Войти в почту

"Крым – задача нетривиальная"

Каким станет Крым в будущем, как идет реализация ФЦП и почему продлен срок действия программы, в чем ловушка региона и как ее избежать - в интервью РИА Новости Крым рассказывает руководитель Дирекции по управлению ФЦП Минэкономразвития РФ Андрей Никитченко. - Открывая 23 декабря запуск поездов по Крымскому мосту, Владимир Путин заявил, что постройка моста, запуск по нему сначала автомобильного, а теперь железнодорожного сообщения показали, что "Россия в состоянии делать такие инфраструктурные объекты". Крым с момента присоединения к России – фактически один огромный инфраструктурный объект. ФЦП развития Крыма и Севастополя исполняется шестой год. Как с исполнением на конец 2019 года и можно ли назвать программу частью нацпроектов? - Федеральная целевая программа развития Крыма имеет выраженную региональную проблематику, поэтому по определению не может быть нацпроектом в полной мере. Однако если сравнивать цифры выделенного бюджетного финансирования, то да, программа сопоставима с нацпроектами. Ее важность велика и для развития национальной экономики, и для нацбезопасности, что и определятся особым вниманием к ней со стороны президента Владимира Путина и федерального правительства. - За 5 лет ФЦП развития Крыма и Севастополя прилично изменилась. И по срокам, и по объемам финансирования, и по перечню объектов. - С 2014 года по 2019 год масштаб мероприятий ФЦП увеличился более чем на 40% и сейчас охватывает 891 объект с общим объемом финансирования 961,2 млрд руб. 280 объектов и мероприятий программы уже завершены. Это Крымский мост, энергомост, магистральный газопровод, две новые ПГУ-ТЭС, из социальной сферы – медицинский центр в Ялте, сеть фельдшерско-акушерских пунктов, 20 детских садов, 3 школы. 552 объекта и мероприятия находятся на той или иной стадии реализации, остальные 59 стартуют в ближайшем будущем. В уходящем 2019 году 42 объекта программы завершены, из которых 23 – в Крыму, 8 – в Севастополе и 11 – реализуемые федеральными органами власти. Самые значимые завершенные объекты этого года, конечно, выведенные на полную мощность Балаклавская и Таврическая ПГУ-ТЭС, железнодорожная часть Крымского моста. - Вы говорите "объекты" и "мероприятия". С объектами понятно, что такое мероприятия? - Под объектами подразумеваются объекты капстроительства, а под мероприятиями – ремонтные, реставрационные работы, работы по реконструкции, разработка документации либо комплексные решения, которые в себя включают несколько объектов. К таковым можно отнести разработку генпланов городов, противоаварийные первоочередные и реставрационные работы на объектах культурного наследия, капремонты дорог и зданий. И, например, комплекс объектов по водоснабжению Крыма также относится к мероприятиям. - Каковы итоги 2019 года? Федеральные чиновники говорили, что исполняемость ФЦП год от года улучшается, но все же, очевидно, не столь хорошо, как хотелось бы. Есть задержки в исполнении, поэтому программу все время приходится корректировать. Каковы причины отставания? - Объем финансирования Республики Крым и г.Севастополя из федерального бюджета в 2019 году составляет порядка 84 млрд рублей. В этом году мы ожидаем результатов реализации программы на уровне не ниже предыдущего, но давайте все же подведем итоги в начале 2020 года. - Подведем. Но все же в чем причина задержек? - Задержки с исполнением отдельных мероприятий есть, этого никто не скрывает. Но продление и корректировка программы связаны не только с этим. В корректировке программы, утвержденной постановлением правительства РФ 12 декабря, перераспределены средства: некоторые объекты вышли из экспертизы со снижением стоимости, некоторые – с увеличением. Например, больница скорой медицинской помощи в Севастополе стоила 6,7 млрд рублей, после экспертизы стоимость увеличилась до 8,6 млрд рублей, а стоимость работ по рекультивации ТКО в Керчи, наоборот, снизилась почти на 430 млн рублей. Помимо корректировок, программа приобретает новое наполнение и новое качество, что неизбежно влечет продление срока ее исполнения. - И в чем состоит это новое качество и наполнение? Приведите примеры. - Например, предыдущая, летняя корректировка расширила логику и диапазон программы. Во-первых, был сделан акцент на развитии муниципальной инфраструктуры, в программу было включено 88 новых объектов. Во-вторых, было предусмотрено финансирование разработки технико-экономических обоснований для принципиально новых инфраструктурных и комплексных мероприятий с прицелом на стратегическое развитие всего региона на уровне мировых практик: создание инфраструктуры круизных перевозок и яхтенного туризма всего полуострова, создания в Западном Крыму нового туристического кластера с нуля. - В итоге, какова сейчас логика ФЦП? Это программа "латания дыр" или все же развития региона? - По факту программа получилась "двуединой" – она решает и задачи регионального финансирования, и "латания дыр", и выполняет задачи долгосрочного развития через интегрирование в экономику страны и снятие инфраструктурных ограничений. Поэтому бенефициаром в итоге окажется не только Крым, но и вся страна. А приобретенный опыт решения нетривиальных задач в Крыму может теперь, как 23 декабря отметил президент Владимир Путин, служить стране при осуществлении самых сложных программ регионального развития. - "Нетривиальные задачи" — это любопытно. Другая территория, жившая 20 с лишним лет по другим законам и логике, понятно. Но как этот опыт применим к другим субъектам РФ? - Проблематика пространственного развития в стране требует современных управленческих механизмов. Есть сопоставимый опыт прошлого, когда