Войти в почту

Узбекистану отнюдь не чужда идея евразийской интеграции

В воскресенье в Узбекистане прошли выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса (нижнюю палату парламента) и местные органы власти. Голосование проходило по новым правилам в соответствии с недавно принятым избирательным кодексом страны. После смерти многолетнего лидера Узбекистана Ислама Каримова и прихода к власти нового президента Шавката Мирзиёева парламент страны переизбирается впервые. Эксперты заявляют, что эти выборы стали самыми демократичными за весь постсоветский период и страна находится на пути реформ, которые позволят изменить её имидж на международной арене. О том, как происходит демократизация законодательных институтов Узбекистана, а также об особенностях парламентаризма по-узбекски «Парламентской газете» рассказал старший научный сотрудник института востоковедения РАН заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. - Андрей Валентинович, эксперты в один голос утверждают, что эти выборы стали самыми демократичными за всю постсоветскую историю республики. Действительно ли это так? И как это повлияет на внутриполитическую обстановку в Узбекистане? - Безусловно, между тем, как выбиралась высшая законодательная власть ранее, и тем, что мы могли наблюдать в эти выходные, существует огромная разница. Впервые на выборах работало множество международных наблюдателей, которые отметили, что голосование полностью отвечает международным стандартам. Отличились только ОБСЕ и Human Rights Watch, но у них такая работа, им положено клеймить постсоветские выборы как недемократические. Но даже их заявления достаточно корректны. Они признают очевидный факт, что страна, с точки зрения совершенствования своих демократических процедур, движется в правильном направлении. Даже ОБСЕ и Human Rights Watch очевидный факт, что Узбекистан с точки зрения совершенствования своих демократических процедур, движется в правильном направлении. Остаётся дождаться итогов, чтобы представлять себе расклад в парламенте, но это уже вопрос второго порядка. Главное то, что налицо колоссальный прогресс. Конечно, делается это не из любви к демократической процедуре, а потому, что в Ташкенте сидят очень прагматичные люди, отдающие себе отчёт в том, что если страна заявила о стремлении к проведению крупных экономических реформ во всех отраслях, то необходимо создание соответствующего политического фона. В первую очередь это необходимо для привлечения иностранных инвесторов, которые должны быть убеждены в защищённости их средств. Во-вторых, это важно и для узбекского общества, внутри которого существует запрос на перемены. Как мне представляется, мы имеем дело не с разовой акцией «демократичности и открытости», а с взвешенной и продуманной стратегией официального руководства Республики Узбекистан. - Насколько самостоятельны нынешние партии Узбекистана? Различаются ли их политические повестки и программы, ведь говорят, что все они управляются сверху? - Достаточно почитать узбекские социальные сети, чтобы увидеть распространённые упрёки в адрес пяти участвовавших в этих выборах партий в однотипности и в том, что они недостаточно самостоятельные. Между тем в Узбекистане отдают себе отчёт, что партийное строительство — это процесс, который развивается. Ждать от партий того, что они вдруг начнут «фонтанировать» какими-то креативными идеями, наверное, было бы неоправданно. Просто потому что почти четверть века партийная жизни республики находилась в достаточно слабом состоянии. Тому же экологическому движению, ныне ставшему партией, вменялось в вину, что оно создано по инициативе сверху. Такого же рода упрёки неоднократно звучали и в адрес ведущих партий, в том числе и имевшей большинство в прошлом парламенте Либерально-демократической партии. Если брать за основу уставные документы всех участвовавших в выборах партий, их предвыборные обещания, а также их историю, то на поверхности окажется консервативный политический фон. Отсутствуют какие-либо радикальные настроения. Это вообще характерное свойство и национальная особенность Узбекистана — там не делают резких шагов. И к этому надо относиться с уважением. - Одной из главных предвыборных тем было вступление страны в ЕАЭС. Насколько это важно для Узбекистана? - Вокруг этой идеи в ходе парламентских дебатов ломалось больше всего копий. Эта тема вызывала живейший интерес всех участников предвыборного марафона. Мнения разделились: часть партий выступает за вступления, однако есть и голоса, утверждающие, что не стоит торопиться с этим. Однако учитывая узбекскую специфику, о которой мы уже говорили, нельзя сказать, что в стране существуют ярко выраженные противники евразийской интеграции. В любом случае, все политические силы отдают себе отчёт, что окончательное решение будет приниматься исполнительной властью. Законодательная власть может высказывать мнения, советы и предложения, но не её голос в данном вопросе будет решающим. - Какие изменения произошли в избирательном законодательстве? Что изменилось по сравнению с предыдущими выборами? - Изменился характер формирования Центризбиркома и избиркомов на местах — он стал гораздо более либеральным. Изменилась возможность допуска общественных активистов к контролю за процессом, увеличилось количество иностранных наблюдателей, причём кардинально. Были приняты решения по техническому совершенствованию избирательного законодательства. В принципе мажоритарная система осталась неизменной, но в силу принятия ряда подзаконных норм она стала более человечной, всё стало намного проще. В принципе мажоритарная система осталась неизменной, но в силу принятия ряда подзаконных норм она стала более человечной, всё стало намного проще. В Ташкенте прекрасно понимают, что кавалерийским наскоком такие вещи не меняются. У всех перед глазами пример соседнего парламентско-президентского Кыргызстана, где постоянно присутствует внутриполитический кризис. В Узбекистане не хотят повторения подобного опыта, не хотят, чтобы процесс нормализации партийной жизни в стране шёл какими-то излишне быстрыми шагами, и стараются делать всё не спеша и последовательно. - Андрей Валентинович, расскажите о роли парламента в политической жизни Узбекистана? - Если почитать законодательные нормы, то парламент в Узбекистане вполне себе состоявшаяся и самостоятельная структура власти. Он утверждает правительство, экономический блок. Через него должны проходить все процедуры, связанные с экономикой. Но вопрос, как всегда, в соответствии законодательных норм и правоприменительной практики. Чаще всего узбекские эксперты упрекают парламент в том, что он старается избегать острых тем и перекладывать свои полномочия на исполнительную власть. Он стремится принимать как можно меньше решений, которые могут быть неоднозначно восприняты населением, а реформы это всегда болезненно. За более чем четверть века в республике все привыкли, что за всё отвечает кабинет министров и лично президент и отказываться от возможности спрятаться за широкую спину сначала Каримова, а теперь Мирзиёева, многие не хотят. Справка Парламент Узбекистана является двухпалатным и состоит из Законодательной палаты (Олий Мажлис) и Сената. Депутаты и сенаторы избираются на пять лет. 135 из 150 депутатов Законодательной палаты избираются на прямых всеобщих выборах, 15 мест отводится Экологическому движению Узбекистана. Сенат является палатой территориального представительства и состоит из 100 сенаторов. В нынешних выборах приняли участие кандидаты от Либерально-демократической партии Узбекистана, Народно-демократической партии Узбекистана, Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение«), Социал-демократической партии „Адолат“ («Справедливость») и Экологической партии Узбекистана. Каждая из пяти партий выдвинула по одному кандидату от избирательного округа. Для победы кандидатам в депутаты необходимо было набрать более 50 процентов голосов в своём округе.

Узбекистану отнюдь не чужда идея евразийской интеграции
© Парламентская газета