«Общественная палата Челябинской области – диалоговая, а не оппозиционная площадка»

Николай Михайлович, Общественной палате Челябинской области уже 13 лет. Но активно о себе ее члены и эксперты заявили чуть более трех лет назад, когда ее председателем был выбран Олег Дубровин. С тех пор проект за проектом. Но «День Общественной палаты Челябинской области в муниципальном образовании» – это нечто особенное. Корреспонденты «ФедералПресс» участвовали в нескольких выездах. И это, действительно, масштабная слаженная работа сразу по нескольким направлениям огромного количества людей. Как Вам пришла идея создать такой проект? — Расскажу предысторию. В 2015 году меня избрали в Общественную палату Челябинской области и первым делом поручили возглавить рабочую группу по формированию общественных палат внутригородских районов Челябинска. На тот момент у меня уже был четырехлетний опыт работы в городской общественной палате, я знал многих известных общественников и был знаком с главами районов. Вспоминаю, как было непросто тогда убедить некоторых глав запустить на своих территориях процедуру создания общественных палат. С кем-то приходилось встречаться по несколько раз, растолковывать, убеждать. Но в итоге мы смогли договориться, и в городе появилось еще семь районных общественных организаций, которые объединили на своих площадках самых активных и уважаемых жителей. Мы начали плотно взаимодействовать с руководителями районных палат, строить совместные планы, обмениваться опытом. Через какое-то время начали завязываться партнерские связи по обмену опытом с представителями муниципальных палат в регионе. И чем больше я общался с общественниками из малых городов и районов, тем ближе был к мысли, что наш опыт необходимо начинать более активно транслировать в муниципалитеты. Что нужно работать «на земле», чтобы видеть, чем живут люди в деревнях и селах, небольших городах, понимать их проблемы и совместно с местными общественниками и местной властью вырабатывать пути решения этих проблем. В то время у меня появилось желание помочь выстроить эффективную работу в муниципальных палатах, чтобы они начали приносить максимальную пользу своим территориям и, самое главное, людям, живущим в них. Тогда я сел за ноутбук и буквально за два вечера «нарисовал» проект муниципальных форумов, пришел к тогдашнему председателю палаты Вячеславу Скворцову и попытался его убедить в том, что работа областной Общественной палаты может быть очень полезна и за пределами областного центра. К сожалению, тогда я не получил должной поддержки, и идея легла на полку до лучших времен. Вероятно, тогда она показалась Вячеславу Николаевичу слишком сложной для реализации, а может, просто мы на тот момент были недостаточно знакомы, для того чтобы доверить «новичку» такой серьезный проект. Думаю, случись это сегодня, возможно, все сложилось бы иначе. Но, как говорится, всему свое время. Тем не менее я не отказался от своих убеждений, продолжал общаться со многими председателями и членами палат и помогать им в работе. В октябре 2016 года в палате сменился председатель, им стал Олег Дубровин. Меня избрали председателем комиссии по общественному контролю, и в течение всего 2017 года я занимался развитием этой системы. За год нам удалось добиться неплохих результатов. Лучшие практики общественного контроля, признанные на федеральном уровне, находятся сейчас у нас – в Челябинской области. Это неоднократно подтверждал наш коллега, курирующий вопросы общественного контроля в Общественной палате Российской Федерации, заместитель секретаря Владислав Гриб. Параллельно мне приходилось взаимодействовать с местными палатами в регионе: консультировал коллег по вопросам общественного контроля, делился своим опытом, общался с главами. Кто-то из председателей палат обращался за консультацией, некоторые просили поддержки при выстраивании своей работы. Нам даже приходилось мирить руководителя палаты и главу. Встречались, объясняли, что Общественная палата – не оппозиционная площадка, а скорее медиатор, что миссия палаты заключается в выстраивании диалога между обществом и властью, а не в попытке указать главе на его промахи. Сложно иногда убеждать коллег, что мы, члены Общественных палат, вынуждены взаимодействовать именно с той властью, которая есть. В тех муниципалитетах, где между палатами и местной властью это взаимодействие настроено, самые эффективные результаты работы. Весной 2018 года я был избран в новый состав Общественной палаты, где занял должность первого заместителя председателя. В зону моей ответственности вошли вопросы взаимодействия с муниципальными общественными палатами, общественными советами при органах исполнительной власти и общественного контроля. Я обсудил с Олегом Владимировичем (председателем палаты) концепцию по работе с муниципалитетами, он кивнул головой и сказал: «Делайте!» К осени 2018 года мы создали координирующий орган под названием Совет общественных палат муниципальных образований Челябинской области, в состав которого