Порты-2019, итоги: захват китайского транзита и борьба с Прибалтикой 

Порты-2019, итоги: захват китайского транзита и борьба с Прибалтикой
Фото: ИА Regnum
Оставить соседей ни с чем В этом году страны Прибалтики решали вопросы с санкциями , боролись между собой за белорусский транзит, снова пытались втянуть в проект Rail Baltica, но одной из основных и наиболее важных тенденцией для портов , и  уже не первый год является планомерный уход российских грузов. И риск остаться ни с чем с каждым годом лишь нарастает. В наибольшей степени это касается Латвии и Эстонии, так как литовская все же делает упор на транзит из , что так или иначе позволяет наращивать показатели. По последним данным, грузооборот латвийского порта за январь — ноябрь 2019 года сократился на 9,4%, до 30,04 млн тонн, порта  — на 3,2%, до 6,67 млн тонн. В Латвии за 11 месяцев 2019 года перевалка грузов выросла только в  — на 4%, достигнув отметки 19,47 млн тонн. Эстонских транспортников бросает из стороны в сторону — в ноябре грузооборот портов страны вырос почти на 13%, до 3,3 млн тонн, в то время как еще в ноябре было зафиксировано падение на 4,9%, до 3,2 млн тонн.
В этом году очередным шагом на пути к полной переориентации грузов из соседних стран на Балтике на российские порты стало решение создать в  новый порт, причем один из наиболее масштабных в регионе. В феврале 2019 года на инвестиционном форуме в  между губернатором Ленинградской области и председателем совета директоров ООО «Приморский УПК» Рамисом Дебердеевым был подписан документ, согласно которому в 2022 году в Приморске Ленинградской области должен будет появиться многопрофильный портовый комплекс мощностью около 70 млн тонн. Новый порт сможет принимать 25 млн тонн угля, 7 млн тонн минеральных удобрений, 3 млн TEUs, 2 млн тонн генеральных грузов, 6 млн тонн зерна и другое — в целом все то, что сейчас следует через Прибалтику. Объем инвестиций оценивается в 170 млрд рублей, причем планируется, что проект реализуют частные инвесторы.
И хотя жители Ленинградской области выступили против строительства терминального комплекса в порту Приморск, руководство региона и федеральные власти видят в проекте потенциал для завершения многолетнего процесса переориентации грузов из Прибалтики, так как он во многом тормозится как раз из-за нехватки мощностей под конкретные номенклатуры. Еще одним из вариантов для российских (и новых) грузов выступает Бронка — руководство Ленинградской области сообщило в этом году о планах создать в районе порта мультимодальный транспортно-логистический центр (ТЛЦ), где будет осуществляться перевалка грузов всего Северо-Запада . Там же могут быть созданы производственные мощности, продукция с которых в дальнейшем может транспортироваться через порт на другие рынки. Как бы ни был решен вопрос с данным проектом, борьба за оставшиеся грузы с Прибалтикой в ближайшие годы ожидается нешуточная.
Дружный транзит
Одним из самых громких событий в уходящем году стала история с транспортировкой загрязненной нефти из России в Белоруссию по нефтепроводу «Дружба». В апреле 2019 года белорусский госконцерн «Белнефтехим» сообщил о кратном превышении хлорорганических соединений в российской нефти, поступившей по нефтепроводу. В результате этого поставки нефти по «Дружбе» в ряд стран были остановлены. Заместитель председателя концерна «Белнефтехим» заявлял, что загрязнение сырья лишило Белоруссию возможности получить прибыль в размере около 100 млн долларов.
Позднее, в начале осени 2019 года, чтобы белорусской стороне удалось выйти в плюс, Россия и Белоруссия согласовали повышение тарифа на транспортировку российской нефти по территории Белоруссии на 3,7%. Тариф был пересмотрен после обращения белорусского оператора нефтепровода «Дружба», ОАО «Гомельтранснефть Дружба», на котором ранее сказалось снижение объемов транзита нефти по нефтепроводу во втором квартале текущего года из-за загрязнения сырья, поступившего из России.
Но даже этим дело не закончилось — уже под конец 2019 года стало известно, что на нефтепроводе «Дружба» могут быть созданы пункты контроля качества нефти, которая следует из Белоруссии в Россию, заявили накануне в «Гомельтранснефть Дружба». Предполагается, что на данных пунктах будут установлены системы измерения количества и показателей качества нефти (СИКН). Такие точки должны начать строить на белорусской территории уже в 2020 году.
