Войти в почту

Калининградский аэродром «Девау» застраиваться не будет

В СМИ и соцсетях началась массированная кампания, которая сопровождалась нелицеприятными высказываниями в адрес главы региона. Все попытки властей объяснить, что ни о какой застройке аэродрома не может быть и речи, что он будет сохранен, как исторический объект, наталкивались на стену непонимания. Что же на самом деле происходит вокруг «Девау» и можно ли сохранить его в качестве действующего аэродрома? Летом 2019 года на аэродроме прошло празднование 100-летия со дня его основания, для участия в торжествах в Калининград прилетело много пилотов малой авиации из разных стран Европы. Это дало повод вновь заговорить о возможности использования аэродрома по своему прямому назначению. Однако областные власти заявили, что в своем решении руководствуются исключительно соображениями безопасности. Как подчеркнул Антон Алиханов, в случае аварии самолет может рухнуть на жилые дома, расположенные вокруг «Девау». Есть и еще один фактор. Из-за того, что площадка имеет статус аэродрома, ряд построенных домов объявлены незаконными, и жильцы стали обманутыми дольщиками. Урегулирование ситуации с «Девау» поможет снять эту проблему. Что же касается перспективы развития малой авиации в региона, то она от «Девау» вовсе не зависит. По словам предпринимателя Гайка Закаряна, инициатора проекта «Воздушное такси», летом 2019 в пик задержек на границе ему пришла идея частных авиа перелётов между Калининградом и Гданьском. «С этого момента начались работы по разработке и реализации проекта, в ходе которого были выявлены не только проблемы, но и интересные возможности для развития авиации в Калининградской области. Калининградская область – это уникальный регион, расположенный между Россией и Европой, и это преимущество можно использовать в направлении развития авиатуризма, так популяного в Европе и США, и со временем могли бы стать полноценным авиационным хабом связывающим Европу и Россию, но здесь необходима транзитная площадка которая будет обслуживать все эти транспортные потоки. К тому же наличие подобной площадки и близость к Европе позволит инициировать разнообразные проекты на авиационную тематику, это и производство самолётов малой авиации, ремонт, обслуживание, учебный центр по подготовке частных пилотов и конечно же частные авиа перелёты», - в беседе с корреспондентом «SM News» отметил эксперт. Гайк Закарян рассказал, в какой стадии сейчас находится его проект. «В ходе разработки концепции произошли некоторые изменения, и потребовалось несколько больше времени для реализации, чем было запланировано, что свойственно любому новому проекту, особенно в такой сложной сфере как авиация. В настоящее время проходим разнообразные согласования, а также ведём переговоры с другими авиаперевозчиками, и возможно, что перелёты будут осуществляться совместно. Но всё это очень непросто, так как связано с законодательной базой и очень сложной авиационной регуляторикой. К тому же присутствуют региональные особенности, которые со своей стороны усложняют реализацию проекта. Прежде всего, это отсутствие качественных альтернативных площадок для развития малой авиции, так как в регионе только один единственный гражданский международный аэропорт «Храброво», и его специфика не позволяет развивать данное направление. Также сказывается отсутствие конкуренции и в виде высоких тарифов для чартерных рейсов малой авиации. И так как вначале именно в чартерном режиме мы и планируем осуществлять перелёты, то тарифы «Храброво» для чартеров не позволяют выстроить эффективную экономическую модель для реализации этого проекта. Либо мы должны переложить все эти расходы на плечи пассажиров, что приведёт к значительному увеличению стоимости. Поэтому одна из проблем – это отсутствие альтернативного гражданского аэродрома, способного принимать воздушные суда всех типов», - отметил инициатор «Воздушного такси». По мнению предпринимателя, альтернативный гражданский аэродром необходим еще и потому, что для Калининградской области авиасообщение с «большой» Россией является жизненно важным. «Передвижение по морю сталкивается с сезонными условиями, и не всегда паром может прийти в область. По суше также существуют трудности, связанные с пересечением государственных границ. Воздушный путь является самым оперативным. К сожалению, авиасообщение также зависит от ряда факторов – погодного и состояния взлетно-посадочной полосы. Несколько лет назад, третьего января 2017 года, в аэропорту «Храброво» возникла ситуация, когда самолет «Эйрбас А321» выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, и аэропорт был парализован на три дня. Если был бы резервный аэродром, проблемы прекращения авиасообщения Калининградской области с основной территорией России не возникло бы. Причем, нужен именно гражданский аэродром, а не действующий военный», - подчеркнул Гайк Закарян. На сегодняшний день всем условиям, необходимым для создания гражданского аэродрома, альтернативного аэропорту «Храброво», отвечает аэродром в поселке Нивенское Багратионовского района к югу от Калининграда, считает эксперт. «Раньше он был военным, а сейчас принадлежит Калининградской области. Здесь обустроена отличная взлетно-посадочная полоса длиной 2600 метров и шириной 50 метров. Она находится в хорошем состоянии, нужны лишь небольшие инвестиции, и регион получит аэродром способный принимать почти все типы гражданских самолётов. Это был бы замечательный вариант и перспектива развития авиации в Калининградской области, в том числе малой. Проблема ещё и в том, что небо над Нивенским закрыто военными. Полеты разрешены ежедневно с 23 часов до 7 утра и круглосуточно в субботу и воскресенье. Понятно, что при таких условиях ни о каком развитии малой авиации пока не может быть и речи. Так что, если будет поставлена задача развивать аэродром в Нивенском, необходимо урегулировать ситуацию с военным ведомством», - сказал эксперт. Что касается «Девау», то Гайк Закарян скептически настроен в отношении него: «Этот аэродром, который некоторые предлагают использовать для организации полетов, нам не подходит по ряду причин. «Девау» интересен как исторический объект, как один из первых аэродромов в Европе, но для полетов он не годится и в первую очередь из-за плотной жилой застройки вокруг аэродрома, что, к сожалению, уже не безопасно. К тому же, на аэродроме «Девау» расположено грунтовое покрытие, которое не позволяет использовать его круглый год, в отличии от аэродрома «Нивенское», где бетонная взлетно-посадочная полоса». Аэродром «Девау» областные власти планируют использовать в качестве досуговой площадки. По утверждению Антона Алиханова, здесь можно обустроить площадку для стритрейсеров, установить прыжковый аттракцион. Кроме того, существуют планы создать на этой территории филиал парка «Патриот». Руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области Евгений Маслов заявил, что опасения о застройке «Девау» совершенно излишни. «Это объект регионального значения, включен в федеральный реестр объектов культурного наследия, у него существуют утвержденные границы территории. Согласно установленному законом режиму осуществления деятельности, на этой территории вообще ничего нового строить нельзя по определению. Осуществление полетов самолетов любого класса там небезопасно, как для летчиков, так и для жителей близлежащих домов. Но снятие статуса аэродрома никак не повлияет на исторический статус «Девау», так что никакой стройки там не будет, о чем и сказал губернатор», - подчеркнул Евгений Маслов.

Калининградский аэродром «Девау» застраиваться не будет
© SM News