на тот момент вошли 43 общественные палаты региона. Нам удалось объединить целый полк общественников численностью более 800 человек по всей области для совместной работы. Сейчас это самое крупное объединение субъектов общественного контроля не только на территории Южного Урала, но и за ее пределами. И уже с января 2019 года мы запустили наш совместный проект под названием «День Общественной палаты Челябинской области в муниципальном образовании». Сегодня в нашем проекте задействовано 46 человек: большая часть из них – члены Общественной палаты, остальные – эксперты и два советника председателя ОП. Кроме того, участие принимают главы муниципальных образований, председатели местных Советов депутатов, представители органов местного самоуправления, прокуратуры, муниципальных палат, Уполномоченного по защите прав предпринимателей, УФАС, министерства экономического развития, фонда «Территория бизнеса», министерства сельского хозяйства, общественных советов, предпринимательских сообществ и иных общественных объединений. Я даже не ожидал, что люди будут готовы рано утром выезжать, несколько часов ехать, работать в муниципалитете полный рабочий день, а по возвращении еще и отчеты писать. За год мы проехали почти три тысячи километров, только на саму дорогу ушло около 40 часов, а уж сколько времени было потрачено на семинары, встречи и круглые столы! Но результат стоит затраченных сил. И как воспринимают муниципалитеты визит такой делегации из нескольких десятков экспертов? — Первое время к нашей инициативе, конечно, относились с опасением. Мне или председателю палаты часто приходилось созваниваться с главами и объяснять цель визита. Мы ведь работаем сразу по нескольким направлениям. Проводим круглые столы по вопросам образования, медицины, развитию бизнеса, общественный контроль различных объектов и, конечно, личный прием граждан. Кстати, в общей сложности в наши приемные обратились 120 человек. В ряде случаев жалобы людей удавалось решить прямо на месте, для этого было достаточно дать человеку грамотную юридическую консультацию. В других – вопросы были переданы в профильные органы государственной власти, в работу органов местного самоуправления и поставлены на контроль Общественной палаты. Конечно, все наши площадки требуют трудозатрат и поэтому, безусловно, в организационном плане мы доставляем принимающей стороне немалые хлопоты. Но наша цель – помочь. Теперь муниципалитеты это понимают, принимают нас хорошо. Тут дело такое: если ты видишь проблему, важно не просто начинать кричать о ней и ругаться с властью, а предпринимать конкретные действия, непосредственное участие в ее решении. Мы именно так и стараемся делать. Как результат – главы и общественники на местах говорят о важности нашего свежего взгляда на жизнь людей, их проблемы и достижения. Об увиденном положительном опыте в одном городе мы рассказываем, когда приезжаем в другой, и это оказывается полезным. Территории, которые раньше не знали об опыте соседей – интересных проектах по развитию спорта, поддержке молодежи, культурному просвещению, – начинают внедрять эти идеи у себя. С большинством руководителей муниципальных палат у нас также сложились приятельские отношения, мы часто общаемся, поэтому нам всегда рады. Прежде всего наша задача – это поддержка тех людей, которые занимаются общественной работой на местах. Это обмен опытом, информационная, консультационная поддержка. Чем больше будет людей с активной жизненной позицией, тем проще будет добиваться решения тех вопросов, которые есть в каждом муниципалитете. На сегодняшний день мы посетили 11 территорий. Это города Южноуральск, Кыштым, Карабаш, Троицк, а также районы: Каслинский, Аргаяшский, Кусинский, Октябрьский, Агаповский, Саткинский и Троицкий. Нами были проведены общественные проверки 16 детских и взрослых больниц и поликлиник, более 60 объектов учреждений культуры (музеи, музыкальные школы, дворцы культуры, библиотеки), 191 объект по программам капитального ремонта многоквартирных домов, «Реальные дела» и «Формирование комфортной городской среды» (дворовые территории, дороги, школы и так далее) и 51 спортивный объект. И ни разу не было такого, чтобы нас куда-то не пустили, закрылись. Однако, как ни крути, а во время своих визитов вы выявляете слабые места территорий. Можно ли сказать, что проблемы везде одни и те же, или у каждого города/района они свои? — Проблемы, конечно, схожи. Мы выделяем три основных блока, жалобы на которые слышим чаще всего. Первый – это кадры. В ряде территорий катастрофически не хватает врачей-специалистов и врачей участковой службы, учителей, тренеров, специалистов в сфере культуры. Происходит старение кадров. Молодежь оканчивает вузы и уезжает в большие города, происходит отток молодого населения, в том числе и из-за низкой заработной платы. Второй блок – это материально-техническое обеспечение больниц, образовательных, спортивных и культурно-досуговых учреждений. В больницах не хватает современного диагностического оборудования. Остро