И такой подход, как и прямые заявления президента Белоруссии , демонстрирует, что взаимодействие между странами становится напряженным. В частности, 24 декабря президент Белоруссии сделал заявление, что, если стоимость закупки газа и нефти из России станет слишком высокой, республика будет искать альтернативные способы поставок сырья в страну. Например, речь шла о реверсе саудовской или американской нефти через польский Гданьск. Но так или иначе официально заявлено, что в 2020 году Белоруссия планирует закупить у России около 20 млрд куб. м газа и 24−25 млн тонн нефти. Этот вопрос обсуждался в том числе в телефонном разговоре между Александром Лукашенко и . Точная цена на сырье должна быть определена в ближайшее время.
План на Север
В 2019 году по морской магистрали прошел атомный лихтеровоз «Севморпуть», груженный рыбой. Второй рейс, запланированный на этот же год, был отменен по инициативе грузовых перевозчиков. И хотя Северной морской путь пока что переживает непростые времени, хотя западные компании в этом году официально объявили СМП бойкот (например, Nike, французская транспортная компания CMA CGM и другие), руководство страны строит курс на Север вполне уверенно и уже с четкими планами. В этом году наконец утвердило комплексный план развития инфраструктуры Севморпути, который фактически должен стать основным документом в вопросе развития транспорта в арктической зоне России.
План развития инфраструктуры Северного морского пути рассчитан до 2035 года, и за это время северная водная магистраль должна стать транспортной системой, конкурентной в глобальном масштабе, и отвечать любым запросам перевозчиков. На пути к этому к 2024 году по-прежнему необходимо достичь показателя в 80 млн тонн грузооборота по СМП, а к 2030 году, согласно плану, Севморпуть должен быть круглогодичным и должен быть в состоянии обеспечивать все базовые запросы перевозчиков.
К тому же не стоит забывать о планах создать арктическую контейнерную линию — не иначе как с этими целями в этом году Росатом стал совладельцем группы «Дело», которая выиграла аукцион по продаже 50% плюс двух акций . Эту сделку без преуменьшения можно назвать одной из ключевых в этом году. Планируется, что Росатом и «Дело» займутся совместным развитием перевозок Севморпути на базе собственных логистических активов.
В целом же ожидается, что план СМП подтолкнет федеральные власти к решению судьбы инфраструктурных проектов, которые по-прежнему находятся в подвешенном состоянии — в том числе Белкомура и Баренцкомура, для которых никак не найдутся инвесторы. Также должны быть решены вопросы с энергетическим обеспечением, созданием аварийно-спасательных без и многими другими сферами. Так что в ближайшие годы, в том числе в 2020 году, мы увидим особенную активность на Севере. Одной из наиболее важных проблем является возможная искусственно создаваемая конкуренция СМП с сетью железных дорог. Но исход в данном случае будет зависеть от последовательности действий властей, а также борьбы РЖД за собственные интересы, так что ближайший год обещает быть интересным, как и другие последующие, вплоть до 2035 года.
Читайте также: Севморпуть против Транссиба: как России не упустить китайский транзит
Деньги идут из Азии
Заинтересованность Китая и Кореи в сокращении времени перевозок товаров на Запад с каждым годом становится все более явной, и в этом году российские компании активно поддерживали инициативу партнеров с Востока. РЖД и ее дочерние компании, частные железнодорожные операторы — многие в 2019 году вели активную работу по открытию новых маршрутов, в частности из Китая, Кореи в Россию, а также в страны . Новые маршруты и регулярные отправки начали налаживать «Трансконтейнер», Fesсo, «Евросиб», «РЖД Логистика» — например, запуск контейнерного сервиса из Кореи в Польшу, запуск «Агроэкспрессов» и многое другое. Кроме этого, в рамках сервиса ускоренной доставки транзитных грузов Trans-Siberian LandBridge в этом году была организована перевозка первого транзитного контейнера из Европы в Японию по территории России.
Курс не только на Север, но и на Восток российские транспортники, а также политики видят одним из наиболее перспективных. Это связано как с большим финансовым потенциалом совместных с азиатскими партнерами проектов, так и необходимостью увеличить объем транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза к 2024 году (данная задача была поставлена в майском указе президента РФ в 2018 году).
Насколько активно продолжат открываться новые сервисы в следующем году, будет зависеть как от инициативности российской стороны, так и от партнеров с Востока и их заинтересованности в перевозках через РФ. Но так или иначе, несмотря на попытки соседних стран перетянуть китайский транзит на себя, существующий маршрут через Россию является наиболее привлекательным, безопасным (если сравнивать с Закавказьем и Ближним Востоком) и, что важно, уже отработанным. Хотя, наблюдая за китайской экономикой, несмотря даже на временные спады, можно сказать, что грузов, пожалуй, должно хватить на всех.
Видео дня. Жертва скопинского маньяка про его освобождение и новый фонд помощи
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео