Нижегородец напомнил историю «сормовской мозаики»
Нижегородец Сергей Шибаев рассказал в соцсетях о том, как создавались знаменитые мозаики на четырёх высотках, которые появились на проспекте Кораблестроителей с 1972 по 1975 год. Оказывается, сюжеты иллюстраций, выполненных в стиле соцреализма, утверждали в Москве и породили градостроительный конфликт. Мозаичные панно на фасадах домов № 3, 5, 7, 9 по проспекту Кораблестроителей в начале 80-х были единственной архитектурной достопримечательностью «Нового Сормова». Минули времена, девятиэтажные «панельки» потускнели под натиском дождей, пришедших с соседних промзон, но индустриальное искусство по-прежнему цепляет глаз. «В Сормове при крупном заводе был свой панельный цех, и для нового микрорайона его руководство заказало мозаичное оформление, чтобы продемонстрировать статус предприятия. Эскизы художника Юрия Приданова для четырех домов по новому проспекту утвердили у министра речного флота в Москве, таким важным был заказ, - пересказывает историю создания «сормовской мозаики» Сергей Шибаев. - Начали работу, в заводских условиях оформили панели мозаикой, собрали три этажа, но главный архитектор города выступил против: нельзя заполнять мозаикой всю стену, необходимо оставлять свободные участки». Из-за несогласованности действий строителям пришлось разобрать три этажа, перерисовать эскизы и сделать новые панели. Художник Юрий Приданов после этого случая отказался от продолжения работы и все дома оформлял Ким Шихов. «Сложно объяснить суть спора, но, возможно, архитекторы были правы с точки зрения взаимосвязи и перетекания архитектуры в изображение, а художники — с точки зрения целостности и самостоятельности мозаичного произведения. Мода на «плавающее пятно» диктовала художникам правило ограничивать мозаику причудливыми контурами, а не границами стены. Странная мода, но сильная», - отмечается в публикации Сергея Шибаева. Кстати, не в каждом районе Нижнего Новгорода историческая мозаика была сохранена при ремонте. В прошлом году мы рассказывали, как знаменитое панно на фасаде бассейна «Чайка» (принадлежит спортклубу "Торпедо" ОАО "ГАЗ") в Автозаводском районе Нижнего Новгорода не пережила реконструкции. Изображение пловца и чайки закрасили во время ремонта, что вызвало недовольство горожан. Тогда прежний этюд решили вернуть, но уже в виде рисунка неизвестного художника, настолько «неуклюжего», что он вызвал еще больший скандал.