Победители VI-го городского конкурса «Бюджет для граждан»
Как объяснить ребенку ограниченность семейного бюджета? Победу в номинации «Бюджет: просто о сложном» маме экономисту Наталии принесло желание в легкой игровой форме обучить своего сына Гордея первым азам финансовой грамотности. «Когда Гордею было семь лет, он никак не мог понять, почему мы не можем купить ему все, что он хочет. Именно тогда я поняла, что пришло время поговорить с ребенком о финансовом планировании семьи и ограниченности нашего бюджета», - вспоминает Наталия. Узнав о городском конкурсе проектов «Бюджет для граждан», наша собеседница решила принять в нем участие, чтобы рассказать, насколько важно с раннего детства закладывать в ребенке основы финансовой и экономической грамотности. «Для меня конкурс стал стимулом создать проект электронной книги для детей о финансовом планировании и бюджете в стихах с заданиями», - признается Наталия. Игровая и доступная форма подачи материала сделала пособие интересным и легко запоминающимся. Гордей стал не только идейным вдохновителем, но и строгим рецензентом издания. Он первым ознакомился с пособием и высоко оценил старания мамы. По словам Наталии, книга предназначена для детей как дошкольного возраста, так и для учащихся начальных классов и может стать хорошим обучающим пособием по финансовой грамотности. Победа в конкурсе дала нашей собеседнице стимул развивать свой проект дальше. Наталия планирует выпустить печатную версию книги, которую каждый желающий сможет приобрести для своего ребенка. Познакомиться с фрагментом книги Вы можете, пройдя по ссылке: https://yadi.sk/d/ST-GtZ9kIyr2YA Как накопить деньги на мечту? Практическая значимость и глубина проработки идеи были отмечены в проекте 12-летней Дианы Дмитриевой – победительницы конкурса в номинации «Лучший видеоролик о бюджете». Школьница сняла видео, в котором рассказала своим сверстникам и детям помладше, что такое бюджет, как он формируется, и как легко можно накопить деньги на мечту. На примере своего 5-летнего брата Станислава Диана доступно и в то же время грамотно разъяснила значение финансовых терминов, а также провела параллели между расходами бюджета ребенка и города. О том, насколько понятно девочка раскрыла тему, можно судить по главному герою проекта – Станиславу, который уже к концу видеоролика узнал, из чего будет складываться его бюджет и на что он сможет потратить накопленные деньги. Как оказалось, о личном финансовом планировании Диана задумалась, будучи пятилетним ребенком. Сейчас у нее уже есть свой депозитный счет, который она периодически пополняет. Основными источниками доходов, как признается наша собеседница, являются вознаграждения от родителей за хорошую учебу и подаренные на праздники деньги от родственников. «Создавая проект, я хотела поделиться своим опытом со сверстниками, чтобы они также научились распоряжаться своими доходами, планировать бюджет и умели правильно тратить накопленные деньги», - поясняет Диана. По словам школьницы, она научилась не только откладывать средства на долгосрочную покупку, но и оставлять часть денег на карманные расходы. Недавно девочке удалось купить дорогой гаджет, а сейчас она копит на зарубежную стажировку. Ссылка на видеоматериал: https://yadi.sk/i/c4Rj3MX9SRV84A «Игра только внешне кажется беззаботным времяпрепровождением» Познакомить ребенка с понятиями бюджетной системы России в своем проекте решили студенты и преподаватели Финансового колледжа № 35 (Анастасия Шабурова, Анастасия Степанова, Айза Бесирова, Виктория Деева, Светлана Шпарова, Татьяна Шевченко, Елена Игоревна Алифанова и Вадим Александрович Меркулов). В рамках номинации «Бюджет в вопросах и ответах» они разработали увлекательную игру «Бюджетный квест», которая дает возможность детям с раннего возраста в игровой форме расширить свой словарь финансовых терминов, а также получить определенные знания в области экономики. Для этого участники конкурса придумали яркие графические ребусы, занимательные анаграммы, познавательные викторины и кроссворды на бюджетную тематику. «Игра только внешне кажется беззаботным времяпрепровождением. На самом деле она требует от ребенка максимальной концентрации энергии, ума, выдержки и самостоятельности, а также способствует формированию финансового мышления», - подчеркивают победители конкурса. По словам руководителя проекта – преподавателя Финансового колледжа №35 Вадима Меркулова, в дальнейшем они намерены применять данный проект в московских школах в качестве финансового просвещения подрастающего поколения. Ссылка на фрагмент проекта: https://yadi.sk/i/x7z7bXvsx2OxcA Лифлет о столичном бюджете Являясь студенткой Финансового университета при Правительстве Российский Федерации, Анна Волкова в удобной и доступной форме представила бюджет