Войти в почту

о главных итогах культурного пространства

«В то время как либеральный лагерь лихорадит, со стороны патриотических сил, которые начали генерироваться под крылом выставки «Актуальная Россия» и Фонда развития современного искусства (ФРСИ), за 2019 год произошли существенные подвижки. Руководитель ФРСИ Иван Демидов, к которому либеральный лагерь относился со скепсисом, генерировал под своим управлением добрый десяток масштабных культурных проектов, каждый из которых кратен Московской биеннале и даже превосходит её — в сегодняшнем виде точно». Начну с итогов, а точнее с сокрушительного провала 8-й Московской биеннале современного искусства, за 16 лет существования проекта ставшей главным отечественным смотром неолиберального искусства. В прошлый раз, то есть два года назад, в ней впервые за 14 лет сменился комиссар. Бессменный куратор первых шести Московских биеннале Иосиф Бакштейн покинул свой пост и тут же эмигрировал в Лондон, где давно живёт с семьей и откуда работает последние лет десять, а на биеннальном хозяйстве, в процессе длительных «согласований» непонятно кого непонятно с кем, но при участии Бакштейна, осталась некая Юлия Музыкантская. Бакштейн не имел профильного образования в искусстве, но всё же был глубоко погружён в секту московских концептуалистов, устаревшее, антисоветское, а по сути русофобское «искусство» которых навязывал стране 40 лет. Бакштейн лично знаком с неолиберальным «масонством от современного искусства», и при нём биеннале и Москва имели в гостях хоть и отобранных русофобами, но реальных звёзд современного искусства, в том числе во плоти, читающих лекции и открывающих свои выставки. Биеннале — это всегда большое событие, сопровождаемое десятками открытий выставок, а также образовательной, детской, инклюзивной, медийной и другими программами. И при Бакштейне как минимум контур этого всего был. Но с приходом нового комиссара делаемая Бакштейном лично под себя закрытая идеологическая организация развалилась в одночасье. А «десятки мероприятий» превратились в один основной проект, прошедший в Новой Третьяковке, и небольшую параллельную программу, не относящуюся к деятельности биеннале, а скорее возникшую вопреки деятельности Музыкантской, на «старых дрожжах». Предыдущая биеннале тоже прошла скомканно, на грани скандала. Не приехал анонсированный художник Герман Нитч, а его работы оказались не специальным проектом для Москвы, а репликами старых побед. Выставка не имеет концепции, а «для удобства экспозиции» монтажники запросто сами переделывали работы художников, без их ведома удаляя из них то, что посчитали ненужным! В то время как либеральный лагерь лихорадит, со стороны патриотических сил, которые начали генерироваться под крылом выставки «Актуальная Россия» и Фонда развития современного искусства (ФРСИ), за 2019 год произошли существенные подвижки. Руководитель ФРСИ Иван Демидов, к которому либеральный лагерь относился со скепсисом, генерировал под своим управлением добрый десяток масштабных культурных проектов, каждый из которых кратен Московской биеннале и даже превосходит её — в сегодняшнем виде точно. Помимо выставки «Актуальная Россия», которая стала ежегодной и с успехом гастролирует в регионах, под эгидой ФРСИ проводится несколько профессиональных премий: «Партитура» среди композиторов, «Кульминация» среди сценаристов, а также конкурс арт-проектов про Москву, каждый из которых стал событием федерального и международного значения. С 2019-го Иван Демидов является директором парка «Зарядье», совмещая полномочия с руководством ФРСИ. Я и сам смотрел на ФРСИ с осторожностью, но за последние буквально один-два года вижу стратегичность продвижения этого проекта, охватывающего всё новые и новые культурные сферы. Сотрудник ФРСИ и куратор выставки «Актуальная Россия» Арсений Штейнер возглавил в Творческом союзе художников России (ТСХР) отдел выставочной деятельности, и в рамках сотрудничества этих институций в 2019 году открыты две арт-резиденции (во Владивостоке и в Оренбурге) и анонсировано развитие сети резиденций ФРСИ и ТСХР в других точках страны. Стоит бегло упомянуть, что премии современного искусства «Инновация» и Премия Кандинского, на которые возлагались большие надежды десять лет назад, окончательно стали сёстрами, практически как сиамские близнецы Кривошляповы: имея одно жюри на двоих, они вручают призы друг дружке и, конечно, своим друзьям. В результате чего давно вызывают у публики и художников, не интегрированных душой и телом в либеральный дискурс, в лучшем случае недоумение. Если бы меня, человека совестливого и объективного, спросили, кто в художественной среде стал человеком 2019 года, то по масштабам влияния и темпам роста я бы однозначно назвал Ивана Демидова. И в заключение не могу не отметить Антона Беликова и его проект «Икона после иконы» — выставку, которая прошла в 2019-м несколько раз и, кажется, наконец-то дала важные ответы на ту тупиковую ситуацию, в которой десятилетиями пребывало искусство в нашей стране. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.