Войти в почту

Главред «Огонька»: Какие бы ни появлялись новации, человечество не глупеет

21 декабря легендарному журналу «Огонек» исполняется 120 лет. Накануне дня рождения издания корреспондент «Вечерки» поздравила его главного редактора Сергея Агафонова. — Сергей Леонидович, мы знаем, что большевики закрывали «Огонек» после революции, но через пять лет он был восстановлен усилиями Михаила Кольцова. Но журнал считает свой возраст от даты первого выпуска — 21 декабря 1899 года. Почему не 1923-й? — Рубеж веков — это очень интересное время для России и для нашей прессы. Страна была на подъеме, печать активно развивалась. И тогда появился «Огонек» — еженедельное приложение к «Биржевым ведомостям». Это был совершенно новый, уникальный формат — журнал для семейного чтения с огромным количеством иллюстраций. Треть объема в нем занимали фоторепортажи. С «Огоньком» сотрудничали лучшие репортеры, фельетонисты, фотографы. А период закрытия продлился недолго, с 1918 по 1923 год. Пять лет — это лишь краткий миг в контексте стодвадцатилетней истории. Однако я ни в коем случае не хочу преуменьшить роль Михаила Кольцова — человека, который стал вторым отцом-основателем журнала. Он навсегда вписал свое имя и в историю «Огонька», и в историю российской журналистики. — Вы руководите «Огоньком» с 2012 года. Каковы ваши личные итоги на этом посту? — Для любого руководителя на месте редактора журнала с такой богатой историей главное — удержать планку, заданную его предшественниками. И сохранить магию «Огонька» как бренда, который знают и любят многие поколения уже более ста лет. Мы стараемся быть интересны и разным возрастам, и разным социальным группам, и даже людям, которые исповедуют разные представления о том, как устроена жизнь в России и в мире. Объединяет наших читателей то, что для них важен серьезный, взвешенный подход к проблемам. Мы не просто делаем развлекательное чтение для всей семьи, хотя и это тоже, но главное, что мы ценим в нашей аудитории, — это умение думать, анализировать, и мы всеми силами стараемся предоставить ей достойную пищу для размышлений. Вот сейчас готовится очередной номер. И снова перед нами задача — не подвести историю и читателя. Каким-то волшебным образом нам это удается. — Уже получаете поздравления от коллег из других изданий? — Ходят слухи, будто журналистское сообщество сейчас расколото, каждый сам за себя. Но это не так. Любое событие, тем более такое важное, всегда напоминает нам, что корпоративная солидарность есть. Только что отметил юбилей «МК», до этого — «Известия», ТАСС было сто лет, праздновали юбилеи и «Интерфакс», и «Комсомолка» — конечно, мы все друг друга поздравляем. Какой бы высокой ни была конкуренция, радость коллег — это наша общая радость. — Как вы оцениваете перспективы современной журналистики? — Я смотрю на будущее журналистики с оптимизмом. Какие бы ни появлялись новации — будь то «диджитал» или другие прорывы в науке и технике, — человечество не глупеет, людям интересно то, чем живет окружающий мир, какие существуют проблемы. А раз так, то будет жить и наша профессия. Какой вид примут газеты и журналы — бумажный или цифровой — это вопрос технический. — А что будет с авторской журналистикой? — Я не сторонник делить нашу работу на «журналистику мнений» и «журналистику фактов». Это модная концепция, но, на мой взгляд, это все немножко надуманно. Журналистика — это внятный, аргументированный и правдивый рассказ о том, что происходит за окном. Хорошо, если в этом рассказе выражена позиция автора, присутствует его творческий стиль. Главное, что он пишет не для себя, не о себе, а о том, что вокруг — о людях, событиях и так далее. Сейчас есть тенденция: журналистами становятся эксперты — врачи, юристы, политологи, экономисты. Они составляют сильную конкуренцию «просто журналистам». С моей точки зрения, эксперты никогда не вытеснят журналистов из информационного поля. И вот почему: эксперт великолепно осведомлен в той сфере, которую он представляет, но жизнь не ограничивается одной сферой. В жизни много явлений, вещей, событий, достойных внимания, и журналист — как профессиональный наблюдатель за жизнью — будет необходим всегда. Журналист придает рассказу глубину и объем. Ведь людям нужны не только экспертные суждения, но и эмоции, и общий фон, контекст. СПРАВКА Первый номер журнала «Огонек» был выпущен 21 декабря (по старому стилю — 9 декабря) 1899 года. С 1902 года стал самостоятельным изданием. В 1986 году журнал пришел в упадок, и его возглавил Виталий Коротич, который усилил в «Огоньке» общественно-политическое направление. Сергей Агафонов руководит «Огоньком» с ноября 2012 года. Тираж издания составляет около 80 тысяч экземпляров. Читайте также: «Железная леди» столичного театра Галина Волчек отмечает день рождения

Главред «Огонька»: Какие бы ни появлялись новации, человечество не глупеет
© Вечерняя Москва