или еще одна мстерская легенда?.. Несомненно одно: вещи, которые делала фабрика Крестьяниновых, а продавал их Торговый дом, до сих пор живут. Во мстерском музее представлена икона производства фабрики В. Крестьянинова размером не более игральной карты. Торговцы антиквариатом, говорят, нет-нет да и предлагают товар с клеймом этих мастеров. Вот это и есть настоящая память о себе.