Москвы. В рамках номинации «Современные формы визуализации бюджета для граждан» девушка создала лифлет, выполненный на основе Путеводителя по бюджету Москвы и имеющий практическую значимость для жителей столицы. В нем отражены основные параметры городского бюджета, характеристики представленного региона, а также прогноз социально-экономического развития. По итогам конкурса Анна получила предложение о прохождении практики в Департаменте финансов Москвы, где смогла применить свои знания и умения. «Для меня это двойная победа, так как высокой оценки экспертной комиссии Департамента были удостоены мой проект и мои профессиональные качества», - подчеркивает Анна. На сегодняшний день девушка является ведущим специалистом в Департаменте и занимается проектами по обеспечению открытости бюджетных данных. Ссылка на фрагмент проекта: https://yadi.sk/i/INJGZ_HjZCbWTg Сити-квест по финансовой Москве По итогам конкурса «Бюджет для граждан» и стажировки к команде Департамента финансов Москвы также присоединился Андрей Горовиц. Будучи на тот момент студентом Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», он разработал бюджетный сити-квест «Финансовая Москва», который в дальнейшем был использован Департаментом финансов Москвы для проведения городского мероприятия. Проект Андрея предназначен для повышения уровня бюджетной и финансовой грамотности молодежи с помощью интерактивной игры. Его участники в игровой форме могут не только изучить некоторые финансовые инструменты, но и лучше узнать параметры бюджета Москвы и современную жизнь мегаполиса. Сити-квест предназначен для старшеклассников и студентов. Весной этого года Департамент финансов Москвы применил идею проекта при проведении городского сити-квеста, который состоялся в Московском государственном университете управления Правительства Москвы. «Мне очень приятно, что разработанный мною проект для финансового просвещения молодежи был удостоен внимания на таком высоком уровне», - отметил Андрей Горовиц. Ссылка на фрагмент проекта: https://yadi.sk/i/28In80eZuY1o_A «Познакомить школьников с бюджетом Москвы решили в форме игры» Изучить бюджет Москвы через настольную игру предложили учащиеся школы № 1571 Елизавета Горковенко и Тимофей Подтеребов. И не прогадали, одержав победу в номинации «Бюджетный квест». Елизавета и Тимофей в игровой форме представили статьи доходов и расходов бюджета с использованием игровых денег. «Экономические термины часто выглядят сухими и непонятными, и вряд ли заинтересуют детей. Поэтому познакомить школьников с бюджетом Москвы мы решили в форме игры», – рассказала Елизавета. По мнению авторов проекта, такой формат подачи материала будет интересен не только детям, но и взрослым. «Своим проектом мы наглядно показали, что настольная игра в жанре «ходилки» поможет детям и взрослым в интересной форме познакомиться с понятиями, относящимися к бюджету города», - подчеркнул Тимофей. В настоящее время настольная игра «Московский бюджет» уже используется в школах на занятиях по экономике. Что примечательно, проект имеет авторское оформление: карточки для игры рисовал сам Тимофей. Ссылка на фрагмент проекта: https://yadi.sk/i/nZS9BdiuxJBdMg «Сколько я плачу и что получаю?» Сколько москвичи платят государству, и что получают от него взамен? Ответить на этот вопрос в своем проекте постарались Любовь Бушенева и Виктория Маслакова - студентки Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина. Работа девушек одержала победу в номинации «Бюджет: сколько я плачу и что получаю?». Студентки рассказали о городском бюджете в структурированной, доступной и красочной форме. Большую часть доходов государства, как разъяснили девушки, составляют обязательные платежи горожан. Это прежде всего отчисления, налоговые поступления, в том числе и те, что уже включены в стоимость товаров или услуг. В качестве примера они приводят наглядные ситуации из жизни жителей города и объясняют, как по простой схеме каждый гражданин может самостоятельно рассчитать налог на свое имущество. Вторая часть проекта рассказывает о том, что граждане в свою очередь получают от государства. В этот раздел студентки включили бесплатную медицинскую помощь, бесплатное школьное и дошкольное образование, компенсацию платы родителей за детский сад, помощь многодетным семьям и матерям одиночкам, пенсионные выплаты людям пожилого возраста, налоговые вычеты и многое другое. Ознакомившись с проектом студенток, каждый найдет для себя ответ на вопрос: сколько я плачу и что получаю? Ссылка на фрагмент проекта: https://yadi.sk/i/D0ZRF42GribnGg «Экономь вместе с городом» Преподаватели школы №1524 Ольга Мончаковская и Светлана Сежетова представили проект «Экономь вместе с городом» и одержали победу в номинации «Бюджет в стихах». Авторы работы в стихотворной форме