наша страна решала масштабные задачи национального, в том числе, регионального развития. Однако он приходится на позднесоветский период и может быть воспроизведен лишь частично. Нет тех людей, которые творили великие стройки социализма, а время и требования к созданию инфраструктуры ушли вперед. И самое главное, сегодня мы создаем инфраструктуру в рыночных условиях с другими критериями эффективности. Нам нужен новый прорыв, обозначенный в майском указе президента 2018 года, прорыв для XXI века. - Какова роль Дирекции по управлению ФЦП в общей системе управления этой программой "прорыва"? - На федеральном уровне заказчиком-координатором ФЦП выступает Министерство экономического развития, а на региональном субъекты Федерации выступают заказчиками по большинству исполняемых мероприятий. Дирекция по управлению ФЦП – небольшой механизм, связующий в ежедневной работе два больших блока управления, федеральный и региональный. Наша основная задача – мониторинг и координация. Именно на нашей площадке ищут и находят решения по реализации наиболее сложных задач. Например, именно на площадке Дирекции проходила еженедельная координация работы заказчиков, подрядчиков по проектированию и подрядчиков по строительно-монтажным работам автомобильных и железнодорожных подходов к Крымскому мосту со стороны Крыма. Было 11 организаций, скоординировать и синхронизировать все их действия было совсем непросто. А ведь ввод в эксплуатацию моста зависел не только от строительства самого моста, но и от сопряженной с ним инфраструктуры как со стороны Крыма, так и Тамани. И задача была выполнена. Такая же работа велась по объектам культурного наследия, мероприятиям по водообеспечению Крыма и Севастополя, развитию аэропортового комплекса, круизного туризма. - Дирекция, во всяком случае, пока работает до конца 2020 года. А саму ФЦП уже продлили до 2022-го, возможно, продлят и дальше. Следующие годы в дирекции необходимости не будет? - Думаю, мы во многом выполнили поставленные перед нами задачи. Изначально вообще планировалось, что Дирекция создается на 2016 и 2017 годы. Но затем правительство РФ дважды продлевало срок ее работы в силу большого объема задач. Я всегда сравнивал Дирекцию с десантом – этакий проектный офис в форме десанта. А такая жизнь по определению конечна. - Каким вы видите Крым после реализации ФЦП? Есть ли вообще жизнь у Крыма после закачивания миллиардов бюджетных средств? - Сама по себе инфраструктура, какой бы современной она ни была, не гарантирует рост регионального богатства и налоговой базы. Да, программа снимает инфраструктурные ограничения, которые наследовал регион, и интегрирует Крым в Россию. Но не гарантирует, что экономика полуострова избежит ловушки хронической дотационности на основе новой инфраструктуры, с одной стороны, и старой советской отраслевой структуры с устаревшими технологическими решениями, с другой. - От чего зависит возможность выйти на бездотационное развитие региона после программы? - Зависит от того, какой тип экономики вырастет на основе созданной с помощью ФЦП инфраструктуры. Что, в свою очередь, зависит от того, какой капитал и какие отрасли будут доминировать в экономике региона, какой будет добавленная стоимость, создаваемая в Крыму, какова будет роль науки и высокотехнологичных отраслей, как регион встроится в экономику черноморского региона и удастся ли создать синергетические эффекты с развитием сопредельных российских регионов. Таких "как" немало. Сам ход реализации программы неизбежно подталкивает к этим вопросам. И от того, какие будут найдены ответы, зависит ответ на ваш вопрос. - Какова здесь роль частного капитала, особенно с учетом всевозможных санкций, которыми обложен Крым? - Капитал может сыграть разную роль. Может блокировать устойчивое развитие, а может сделать Крым экономическим центром черноморского региона, открывая новые перспективы и создавая совершенно новый человеческий капитал. По моему убеждению, Крыму необходимы частные инвестиции, но не любые и не любой ценой. Частный капитал, разрушающий будущую стоимость экономики региона, если использовать термины экономистов, Крыму не нужен. - А разрушающий стоимость капитал – это какой? Хаотичная застройка побережья, о которой предостерегал на Ялтинском форуме вице-премьер Дмитрий Козак? - Я имею в виду хорошо известное явление, когда одни инвестиции закрывают дверь другим и таким образом исключают возможность развивать целые направления на десятилетия вперед. Да, над прибрежными, уникальными природными зонами всегда дамокловым мечом висит желание строительной индустрии застроить их апартаментами. Для экономики региона и его социума продажа апартаментов – самый бесперспективный способ использовать уникальную природную ренту. Более того, этот способ уничтожает саму ренту. У региона из-под ног попросту выбивают будущее. Для Крыма и Севастополя такой риск очевиден. - Такие примеры есть в мировой практике? - Например, тотальная застройка многоэтажными домами красивейшего неаполитанского побережья Позиллипо, где ранее были парки и виллы XIX века. В итоге эта мировая жемчужина природы и истории потеряна безвозвратно. В каждой стране, увы, есть такие примеры. - Каков ваш рецепт создания новой экономики для Крыма? - Невозможно создать новую экономику Крыма без восстановления инфраструктуры и возрождения благородства. Новая инфраструктура и благородство цели – вот рецепт. Если кратко. - Звучит как-то романтично и пафосно… - А романтизм всегда на определенной фазе развития становится формой реализма, если ставить перед собой нетривиальные задачи. А Крым – задача нетривиальная.

"Крым – задача нетривиальная"
© РИА Новости Крым