стоит вопрос обеспеченности школ учебной литературой в связи с изменениями федерального перечня учебников. Что касается культуры, это также недостаточное финансирование, плохое оснащение музыкальными инструментами в школах искусств, нехватка библиотечного фонда. Есть территории, где до сих пор нет интернета, компьютеров и принтеров. И третий – сфера ЖКХ. Ветхость жилого фонда и коммунальных сетей, высокая стоимость коммунальных услуг, неудовлетворительное качество предоставления жилищных услуг, проблемы с водой, водоотведением, газификацией и другие. Николай Михайлович, ваш первый выезд был в Южноуральск. Как прошел дебют? — Первый выезд нашей делегации из 25 человек состоялся в январе 2019-го. Южноуральск не самая проблемная территория. Это уникальный город с большими перспективами. Там чистота и порядок на улицах, во дворах. Радуют глаз отремонтированные фасады домов. Когда мы приехали, сразу поняли, что власти и общественники друг друга понимают. Глава города принимает участие во всех заседаниях палаты, а значит, ему небезразлично, что происходит на общественных площадках, какие вопросы обсуждаются. Мы отметили множество спортивных объектов: ледовый дворец, хоккейный, теннисный корты, беговые дорожки, стадион. Есть замечательный парк с аттракционами. Оценили дворец бракосочетаний, аналогов которому даже в Челябинске нет. Многое делается для развития и самореализации подрастающего поколения, на высоком уровне ведется работа с общественными, волонтерскими организациями. Удивило, что в администрации работает много молодежи. Здесь была проблема с нехваткой целого перечня медицинского диагностического оборудования. Сейчас ситуация сдвинулась с мертвой точки. Наши специалисты помогли грамотно оформить необходимую заявку, и минздрав региона уже принял решение о выделении средств ненормированного страхового запаса на приобретение дорогостоящих приборов. В этом же документе числится и Куса с той же проблемой нехватки оборудования. За этот конкретный результат работы большая благодарность заместителю председателя ОП Марине Москвичевой, председателю комиссии по социальной политике и вопросам здравоохранения Татьяне Василенко, эксперту ОП Екатерине Щепилиной и всем, кто вместе с ними проводил эту работу. Раз уж речь зашла о Кусе… В Кусинском районе вы рекомендовали районной администрации проработать вопрос со стадионом «Труд». В сентябре появилась информация, что объект будут реконструировать. Ваша работа? — В муниципалитете много проблем, но очевидно, что конкретно этой не придавали должного значения и внимания. Нам бросилось в глаза, что дорожка крайне травмоопасна для детей, которые там занимаются. Видимо, глава не задумывался, что могут быть плачевные последствия и действовать надо быстро. Было принято решение делать комплексный ремонт, а также ставить новую газовую котельную. Было подготовлено обращение в министерство спорта Челябинской области о включении в план строительства современной беговой дорожки на условии софинансирования. Также нам пообещали, что будет решен вопрос о выделении ставки инструктора ГТО. Все это работа комиссии ОП по молодежной политике, массовой физической культуре и спорту, председателем которой является Вероника Бутузова. Эта же команда помогла в решении и других проблем. Например, в Кыштыме после рекомендации общественников было включено в план на следующий год приобретение кардиотренажеров, а на 2021-й – еще и системы видеонаблюдения для местного спортивного стадиона. В Сатке тоже есть результаты по спорту. В рамках нашего визита в территорию эксперт областной ОП Наталья Крушик провела там презентацию по детской художественной гимнастике. Чуть позже глава Саткинского района принял решение о развитии этого направления. Уже и тренер найден, он переедет из Челябинска в Сатку. Для небольшого города это большое событие. И без нашего проекта, оно бы, наверное, не случилось. В ближайшее время Сатку, а с ней и Касли, ждет еще одно нововведение. Для решения проблем нехватки узких специалистов в лечебных учреждениях этих городов было принято решение о проведении дней муниципальных образований в консультативных и диагностических центрах, которые находятся в Челябинске. То есть пациентов, которые не могут пройти необходимое им обследование у себя дома, будут централизованно доставлять в челябинские больницы. В настоящее время достигнуто соглашение с министерством здравоохранения Челябинской области, с главными врачами консультативно-диагностических центров и главами муниципалитетов о такой форме сотрудничества. С нового года проект будет запущен. Это тоже наша рекомендация. Такой опыт мы уже опробовали в Каслях, и люди успешно прошли необходимую диагностику в Челябинске, куда самим им было добираться сложно и неудобно. Также в ряде муниципалитетов принято решение проводить обследование и лечение местных жителей – граждан старше 65 лет – в областном госпитале ветеранов войн. Пока в этой программе примут участие четыре территории. А Октябрьскому району удалось