рассказали о возможностях экономии семейного бюджета с использованием социальных, образовательных и культурных программ Правительства Москвы. В своем проекте преподаватели на примере одной семьи разъяснили, какими бесплатными городскими программами может воспользоваться каждый член семьи. Так, например, пока ребенок на «Кружке от чемпионов» обучается кулинарному мастерству, бабушка по программе «Московское долголетие» может пройти курсы английского языка. Кроме того, каждый ветеран труда имеет право на бесплатную путевку на санаторно-курортное лечение. А если дедушка с бабушкой еще и прожили в браке 50 лет, то получат выплату в 20 тысяч рублей. Есть и городские программы для всей семьи. Так, каждый третий выходной родители с детьми могут бесплатно посещать музеи. Авторы проекта напоминают и о том, что при рождении ребенка каждая семья получает подарки для новорожденного, а если это уже второй малыш у родителей, то семье выплачивается материнский капитал. Таким образом, название проекта полностью оправдано, ведь экономить вместе с городом, действительно, возможно. Ссылка на фрагмент проекта: https://yadi.sk/i/QtAcPyHkIDaGYg Олимпиада по бюджетной грамотности помогла школьникам поступить в вуз Учитывая пожелания конкурсантов прошлых лет, в этом году Департамент финансов Москвы включил новую номинацию - «Лучшее образовательное мероприятие по проекту «Бюджет для граждан», в которой образовательные учреждения, общественные и просветительские организации смогли представить свои лучшие проекты. В рамках этой номинации представители Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова разработали олимпиаду по бюджетной грамотности для школьников. Цель проекта – формирование финансово-экономического мышления у подростков, а также воспитание их бюджетной инициативы и самостоятельности. Участники олимпиады выполняли задания на логику, вычисления и даже оценивали баланс федерального бюджета. На решение каждой задачи предоставлялось от 10 до 30 минут. Благодаря проекту около 500 школьников продемонстрировали свои знания и навыки по бюджетной системе Российской Федерации. «Участие в таких конкурсах способствует повышению уровня бюджетной и финансовой грамотности учеников. Все задания, которые были представлены на олимпиаде, школьники с успехом выполнили», - отметила доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Алла Чалова. Победители олимпиады по бюджетной грамотности имели больше преимуществ при поступлении не только в РЭУ им. Г.В.Плеханова, но и в другие вузы Москвы. Ссылка на видеоролик олимпиады РЭУ им. Г.В.Плеханова: https://yadi.sk/i/DFXZp52w1lLFXw Школьники научились грамотно обращаться с деньгами и строить планы В этой же номинации с целью повышения уровня финансовой грамотности свой проект представила школа № 2009, подготовив образовательный экономический турнир по налоговым вопросам для учащихся образовательного учреждения. В школьном турнире приняли участие школьники 6-7 классов. Разделившись на команды, учащимся необходимо было успешно пройти два раунда для выхода в финал. Цель игры - расширить базовые знания участников в области финансов. По словам авторов проекта, решая задачи и отвечая на вопросы, ребята учились применять предметные знания в решении финансовых задач, ставить цели и строить жизненные планы. «Экономический турнир позволил школьникам понять, что финансовое благополучие каждого зависит от самого человека, а благодаря некоторым задачам ребята получили опыт грамотного обращения с финансовыми ресурсами, инструментами в повседневной жизни», - отметили организаторы игры. Ссылка на фрагмент проекта: https://yadi.sk/i/kNY_Mtffhl4WzQ Московские студенты обсудили партисипаторное бюджетирование с учеными из-за рубежа Что такое партисипаторное бюджетирование? С чем связан интерес к данной системе? И какого результата следует ждать от этого процесса? На эти и другие вопросы по данной теме ответили ведущие международные эксперты в области партисипаторного бюджетирования. В формате такого научного семинара представили свой проект сотрудники Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Семинар на тему «Партисипаторная демократия и партисипаторное бюджетирование в России и в мире» и стал победителем городского конкурса «Бюджет для граждан» в номинации «Лучшее event-мероприятие по проекту «Бюджет для граждан». Сотрудники университета организовали для студентов научный семинар, пригласив к участию в обсуждении темы ведущих международных ученых. «Финансовая грамотность для Московского университета является одним из приоритетных направлений, в том числе и в контексте развития цифровых технологий в финансовом секторе. Поняв, насколько это важно и востребовано, мы планируем и в дальнейшем развивать это направление деятельности, проводить встречи