чем-то помочь? Территория эта непростая. — В Октябрьском районе мы отметили слабую работу с местной молодежью. Теперь с уверенностью можно сказать, что рекомендации ОП были приняты, и в этом направлении районной администрацией ведется активная работа. Была выделена ставка инспектора по молодежной политике в Управлении образования администрации района. В августе 2019 года там провели первый слет молодежи «Юность-2019», участие в котором приняли более 200 молодых людей из семи сельских поселений. Мероприятие планируют сделать ежегодным. Усилена работа по патриотическому воспитанию, в районе развивается юнармейское движение, возрождены ряд патриотических мероприятий, таких как «Зарница». Подобрано помещение в школе № 2, после ремонта там будет открыт Дом детского творчества и молодежный лофт-центр. В районе не так давно проходила встреча начальника Управления образования с учащимися школ в рамках проекта «Диалог на равных». В 2020 году планируется проведение подобного проекта с главой района. Еще в Октябрьском муниципальном районе мы выявили проблемы по газоснабжению (без тепла зимой могли остаться сотни домов) и капитальному ремонту водопровода. После того как к решению вопроса подключилась ОП, министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области взяло вопрос по газоснабжению Октябрьского муниципального района на особый контроль. Выход из сложившейся ситуации был найден – с началом отопительного сезона большинство домов были подключены к газораспределительным сетям. Также минстроем было направлено предложение главе региона Алексею Текслеру о рассмотрении возможности оказания финансовой помощи в размере 21 миллиона 636 тысяч рублей Октябрьскому муниципальному району на выполнение работ по капитальному ремонту водопровода в рамках госпрограммы «Чистая вода». В Каслях и Каслинском районе схожие проблемы. Тоже не хватает денег на глобальную реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения. На новый водовод и коллектор надо примерно миллиард рублей. Этот вопрос также на контроле у губернатора. Сам муниципалитет с этим не справится. В наших силах еще раз привлечь к этому внимание. После каждого мероприятия вы направляете в адрес муниципалитета итоговый протокол с рекомендациями от всех участников выезда. А кто-то контролирует их исполнение или все на совести принимающей стороны? — Практически все муниципальные образования, в которых мы побывали, за исключением Агаповского района, периодически направляют нам информацию о выполнении решений наших выездных заседаний. Некоторые вопросы берет на контроль местная общественная палата, другие – администрация. Если необходимо, подключаются и областная палата, и правительство Челябинской области. Отмечу, что мы не ставим своей целью решить все существующие в городе или районе проблемы. Мы просто не в силах этого сделать. Но мы можем выявить такие моменты, на которые местные власти не обращают внимания по самым разным причинам. Николай Михайлович, 11 территорий за год – это серьезная цифра. Особенно учитывая, что работа общественника безвозмездна. Вы и ваши коллеги тратите на это ваше личное время, силы. А что взамен? — Взамен ощущение того, что помог людям. Поверьте, это не так мало, как может показаться. Я считаю, что в жизни важно не только получать, но и отдавать. Если есть возможность помочь, это необходимо делать. И мои коллеги Олег Дубровин, Вячеслав Цапов, Нина Горланова, Наталья Коркина, Елена Сыркина, Ольга Шкода, Алексей Ларин, Наталья Заварзина, Ирина Качуро, Валентина Соловьева и многие другие, к счастью, того же мнения. Нам эти выезды и работа по ним приносят внутреннее удовлетворение. А потом… Ведь наш регион – безумно красивый и интересный. Он достоин того, чтобы его ценили и любили, чтобы его изучали, знали особенности той или иной территории, отличия природы, культуры и быта одного района от другого. Каждый раз удивляюсь, сколько потрясающих мест находится, как говорится, в шаговой доступности от нас. Очень впечатлили, например, Кыштым, Сатка и Троицк. Это города, в которых хочется жить, это по-настоящему культурные города. В Кыштыме уникальная система библиотек, Народный дом, в котором в ближайшее время начнет работать интерактивный концертный зал и филиал областной филармонии. Здесь проводится международный фестиваль духовной музыки, духовых оркестров. Сатка и Троицк за последние пять лет сделали, на мой взгляд, огромный скачок в развитии. Появилось много красивых улиц и зданий, общественных пространств. Культурная жизнь кипит, регулярно проводятся фестивали, концерты, выставки и конкурсы. Троицк, между прочим, стал первым городом на Южном Урале, где был создан виртуальный концертный зал. У нас в регионе еще много муниципалитетов. Пока я работаю в Общественной палате Челябинской области, пока есть надежная команда единомышленников, коллеги, готовые тратить на это время, проект будет продолжаться.

«Общественная палата Челябинской области – диалоговая, а не оппозиционная площадка»
© РИА "ФедералПресс"