с нашими зарубежными коллегами, обмениваться опытом, обсуждать развитие партисипаторного бюджетирования в мире», - признался куратор проекта Александр Курдин. Ссылка на фрагмент проекта: https://yadi.sk/i/t1VbartlkKCdUQ Москвичей обучили основам финансовой грамотности Как грамотно выстроить семейный бюджет, накопить на мечту и не стать жертвой финансового мошенничества? Об этом москвичам рассказали на Фестивале финансовой грамотности, который в 2018 году прошел в школе № 1883. Данный проект стал победителем в номинации «Лучшее event-мероприятие по проекту «Бюджет для граждан». На протяжении нескольких часов школа являлась открытой площадкой фестиваля, посетители которой могли принять участие в лекциях по тематике банковских услуг, налогообложения физических лиц и формированию городского бюджета. Повысить уровень финансовой грамотности или просто проконсультироваться пришли пенсионеры, студенты, школьники и даже семьи с детьми. Пройдя регистрацию, все они рассредоточились по площадкам, где обсуждались наиболее актуальные для них темы. Для гостей Фестиваля финансовой грамотности были организованы деловые игры, мастер-классы и компьютерные квесты. Между лекциями и тренингами у слушателей была возможность получить профессиональную консультацию по интересующим вопросам. К примеру, специалисты городской инспекции федеральной налоговой службы не только помогали гражданам разобраться в налоговых вычетах, но и разъясняли обоснованность начисления пени по просроченному платежу и порядок ее погашения. «Фестиваль финансовой грамотности предоставил москвичам прекрасную возможность получить информацию о формировании городского бюджета, различных финансовых инструментах и о том, как ими эффективно и безопасно пользоваться. Наши слушатели смогли уточнить всю интересующую их информацию о нововведениях в сфере бюджетного процесса и налогообложения», - отметили авторы проекта. Ссылка на фрагмент проекта: https://yadi.sk/i/Ymkd19XPIDWRHw Из чего сформировать бюджет будущему бизнесмену? Предпринимательская деятельность является одним из стратегических направлений экономической политики государства. Такого мнения придерживаются победители номинации «Бюджет для предпринимателей» - представители школы № 2006. Директор учреждения Вера Илюхина совместно с доцентом ДПРЭД Финансового Университета при Правительстве РФ Светланой Бочковой разработали проект, который в доступной и наглядной форме содержит информацию о видах и формах предпринимательства, порядке формирования бюджета бизнесмена. Целью проекта является формирование финансовой и правовой грамотности предпринимателя, ответственности за свою деятельность. В работе подробно расписаны налоговые режимы, применяемые в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, показаны возможные формы финансовой, правовой и организационной поддержки бизнесменов Москвы. Авторы проекта дают советы, как начинающему бизнесмену сформировать ежемесячный профицитный бюджет и рассказывают об эффективных механизмах развития предпринимательства в Москве. Ссылка на фрагмент проекта: https://yadi.sk/i/EGmSukv-e8UyeQ Школьницы создали для москвичей общественную площадку по социальным вопросам В своем проекте учащиеся школы №2200 Мария Андреева, Алиса Козлова и Юлия Казакова решили создать общественную площадку по социальным вопросам, касающимся жителей Москвы. Для этого девочки использовали один из самых популярных ресурсов 21 века – социальные сети. Школьницы разработали группу на сайте «ВКонтакте» под названием «Бюджет Москвы», в которой каждый ее участник мог озвучить свои предложения по решению различных социальных вопросов, связанных с улучшением качества жизни в Москве. «Данный паблик был создан с целью обсуждения различного рода проблем, таких как благоустройство тех или иных дворов или создание приютов для бездомных животных», - пояснила Алиса. Главная задача группы, как рассказывают школьницы, заключается в том, чтобы узнать, какие проблемы города беспокоят москвичей и какое они могут предложить решение. «Кроме этого, в нашем паблике мы постарались доступно рассказать о городском бюджете: из чего он складывается, на что и в каком размере расходуются средства», - подчеркнула Мария. По словам девочек, результатом проделанной ими работы стала обратная связь от подписчиков, которые активно участвовали в голосовании, обсуждении вопросов, делились мнениями и даже готовы были организовать волонтерское движение. «На наш взгляд, данный проект весьма актуален, поскольку на сегодняшний день люди чаще выбирают именно социальные сети в качестве площадки для обсуждения волнующих вопросов. Все дискуссии носили конструктивный характер, и это показатель того, что наш проект работает», - отметила Юлия. Ссылка на фрагмент проекта: https://yadi.sk/i/s21skvMM0CWnlA